Понедельник Рамазан 15 1440 | Понедельник мая 20 2019

 

عَنْ أُبَيِّ بْنِ كَعْبٍ رضي الله عنه قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم :«يَا أَبَا الْمُنْذِرِ، أَتَدْرِي أَيُّ آيَةٍ مِنْ كِتَابِ اللَّهِ مَعَكَ أَعْظَمُ»؟ قَالَ : قُلْتُ: اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَعْلَمُ. قَالَ : «يَا أَبَا الْمُنْذِرِ، أَتَدْرِي أَيُّ آيَةٍ مِنْ كِتَابِ اللَّهِ مَعَكَ أَعْظَمُ»؟  قَالَ: قُلْتُ: }اللَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ الْحَيُّ الْقَيُّومُ{ . قَالَ: فَضَرَبَ فِي صَدْرِي وَقَالَ :«وَاللَّهِ لِيَهْنِكَ الْعِلْمُ أَبَا الْمُنْذِرِ»

Передается от Убаййа ибн Каъба радияллаху анху:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал мне: 

— О Абу Мунзир! Знаешь ли ты, который аят в Книге Всевышнего Аллаха является величайшим?

— Аллах и Его посланник — лучше знающие, — сказал я. 

Он опять спросил:

— О Абу Мунзир! Знаешь ли ты, который аят в Книге Аллаха является величайшим?

— Аллаху лаа илааха илла хувал Хаййул Каййум, — сказал я.

Тогда он, похлопав меня по груди, сказал:

— Клянусь Аллахом, о Абу Мунзир, да будет благословенно обретение тобой знания (ты обрел знание)!

Передали имам Муслим и Абу Давуд.

Этот хадис включает в себя очень большой смысль. Потому что в нем идет речь о величайшем аяте Священного Куръана. Посланник Аллаха саллалаху алайхи ва саллам  пожелал поучить Убаййа ибн Каъба, являвшегося одним из самих великих чтецов Куръана среди сахабиев (сподвижников), относительно того, какой аят в Куръане является величайшим. 

Когда он алайхиссалам спросил в первый раз, Убайй ибн Каъб, ответив: «Аллах и Его посланник — лучше знающие», хотел как можно больше узнать о величайшем аяте. Значит, Убайй радиаллаху анху мог слышать от других сподвижников, что тем аятом является  «Аятул Курси», или он назвал этот аят исходя из собственного иджтихада.

В этом хадисе подчеркнуто отмечается, что «Аятул Курси» является величайшим аятом Священного Куръана.  Ибо этот аят состоит из упоминания прекрасных имен и высших качеств Всевышнего Аллаха, которые свойственны только Ему. В нем упоминяется такие имена и качества, как Вахданият (Единство), Илм (Обладание знанием), Малик (Владычество), Кудрат (Могущество) и Ирада (Воля). Некоторые ученые-муфассиры (ученые в области науки тафсир) даже говорили, что в этом аяте собрано семнадцать  величайших атрибутов  Аллаха. 

 «Аятул Курси» получил такое название в виду упоминания в нем слова «Курси». Муфассиры комментировали  слово «курси» по-разному. Хасан Басри сказал, что под словом «курси» подразумевается Арш (Трон) Всевышнего Аллаха. Ибн Касир же отмечал, что «курси» не подразумевает Арш. Арш нечто большее, чем Курси. 

Абдуллах ибн Аббас радиаллаху анху говорил: «Под «курси» подразумевается илм (знание) Всевышного Аллаха.

В сущности, словарное значение слова «курси» означает «место сиденья», «трон», «опора» и «стул».

Существует только один достоверный хадис о «Курси».

В хадисе, переданном от Абу Зарра радиаллаху анху, «Пророк саллалаху алайхи ва саллам сказал:

مَا السَّمَاوَاتُ السَّبعُ فِي الْكُرْسِيِّ إِلَّا كَحَلْقَةٍ مُلْقَاةٍ بِأَرْضِ فَلَاةٍ، وَفَضْلُ الْعَرْشِ عَلَى الْكُرْسِيِّ كَفَضْلِ تِلْكَ الْفَلَاةِ عَلَى تِلْكَ الْحَلْقَةِ

— Семь слоев неба вместе с Курси, словно кольцо на открытой поверхности земли. Достоинство Арша относительно Курси, как достоиснтво земли относительно кольца».

(Передан в книге «Арш» Мухаммада ибн Абу Шайбы.)

О достоинства и особенностях «Аятул Курси» передано множество других хадисов.

 قال أبو أمامة الباهلي رضي الله عنه : قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم :«مَنْ قَرَأَ آيَةَ الْكُرْسِيِّ دُبُرَ كُلِّ صَلاةٍ مَكْتُوبَةٍ لَمْ يَمْنَعْهُ مِنْ دُخُولِ الْجَنَّةِ، إِلا الْمَوْتُ» أخرجه النسائي 

Передается от Абу Умамы Бахили:

«Посланник Аллаха саллалаху алайхи ва саллам сказал: 

— Кто читает  «Аятул Курси» после каждого фард-намаза, то только смерть ограждает его от попадания в рай». 

Следовательно, если правоверный (мумин) постоянно читает «Аятул Курси», то только его смерть препятствует ему войти в рай.

قَالَ التَّفْتَازَانِيُّ:  لَمْ يَبْقَ مِنْ  شَرَائِطِ دُخُولِ الْجَنَّةِ إلاَّ الْمَوْتُ، وَكَأَنَّ الْمَوْتَ يَمْنَعُهُ.

Имам Тафтазани говорил:  «Из всех условий для попадания рай остается только кончина человека, словно только смерть препятствует ему войти в рай.

В комментарии этого хадиса Ахмад ибн Мухаммад Тахави сказал:  «Смысл хадиса таков: если умрет, то попадет в рай. Это подразумевает, что его дух приобретет место в раю или, как только он умрет, его наделят райскими благами. Ибо могила представляет собой один из садов рая или одну из ям ада». 

Следовательно, читаюший «Аятул Курси» на постоянной основе после каждого намаза фард, если он исполнял повеления Всевышного Аллаха и воздерживался от того, от чего Аллах отвращал, то есть надежда, что он войдет в рай. 

Глядя на совершаюших фард-намазы и спешно покидающих мечеть людей удивляешься. Дл них открываются ворота рая, а они не входят. Поэтому наши улемы считали, что регулярное чтение «Аятул Курси» после каждого джамаъат-намаза, а также произнесение по 33 раза зикров  «Субханаллахи», «Алхамдулиллахи», «Аллаху Акбар» и один раз «Лаа илааха иллаллаху вахдаху лаа шарика лаху, лахул мулку ва лахул хамду ва хува ала кулли шайъин кодиир», является мустахабом (одобряемое, возлюбленное деяние). Тому, кто совершает это постоянно, Всевышний Аллах простит грехи, ин шаа Аллах.

Имам Бухари передал много хадисов о особенностях «Аятул Курси».

Имам Бухари передал множество сахих-хадисов о достоинствах «Аятул Курси». И в завершении настоящей статьи, приведем цитату одного из таких хадисов, переданных от Абу Хурайры радиаллаху анху:

«Посланник Аллаха саллалаху алайхи ва саллам уполномочил меня охранять рамаданский закàт. Кто-то начал брать пригрошнями из накопленного продовольствия.  Поймав его, я сказал ему:

 — Сейчас я поведу тебя к Посланнику Аллаха саллалаху алайхи ва саллам.

Он же сказал:

— Отпусти меня, у меня дети, я весьма нуждающийся. 

Я отпустил его из жалости. Утром Посланник Аллаха саллалаху алайхи ва саллам спросил: 

— О Абу Хурайра! Что сделал твой вчерашний пленник?

— О Посланник Аллаха, я отпустил его, когда он пожаловался на свою нужду и многодетность, — ответил я. 

Он сказал: 

— А если он обманул тебя и вернется? 

От слов Пророка алайхиссалам «а если вернется?» я понял, что он вернется и начал ждать. Он пришел и опять начать брать еду пригоршнями. Я поймал его и сказал: 

— Я поведу тебя к Посланнику Аллаха! 

Он же сказал: 

— Отпусти меня, у меня дети, я весьма нуждающийся. 

Я отпустил его из жалости. Утром Посланник Аллаха саллалаху алайхи ва саллам спросил: 

— Абу Хурайра! Что сделал твой вчерашний пленник? 

— О Посланник Аллаха, я отпустил его когда он пожаловался на свою нужду и многодетность, — ответил я. 

Он алайхиссалам сказал: 

— А если он обманул тебя и вернется?

 Я поймал его в третий раз и сказал: 

— Это уже третий раз. Теперь непременно поведу к Посланнику Аллаха. Каждый раз, обещая не приходить, ты вновь возвращаешься. 

— Если отпустишь меня, я научу тебя словам, посредством которых Аллах даст тебе пользу, — сказал тот. 

— Какие эти слова? — спросил я.

— Если прочтешь «Аятул Курси» когда ложишься спать в свое ложе, то тебя будет охранять защитник (ангел) от Аллаха. До утра к тебе шайтан не приблизится, — сказал тот. 

На другой день Посланник Аллаха саллалаху алайхи ва саллам сказал: 

— Он сказал правду, не смотря, что он — лжец, — и спросил, — Знаешь ли ты, с кем разговаривал все эти три дня, О Абу Хурайра? 

Нет, — ответил я. 

Он алайхиссалам сказал: 

— Это был шайтан».

Польза, извлекаемая из рассмотренных выше хадисов:

1. Посланник Аллаха всегда уделял особое внимание обучению сподвижников  предписаниям Священного Куръана.

2. «Аятул Курси» является величайший аят из аятов Куръана.

3. Там, где читается «Аятул Курси», оттуда сбегает шайтан и не сможет причинить вред читавшему этот аят человеку.

4. Регулярное чтение «Аятал Курси» становится причиной вхождения в рай.

 

Обид Мирхамидов

Имам-хатиб соборной мечети «Саъдулла ота»

(Кибрайский район Ташкентской области) 

 

 

 

 

 

 

 

Самое читаемое

Захра Лари –...

17-летняя уроженка Арабских Эмиратов стала...

Хадис - 1

1. Передается от Абдуллаха ибн...

Обнаружена самая ранняя...

Самый ранний текст священной книги...

Арабы и викинги

Появление арабов, и, через некоторое...

Истина о гадании...

О гадании и прорицании (2)...

Истина о гадании...

О гадании и прорицании (3)...