Среда Шаабан 18 1440 | Среда апреля 24 2019

Васатыя в экономике

 

Всем известно, насколько важна для жизни человечества экономическая деятельность. Имущество, находящееся в собственности человека, является фундаментом его гражданских прав, основой возможности заниматься полезной деятельностью во имя Аллаха, содержать семью, совершать дела благотворительности и милосердия.

Аллах, Пречист Он, Всевышний, в суре «Ниса» сказал:

«И не дайте несмышленым (полоумным) ваши имущества, которые Аллах сделал средством существования» (аят 5).

Ислам не позволяет увлекаться богатством и превращаться в его раба. В то же время неразумно впадать и в противоположную крайность и призывать к полному отказу от имущества и материальных благ.

Аллах, Превелик Он и Преславен, создал каждого человека склонным любить имущество и богатство. Имущество, полученное дозволенным путем, считается в Исламе большим благом. Люди призываются заниматься честным и дозволенным трудом. Но всегда после упоминаний имущества и богатства следует предупреждение не увлекаться ими и помнить о будущей жизни. Так, в суре «Кахф» сказано:

«Имущество и дети – украшение земной жизни, а нетленные благодеяния – лучше у твоего Господа по вознаграждению и лучше по надежде» (аят 46).

Таким образом, в вопросе имущества и богатств применяется принцип васатыйи – умеренности, срединности, лучшего и предпочтительного. Мусульманин обязан стремиться получать имущество только дозволенным (халал) путем, таково веление Аллаха.

В суре «Бакара» Аллах, Пречист Он, Всевышний, сказал:

«О люди! Кушайте из того, что на земле, дозволенное, чистое и не следуйте стопам шайтана. Поистине, он вам – явный враг» (аят 168).

В этом священном аяте Господь миров призывает питаться чистыми и дозволенными благами не только мусульман, но и всех людей. Имеющиеся на земле богатства и блага Он создал для людей и дал им различение между чистым, полезным и нечистым, запретным.

Господь миров решительно запрещает правоверным мусульманам присваивать или потреблять чужое имущество запретным путем. В суре «Бакара» говорится:

«И не кушайте свое имущество между собой неверным путем и (не) давайте их правителям, чтобы вы ели часть имущества людей греховно, хотя вы знаете» (аят 188).

В этом аяте говорится о получении имущества дозволенным путем. Все имущество, полученное в результате дозволенного труда, наследования, дарения, торговой сделки по взаимному согласию сторон, является дозволенным (халал).

Разъясняя смысл этого аята, Абдуллах ибн Аббас радияллаху анху сказал:

«Это когда человек, будучи должником, воспользовавшись отсутствием доказательств своего долга, отказывается признавать факт получения имущества в долг. При этом, зная, что совершает грех присвоением чужого имущества, он еще и жалуется правителю».

Имам Куртуби сказал: «Под «неверным путем», о котором говорится в аяте, подразумеваются все виды запретного (харам) способа получения имущества: азартные игры, мошенничество, торговля запретными вещами, занятие запретными делами и другое».

Аллах, Пречист Он, Всевышний, в суре «Áли Имран» сказал:

«О вы, которые уверовали! Не пожирайте ри-ба(лихву) многократно, умноженно! И бойтесь Аллаха – может быть, преуспеете!» (аят 130).

По словам Хафиза ибн Касира рахматуллахи алайхи, здесь имеется в виду ситуация, когда по окончании срока возвращения долга кредитор говорит должнику: «Либо возвращай долг, либо увеличиваю процент». Если тот не выплатит долг, кредитор увеличивает процент за счет продления срока выплаты долга. После повторения этого положения каждый год проценты увеличиваются в несколько раз. В этом священном аяте говорится о недопустимости такого способа ведения дел.

Для применения принципа васатыйи в экономической сфере Ислам ввел такие инструменты, как закáт, милостыня в честь окончания поста, порядок раздела наследства, завещание, добровольное пожертвование, обеспечивающие перемещение имущества от богатых людей к бедным.

В суре «Хашр» Аллах, Пречист Он, Всевышний, приказав разделить изъятую у врага без боя добычу между несколькими категориями людей, в частности, близкими родственниками, сиротами, бедняками и бездомными, говорит: «чтобы не оказалось это обращающимся между богатыми из вас» (аят 7). Это означает, что следует разделить добычу между вышеуказанными категориями, чтобы она не осталась в руках богатых.

Даже в расходовании полученного разрешенным способом имущества в Исламе действует принцип васатыйи.

Аллах, Пречист Он, Всевышний, в суре «Фуркан» Священного Куръана сказал в отношении правоверных мусульман:

«И те, которые, когда расходуют, не расточительствовали и не скупились, а были между этим умеренны» (аят 67).

Арабские слова «инфак» и «нафака» означают «расходование средств, денег, имущества». Вследствие того, что у нас переводчики Куръана перевели эти слова как: «давать милостыню», «делать пожертвование», то может возникнуть неверное понимание данного аята, что при пожертвовании, раздаче милостыни нужно быть умеренным, а в остальном не нужно.

Мусульманин всегда должен быть умеренным в расходовании денег и имущества. Он никогда не должен допускать расточительства, но и не должен быть скупым, отказываясь расходовать на действительно необходимое.

В Исламе открыты широкие возможности для частной собственности. Но одновременно Ислам не допускает полного произвола в расходовании даже собственного имущества, просто по прихоти его владельца, и устанавливает определенные шариатом рамки. В первую очередь запрещается расходовать имущество на греховные, запретные дела.

Помимо этого, мусульмане предостерегаются от бессмысленной траты имущества (исраф). Человека, бессмысленно и неуместно тратящего имущество, называют «сафих» – неумеющим расходовать имущество надлежащим образом. Имущество таких людей по решению специального совета замораживается и выдается по частям, по мере необходимости. Остальная часть его хранится.

Точно так же принимаются соответствующие меры и в отношении чрезмерно жадных людей. Если человек из жадности не выполняет свои материальные обязательства перед своими детьми, находящимися на его иждивении, совет взимает с него то, что им полагается.

В суре «Исра» Аллах, Пречист Он, Всевышний, сказал:

«И не делай свою руку прикованной к своей шее и не раскрывай ее во всю длину, иначе останешься сидеть порицаемым, жалким» (аят 29).

В этом аяте Аллах сообщает, как нужно правильно расходовать деньги и имущество.

«И не делай свою руку прикованной к своей шее».

Смысл прост: не будь скупым. В аяте понятие скупости выражается очень необычным сравнением: человек, приковавший свои руки к шее, никогда не сможет сунуть руку в карман и, достав оттуда деньги, дать их кому-либо. Таким образом, скупой уподобляется человеку, который приковывает руки к шее только для того, чтобы даже случайно не сунуть руку в карман и не дать кому-нибудь денег.

«И не раскрывай ее во всю длину».

Не раскрывай руку полностью и не раздавай все, что у тебя есть другим.

«Иначе останешься сидеть порицаемым, жалким».

Человек, необдуманно и напрасно растративший все и оставшийся без копейки, сам виновен в этом. И другие будут также его обвинять в неправильном и неуместном расходовании. К тому же со временем он и сам раскается в том, что сделал, и будет страдать.

В Исламе все рекомендуется делать в меру, не нарушая равновесия, и в вопросах приобретения и расходования имущества Ислам предлагает образец васатыйи. Мусульмане берегут себя и от рабства своему имуществу, и от полного отказа от него. Напротив, они должны быть хозяевами своего имущества и расходовать его на разрешенные и полезные дела.

 

 

 

 

Самое читаемое

Письмо от Марйам...

Как вам известно, недавно в...

Как нам следует...

Обычно, когда в руки берут...

Лучшее наставление

Мы начинаем публиковать серию статей,...

Вера в Аллаха...

Результаты научных исследований в области...

Начало ниспослания Куръана

Мекка. Пещера Хиро. Пророк Мухаммад...

Лучшая умма –...

«Вы являетесь лучшей из общин,...