Воскресенье Рамазан 21 1440 | Воскресенье мая 26 2019

Как мы понимаем «васатыю»

 

На упомянутой научной конференции, прошедшей в Кувейте в 2005 году, участники рассказывали о том, как они проповедуют идеи «васатыйи» в своих странах. Был затронут вопрос о переводе слова «ал-васатыя», и стало ясно, что оно не может быть однозначно переведено на другие языки. Некоторые предлагали написание слова «васатыя» таким, как оно звучит на арабском, с последующим добавлением наиболее близкого по значению слова в скобках.

На вопросительные взгляды и обращения собеседников я отметил, что перевод слова «васатыя» как «умеренность» грешит тем, что «умеренность» является переводом арабского слова «иътидал». Кроме этого, я высказал следующие соображения:

«Куръан, ниспосланный Аллахом, является чудом. Каждое его слово имеет свое особое значение, и это слово использовано в нужном месте. Если вместо одного слова будет использовано другое либо поменяются места слов, может быть искажено его значение. Точно также и со словом «васат», приведенным в аяте. Если обратиться к значению этого слова, мы увидим, что оно означает «средний», «умеренный», «правильный», «справедливый», «самый лучший».

Однако если мы заменим использованное в аяте слово «васат» только одним из вышеперечисленных слов, смысл не будет полным, поскольку «васат» заключает в себе и выражает их общее значение. Например, если вместо слова «васат» мы используем слово «умеренный», то такие значения, как «средний», «правильный», «справедливый» и «самый лучший» будут утрачены. То же самое будет и при использовании одного из других слов. Следовательно, нужно сначала разъяснить значение слова «васат», а далее использовать его без перевода».

Значение и описание слова «васатыя»

 

 

Слово «васатыя» происходит от арабского корня «васат» и имеет обширное толкование в словарях. В частности, в своем известном толковом словаре «Сихах» имам Исмаил ибн Хаммад ал-Джавхари приводит следующее: «Васат – это самое правильное и справедливое в каждой вещи» (3-том, стр.1167).

Абу Бакр Мухаммад ибн Хасан ибн Дурайд ал-Азди в своей книге «Джамхаратул Лугати» пишет:

«Васат» – это середина всякой вещи. Если говорят, что кто-то из «васата» такого-то рода, то это означает, что он – коренной представитель этого рода. «Васат» сережки означает самое ценное ее место, где прикреплена ее драгоценная жемчужина. «Васат из людей» означает лучшего из них» (3-том, стр.29).

Ахмад ибн Мухаммад ибн ал-Файюли в своей книге «Ал-мисбахул мунийр» пишет: «Слово «васат» означает умеренный».

Великий ученый Мухаммад ибн Яъкуб Мухаммад Ферузабади в своей книге «Ал камус ал мухийт» пишет: «Васат» – это самое справедливое и самое лучшее в каждой вещи» (стр.893).

Определение васатыйи:

Доктор Ахмад Умар Хашим в своей книге «Васатият-ул Ислами» дает следующее толкование:

«Васатыя» есть такое состояние личности, при котором она надежно защищена от преувеличения и преуменьшения установленных ей пределов. Другими словами, оно состоит в равновесии между двумя сторонами, не позволяющем одной превзойти другую и сохранить справедливость. При ней (васатыйе) отсутствует превышение границ или допущение недостатка, не может быть слишком жесткого или очень мягкого отношения. Напротив, нужно следовать к наиболее предпочитаемому, справедливому, лучшему и совершенному».

Выдающийся ученый шейх Юсуф Абдуллах Кардави в своей книге «Хасаисул аамма лил Ислам» дает следующее толкование «васатыйи»: «Вместо слова «васатыя» также существуют случаи использования слова «равновесие». Таким образом, выражается среднее и справедливое положение между двумя противоположностями. Так, чтобы влияние одного не свело на нет второе, чтобы одна сторона не превысила установленное для нее, не превзошла противоположную и не поглотила ее.

При использовании выражения «противоположные стороны» имеются в виду такие понятия, как духовность и материя, индивид и общество, реальность и фантазии, твердость и бессилие. Установление между этими противоположностями васатыйи – баланса, равновесия – возможно при условии предоставления каждой из них равных требуемых возможностей, а также недопущения нанесения ущерба, превышения ограничений, чрезмерной жесткости и мягкости» (стр.115).

Член ряда Академии исламского фикха, известный исламский правовед доктор Вахба Мустафа Зухейли в своих статьях на тему «Ал-маалим ваз-завабити фии мафхуми васатыя» дает следующее толкование: «Васатыя» подразумевает умеренность в вере, поведении, устоях, общении и нравственности. Ислам, являясь религией умеренности, не позволяет ни в одном из своих положений отклонений или превышения рамок. Это означает, что в Исламе нет фанатизма, однобокости и неестественности в вере, а также чрезмерной жесткости либо мягкости».

Один из кувейтских ученых шейх Ахмад Хусейн Ахмад Мухаммад в своем научном труде «Ал васатыя ва хазаратул Ислами» говорит о васатыйе следующее:

«Васатыя – это не одно из качеств Ислама, которое могло бы быть воспринято или не воспринято мусульманами. Васатыя – это и есть сам Ислам, а Ислам – это васатыя. Почему?

Васатыя – это гармония в мирских и духовных делах. Это не преувеличение и не преуменьшение. Васатыя – это справедливость и умеренность. Это и не кипение и не лень, поскольку «васат» – это одинаковое отдаление от границ, это центральная точка круга. Это понятие принято использовать для качеств, заслуживающих похвалы и свободных от преувеличения или преуменьшения.

Васатыя – это прямота и неотступность с правильного пути и в идеях, и в поведении. Васатыя – это «сыратул мустаким» (прямой путь).

Васатыя – это благополучие, охраняемое место благополучия».

Нам есть что сказать об этом и от себя. Хотя слово «васатыя» и используется в Священном Куръане, в наших старых книгах его нелегко найти. Вместо него использовались такие слова и выражения, как умеренность, середина, скромность. Однако васатыя является понятием, обобщающим все указанные значения. Поэтому использование этого слова и представляется целесообразным.

 

Необходимо обратить внимание еще на один момент. Все учение Ислама и нормы шариата отвечают принципу васатыйи, то есть, являются сбалансированными. Поэтому недопустимо делать уклон и в крайность, противоположную фанатизму – никто не должен думать, что он станет верно соблюдать «золотую середину», если будет соблюдать только половину предписанного шариатом, например, будет поститься только 15 дней из предписанных шариатом 30.

 

 

 

Самое читаемое

Голландка в прямом...

Выступая по мусульманскому радио Нидерландов,...

Владислав Сохин. Мой...

Наверно, многих людей взволнует вопрос:...

Для новообращенных мусульман...

По случаю окончания священного месяца...

Обрел вечное счастье...

Это случилось в наши дни,...

Почему из Интернета...

Менее чем через 24 часа...

Американский профессор принял...

Интерес американского преподавателя канадского университета...