Четверг Шаабан 12 1440 | Четверг апреля 18 2019

Добросердечность Абу Ханифы

 

Абу Ханифа рахматуллахи алайхи был очень скромным и богобоязненным, а также очень терпимым человеком. У него был сосед, который проводил все ночи в пьянстве и во весь голос еще и распевал: «Погубили! Какого парня погубили! Нужного в трудные дни защитника погубили».

Его песни всю ночь нарушали покой Абу Ханифы. Однажды ночью этого соседа пьяницу не стало слышно. Наутро Абу Ханифа узнал, что его арестовали за пьянство. Тогда он пошел к правителю и добился его освобождения. Когда они вдвоем возвращались домой, Абу Ханифа сказал ему:

«О парень! Мы погубили тебя?».

Он ответил: «Нет. Вы защитили. Да воздаст Вам Аллах!».

Потом этот парень, которого вызволил из тюрьмы Абу Ханифа, бросил пить, стал ученым и даже стал одним из факихов Куфы.

 

Добросердечность

Ахмада Ибн Ханбала

 

Ахмад ибн Ханбал рахматуллахи алайхи всегда встречал людей с улыбкой. Если он шел с кем-то по улице, он всегда шел сзади и говорил: «Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Каждое хорошее слово — милостыня. Встречать своего брата по вере с открытым лицом это тоже милостыня».

Как-то с одним из знакомых они зашли в место, где находилась женщина с танбуром[1] в руках. Его друг сломал танбур. Когда позже об этом случае спросили имама Ахмада, он ответил:

«Мне ничего не известно об этом. Я также ничего не знаю о том, что в моем присутствии кто-то сломал танбур», так как тот человек, отрицая оба этих деяния, покинул место. Он не любил проявлять грубость к окружающим его людям и говорил: «Наставляйте к благому и предостерегайте от злого. Но делайте это поучительно и красиво».

Однажды ему сказали, что такой-то пьет. Он сказал: «Пьет или не пьет, ему это известно лучше».

О некоторых пьющих набийз[2] ученых он сказал: «Эти их деяния не хороши. Но они не смывают их добрые дела».

Все это проявление глубокого понимания религии, наследия Пророка саллаллаху алайхи васаллам в добросердечности, скромности и богобоязненности в делах людей.

 

Добросердечность Ибн Хазма

 

Имам Ибн Хазм говорил: «Серьезность дополняется небольшой радостью. Не следует вообще отказываться от радости. Для преодоления серьезных дел радость нужна, чтобы укрепить душу. В религии нет требования всегда быть сдержанным и серьезным. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам шутил и не говорил ничего, кроме правды. И имам Али тоже».

 

Добросердечность Лайса ибн Саъда

 

Имам Лайс ибн Саъд получил прозвище «факих Египта и Нубии». Утрату книг этого имама мусульманская умма и ученые пережили с большим огорчением, чем потерю книг, которые были утоплены монголами в реках Даджла и Фурат.

Один из факихов сказал о нем: «Лайс был лучшим факихом, чем Малик, но получить известность было суждено Малику». Когда Лайс ибн Саъд скончался, все факихи того времени скорбили по нему. Мусульмане говорили: «Ушел величайший из факихов».

Один из правителей Египта разрушил некоторые церкви. Лайс ибн Саъд написал письмо халифу и потребовал снять с должности того правителя за то, что он сделал противоречащий духу Ислама осуждаемый поступок. Халиф снял с должности правителя Египта за его преступление.

Лайс ибн Саъд посоветовал новому правителю восстановить разрушенные церкви, а если христианам Египта будет нужно, построить новые церкви. Поскольку Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Поступайте хорошо с коптами». Большинство церквей в Египте сохранилось со времен сподвижников. Единство взглядов такого количества сподвижников может быть только результатом следования сунне Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.

Только для того, чтобы не причинить беспокойства и не нарушить порядок богослужения, Умар ибн Хаттаб радияллаху анху не стал совершать намаз в церкви Байтул Макдиса (Иерусалима), хотя был приглашен это сделать, а для защиты самих христиан Байтул Макдиса, их имущества, церквей и их вакуфных владений заключил с ними соглашение. Это засвидетельствовано сподвижниками и является документом для мусульман вплоть до конца света и в Судный день.

В хадисе Пророка саллаллаху алайхи васаллам сказано: «Я враг того, кто притеснит зимми — проживающего в мусульманском государстве немусульманина».

Именно поэтому Умар в письме открывателю Египта Амру ибн Ассу сказал: «Будь осторожен. Смотри, чтобы Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не стал твоим врагом».

В качестве аргумента тем, кто разрушил церкви, имам Лайс ибн Саъд также предъявил следующий аят:

 

«А кто несправедливее того, кто препятство-вал мечетям Аллаха, чтобы поминалось в них Его имя, и стремится к их разрушению?» («Бакара», аят 114).

В этом аяте говорится о захвате Байтул Макдиса римлянами, которые запретили богослужение, сожгли церкви и избили христиан.

Таких прекрасных строк очень много, все они озарены светом пророчества. Лишь те, чьи сердца затвердели, выходят за рамки этих норм шариата. Да сохранит Аллах!

Брат мусульманин! Контролируй сам себя. Если имеешь возможность, больше читай книг праведных людей. Если это тебе не под силу, спрашивай у людей, почитающих Аллаха, или старайся общаться с теми, кто, напоминая тебе об Аллахе, предостережет тебя от мирских соблазнов. Признак правильного пути — терпеливое следование шариату.

 

 



[1] Музыкальный инструмент.

 

[2] Напиток, получаемый в результате брожения плодов определенных растений, но не являющийся спиртным.

 

 

 

Самое читаемое

Письмо от Марйам...

Как вам известно, недавно в...

Действительно ли вы...

Бисмиллахир Рахманир Рахим В Священном...

Почему в арабском...

Современный исламский мир перестал уделять...

Истина о гадании...

О гадании и прорицании (1)...

Истина о гадании...

О гадании и прорицании (2)...

Истина о гадании...

Духовное лечение К месту будет...