Суббота Ражаб 16 1440 | Суббота марта 23 2019

Слово «таклид» в арабском языке означает «стремление одного человека подражать другому». В принципе любое обучение осуществляется через подражание не имеющего знаний ученика знающему учителю.

 

В этой главе речь пойдет о таклиде, то есть, подражании (следовании примеру) в вопросе понимания законов Шариата. Если точнее, о подражании другим в вопросах фикха, о следовании мазхабу на примере нашей действительности.

Всем известно, что некоторые фанатики не признают мазхабы фикха (религиозноправовые школы) и призывают к этому других. Они считают мазхабы ошибкой и недостатком, а в целях оправдания своих взглядов доходят до осуждения величайших имамов, основавших мазхабы.

Шейх Абдул Фаттах Абу Гудда рахматуллахи алайхи в своей рецензии книги «Иълаус сунан» пишет:

«Причиной написания этой книги является положение, сложившееся в середине ХХ столетия. Тогда, после отделения Пакистана от Индии группа лиц, объявивших себя «ахли хадис» («последователями хадисов», буквально: «людьми хадисов»), выступили с заявлением о якобы несоответствии сунне Пророка саллаллаху алайхи васаллам мазхаба Ханафия, распространенного среди большинства мусульман, проживавших на этой огромной территории. Они также обвинили последователей мазхаба Абу Ханифы в том, что они якобы возвысили над хадисами метод сопоставления – «кияс», используемый в принятии шариатских решений, и осудили всю ханафитскую правовую систему (фикх)». Помимо этого, они отвергли необходимость следования всем четырем признанным имамам, основателям мазхабов.

Эти люди, отрицающие мазхабы, заявляют: «Зачем нам следовать учению Абу Ханифы вместо исполнения того, что сказано в Куръане и сунне, то есть того, что предписано Аллахом и Его Пророком?!».

По их мнению, следование мазхабу фикха почемуто означает игнорирование Аллаха, Пречист Он, Всевышний, и Его Посланника саллаллаху алайхи васаллам и выполнение вместо этого требований простого смертного. Без сомнений, подобное убеждение приведет к куфру того, кто его придерживается.

Прежде чем изложить опровержение убеждений обвинителей таклида, ознакомимся с тем, как разъясняют таклид ученые.

В кувейтской «Энциклопедии фикха» понятие таклида толкуется следующим образом:

«Таклид означает принятие чьихлибо утверждений без доказательств. Это признание простым человеком мнения муджтахида. Обращение к сказанному Пророком саллаллаху алайхи васаллам – это не таклид. Так же, как и обращение к «иджмаъ» – согласию ученых – это не таклид. Поскольку в этом случае происходит возвращение к самому первоисточнику».

«Ученые науки вероубеждения пришли к единому мнению, что в вероубеждении (акыде) таклид недопустим».

«В вопросе же таклида в практических положениях Шариата существует два мнения.

Первое мнение: Допустимость таклида в указанных вопросах. Это слова ученых науки вероубеждения. Они говорят следующее:

Муджтахид в случае верного или неверного определения практических положений одинаково заслуживает воздаяния и не становится грешником. Поэтому в подобных вопросах таклид допустим. Однако для простых людей он обязателен, поскольку от них требуется соблюдение положений Шариата.

Иногда при обосновании этих положений встречаются аяты и хадисы, имеющие скрытый смысл, знание которого необходимо для иджтихада. Требование же от простых людей уровня муджтахидов приведет к сокращению роста населения, упадку сельского хозяйства, остановке ремесленничества, производства и, в конечном итоге, к хаосу. Сподвижники Пророка радияллаху анхум выносили фетвы между собой и для других людей, они не велели им быть муджтахидами. Сам Аллах, Пречист Он, Всевышний, повелел спрашивать у улемов: «Так спрашивайте же у людей зикра (то есть, хорошо знающих Ислам)».

Второе мнение: таклид запрещен (харам) и неприемлем. Это утверждение относится к Ибн Абдул Барру, Ибнул Кайюму и Шавкани».

Однако, если мы изучим второе мнение, то увидим, что речь идет о неприемлемости таклида только для тех, кто имеет возможность самостоятельно извлекать смысл священных текстов.

Те, кто выступает против таклида, а значит и против мазхабов, для обоснования своих утверждений пытаются приводить, в частности, следующие доказательства:

Аллах, Пречист Он, Всевышний, в суре «Тауба» сказал:

«Взяли себе своих раввинов и монахов за господ вместо Аллаха, и Мессию, сына Марьям. И не были повелены ничему, кроме как поклоняться единому Богу. Нет божества кроме Него, Пречист Он от того, что придают в сотоварищи!» (аят 31).

Раввин – это религиозный служитель и учитель у иудеев. Монах – аскет и религиозный учитель у христиан. В этом аяте Аллах обвиняет тех, кто обожествляют этих религиозных деятелей и подчиняются их человеческой воле так, как если бы это была воля Аллаха, придавая их, тем самым, Единственному Богу как бы в партнеры, в соучастники.

Фанатики считают, что подражающие факихам мусульмане подобны тем иудеям и христианам, которые обожествили первосвященников и монахов.

Имам Ахмад и Тирмизи передали от Ади ибн Хатима радияллаху анху, что, когда он услышал о призыве Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, он убежал в Шам (Сирия). Во времена невежества Ади ибн Хатим радияллаху анху принял христианство. Его младшая сестра и несколько человек из его рода попали в плен к мусульманам.

Но Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам освободил его сестру, дав ей подарки. Сестра, прийдя к брату, призвала его принять Ислам и уговорила его пойти к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Ади, будучи сыном Хатима Таи, известного своей щедростью, был еще и предводителем своего племени. Его прибытие в Медину вызвало различные разговоры среди людей.

Он зашел к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам с золотым крестом на шее. В то время тот как раз читал аят: «Взяли себе своих раввинов и монахов за господ вместо Аллаха, и Мессию, сына Марйам».

Ади радияллаху анху говорит:

«Я сказал: «Они вовсе не поклонялись им (как Господам)».

Посланник саллаллаху алайхи васаллам ответил:

«Но они запретили им разрешенное и разрешили запретное, а те согласились. Вот это и есть поклонение им (признание их Господами)».

Иудеи и христиане не признавали и не признают богами своих первосвященников и монахов. Но многие из них подчинились сказанному этими служителями, как если бы это была воля Господа Бога: они признали дозволенным то, что те назвали дозволенным, и признали запрещенным то, что те назвали разрешенным. Тем самым, они проявили неверие в Единственного, так как наряду с ним признали таких же, как они людей, своими Господами.

По аналогии с этим фанатики обвиняют в куфре всех мусульман, следующих таклиду!

Эти обвинения опровергаются следующим образом:

Вопервых, следовать мазхабу фикха не означает подчинения такому же, как мы, человеку, да еще и непременно отклонившись от Куръана и сунны. Авторы наших мазхабов фикха являются выдающимися учеными вероучения людей сунны и согласия. Они не допускали и не могли допустить никаких серьезных ошибок в главном – в вопросах вероучения (акыды). Следовательно, обвинение, что такие выдающиеся ученые могли призывать людей следовать не Куръану и сунне, а их собственным идеям, абсолютно противоречит логике.

Имамы мазхабов фикха в доступной форме разъясняли людям смысл Куръана и сунны, а также донесли до мусульман способы следования Куръану и сунне. Они никогда не выдвигали ничего, что противоречило бы Куръану и сунне, не требовали, чтобы их обожествляли или както превозносили, чтобы их личным советам следовали вопреки шариату Аллаха. Напротив, они добились уважения мусульман своим трудом, знаниями, воспитанностью и богобоязненностью.

Наши ученые характеризуют имамов мазхабов фикха и их заслуги следующим примером:

«Прожить праведную жизнь схоже с благополучным восхождением на вершину горы. Куръан и сунна являются картой и руководством, указывающими путь на эту вершину. Имамы мазхабов являются людьми, которые, используя такое руководство, находят самый легкий и безопасный путь для восхождения, ставят разметки и облегчают его.

Отрицающие мазхабы фикха похожи на тех, кто придя к подножию горы, имея карту и руководство, тем не менее пытаются подняться на вершину, ища для себя новый, нигде не отмеченный путь. Если они обладают глубокими знаниями, силой и возможностями, то теоретически есть вероятность, что они поднимутся на вершину, но в противном случае они сорвутся с горы. Знания, сила и возможности, которые могут помочь подняться на вершину, должны быть, как минимум, равны или даже превышать возможности авторов мазхабов».

СОВРЕМЕННЫЙ ОТВЕТ

Устав от интриг фанатиков, обвиняющих мусульман в куфре и отрицающих мазхабы, правоверные активно приступили к разоблачению этих происков для просвещения масс и доведения до них истин Ислама, в первую очередь – принципа умеренности. В различных краях начали проводиться научные конференции.

27–29 джумадул аввала (4–6 июля 2005 года) в Хашимитском Королевстве Иордании прошла научная конференция под девизом: «Истина Ислама и его роль в современном мировом сообществе».

В процессе подготовки к конференции Король Иордании направил специального посла к пятнадцати наиболее выдающимся на сегодняшний день ученым и организациям с вопросом: «Можно ли объявлять кафирами людей, следующих в вероучении (акыда) и праве (фикх) мазхабам и суфийским школам?». Все, кому был задан этот вопрос, единогласно ответили: «Нельзя!» – и представили свои аргументы и доказательства.

Среди опрошенных были самые уважаемые представители восьми исламских мазхабов, существующих сегодня. Это четыре мазхаба ахли сунна вал джамаа – ханафия, маликия, шафиъия и ханбалия, шиитский мазхаб джаъфария, а также мазхабы зайдия, абазия и захирия.

В работе этой конференции приняли участие более 180 известных ученых из более 40 стран мира. В принятом ими заключительном заявлении конференции, в частности, говорится следующее:

«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одной души и сотворил из неё её пару, и распространил от них много мужчин и женщин...» («Ниса», аят 1).

 

Заявление

Международной Исламской конференции, прошедшей в столице Хашимитского Королевства Иордания Аммане под девизом:

«Истина Ислама и его роль в современном мировом сообществе»:

(Список лиц и организаций, принявших фетвы).

В соответствии с идеями, отраженными в упомянутых фетвах, речи Короля Хашимитского Королевства Иордания Абдуллаха Второго ибн Хусейна на открытии конференции, в проведенных научных исследованиях и представленных на конференции научных материалах, выступлениях и спорах, мы принимаем решение о следующем:

1. Каждый человек, следующий четырем мазхабам людей сунны и общины: Ханафия, Маликия, Шафиия, Ханбалия, а также Джафария, Зайдия, Абазия и Захирия, является мусульманином. Он не может называться кафиром. Его жизнь, имущество и честь неприкосновенны (запретны – харам).

Помимо этого, не может быть объявлена кафирами ни одна из групп мусульман, уверовавшая в Аллаха, Его Посланника и столпы веры, уважающая положения Ислама, не отрицающая его основные учения.

2. Несомненно, вопросов, по которым мазхабы сходятся во мнении, намного больше тех, по которым имеются расхождения. Вышеупомянутые восемь мазхабов имеют единые позиции в основных учениях Ислама.

Все они основываются на вере в единственность и существование Аллаха, Пречист Он, Всевышний, в то, что Священный Куръан является ниспосланным Аллахом Писанием, а Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам – посланным всему человечеству Пророком.

Все они едины в признании пяти столпов Ислама: двух шахадат (свидетельств), намаза, закaта, поста и хаджа к Каабе, а также столпов (рукн) веры: веры в Аллаха, Его ангелов, священные Книги, Пророков, Судный день и в предопределение доброго и злого.

Расхождения ученых мазхабов имеют место не в основополагающих, а во второстепенных вопросах. Подобные расхождения являются благом – в древности расхождения ученых в допустимых вопросах приветствовались.

3. Признание мазхабов Ислама означает следование конкретному пути, указанному в принятых фетвах. Никто не имеет права выносить фетву, не обладая конкретными качествами, требуемыми каждым мазхабом. Нельзя выносить фетвы, не будучи последователем мазхабов.

Никто не имеет права самовольно претендовать на осуществление иджтихада, создание нового мазхаба или выносить фетвы, освобождающие мусульман от требований Шариата, устоявшихся положений мазхабов.

4. Принятое в ночь «Лайлатул кадр» 1425 года по Хиджре и оглашенное в мечети Хашимитов «Послание Аммана» является призывом к твердому следованию мазхабам и указанному ими пути. Признание мазхабов включает в себя диалог и согласие, мягкость и васатыю, добродушие и милосердие между ними.

5. Мы призываем мусульман к отказу от противостояния и к единству, взаимоуважению, укреплению сотрудничества между их странами и народами, укреплению уз взаимной любви во имя Аллаха, недопущению внесения раскола между ними и вмешательства со стороны.

Аллах, Пречист Он, Всевышний, сказал:

«Поистине, верующие – братья. Примиряйте же своих братьев и остерегайтесь Аллаха, может быть, будете помилованы» («Худжурат», аят 10).

Воздаем хвалы лишь Аллаху Единственному!»

Из книги «Васатыя - путь жизни»

 

 

 

Самое читаемое

Письмо от Марйам...

Как вам известно, недавно в...

Соболезнование от Наталии

Мы получили письмо от ученицы...

Письмо от Натальи-9....

Ассаламу алайкум ва рахматуллахи ва...

Начало ниспослания Куръана

Мекка. Пещера Хиро. Пророк Мухаммад...

Начало ниспосылания Куръана

Мы продолжаем публикацию цикл статей,...

Как нам следует...

Обычно, когда в руки берут...