Пятница Зуль-каада 4 1438 | Пятница июля 28 2017

 

Вопрос (3319):

   Ассаламу алайкум, уважаемый Шейх, пусть Аллах приумножит Ваши знания!

Мой вопрос следующий:

Я знаю, что намеренное невыполнение намаза является большим грехом, но иногда затрудняюсь вставать на намаз фаджр (утренний намаз). Встав утром, не могу вспомнить, как выключил будильник. А иногда, проснувшись, не могу трезво думать и, не осознав надобность совершения фаджр-намаза, снова засыпаю. Но так случается изредка, не постоянно. Однако, проснувшись, сразу совершаю намаз фаджр полностью. В этом случае совершаю ли я грех, пропустив намаз? И вообще, виновен ли человек, если у него крепкий сон и каков приговор, если человек проспал намаз? Спасибо за ответ заранее, пусть Аллах будет доволен Вами!

С уважением

Сардор.


Ответ:

Бисмиллахир Рахманир Рахим
Передается от Джарира радияллаху анху:

«Мы были вместе с Пророком саллаллаху алайхи васаллам. Взглянув вечером на луну, он сказал:

— Непременно, вы увидите своего Господа так же, как эту луну. Не будет трудностей в видении Его. Итак, если вы в состоянии совершать намаз перед восходом и перед закатом солнца, то выполняйте это. Потом прочитал аят: «Пречищай [поминай пречистым] Господа твоего хвалой, перед восходом солнца и перед его закатом!».

Передали четверо мухаддисов.

Пояснение: В этом благородном хадисе намаз перед восходом солнца — это солатул-фаджр, а намаз перед закатом солнца — это солатул-аср.

Польза, извлекаемая из этого благородного хадиса:

  1. Истинность того, что в Судный день люди увидят лик Всевышнего Аллаха так же без затруднения, как видят полную луну.
  2. Чрезвычайная значимость намазов фаджр и аср.
    3. Необходимо уделять особое внимание намазам фаджр и аср. Потому что сон и другие факторы препятствуют своевременному совершению этих двух намазов.
  3. Хорошо приводить далилы (аргументы) из Куръана своим утверждениям (по шариату).

Следуя этому благородному хадису,нам следует стремиться к тому, чтобы не проспать намаз фаджр. Нам необходимо принять меры для того, чтобы не пропустить намаз аср. Вот тогда мы выполним подоснову того, чтобы в Судный день удостоиться чести лицезреть лик Всевышнего Аллаха.

Передается от Анаса радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Кто позабыл совершить намаз (вовремя), пусть совершит его сразу, как вспомнит. Для него нет иного искупления, кроме этого. «Совершай намаз для упоминания Моего». Передали пятеро из мухаддиссов.
В повествовании Муслима сказано:
«Когда кто-то из вас уснет или позабудет совершить намаз (вовремя), пусть совершит его сразу, как только вспомнит. Потому что Аллах сказал: «Совершай намаз для поминания Меня».
Пояснение: Религия Ислам — это религия облегчений, приволья и милосердия для людей.  

Ислам не предлагает человеку то, что он не сможет выполнить, что вне его возможности.
Всевышней Аллах создал человека и мир, в котором он живет. Также, Аллах — Тот, Кто внедрил исламский шариат, как совершенный, завершённый шариат, отвечающий всем требованиям человечества до Судного дня.
Следовательно, ниспосланный Аллахом шариат не может не подходить созданному Аллахом человеку, который живет в сотворенном Аллахом мире. Всевышней Аллах, как мудрый Творец, хорошо знает, что подходит человеку и что не подходит ему.

Частично эта истина проявляется в нижеследующем благородном:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Кто позабыл совершить намаз (вовремя), пусть совершит его сразу, как только вспомнит».
Человеку свойственно забывать. Арабы утверждают, что слово «инсан» (человек) происходит от слова «нисйан» (забывчивость, забвение).
Следовательно, забывчивость не порок, пожалуй, это уважительная причина. Человеку, который забыл о намазе, следует совершить его сразу, как только он вспомнит о нем.
«Для него нет иного искупления, кроме этого».
То есть нельзя восполнить не совершенный намаз другим способом, кроме как совершение его. А это один из самых весомых доводов в пользу того, что нет другого выхода чтобы восполнить пропущенный намаз, кроме как последующим совершением его.

«Совершай намаз для поминания Меня».

В этом аяте Аллах подчеркивает, что Он предписал совершать намаз для того чтобы поминали Его. Поэтому забывший человек совершает намаз, как только вспоминает о нем.

В переданном имамом Муслимом хадисе, наряду с человеком, забывшим о намазе, упоминается и проспавший человек.

Проспавшей человек так же не виновен, как и забывший о нем. Проспавший человек, проснувшись сразу же совершает пропушенный намаз.
Вывод из этого благородного хадис таков: человек, не совершивший намаз вовремя, непременно должен возместить его. Ибо раз уж должны восполнить намаз проспавший и забывший, которые невиновны в том, что пропустили намаз,  то пропустивший намаз без уважительной причины и по этой причине считающийся виновным в том, безусловно должен возместить его.

Таково утверждение преобладающего большинства алимов.


Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф

(Перев. Абдулазиз, Шокир Т.)

Самое читаемое

Тафсир Хилал. Сура...

Тафсир Хилал. Сура "Ниса" (аят...

Терпение перед испытаниями...

Брат Абдуллаха ибн Зубайра, Урва...

Кто оживит нашу...

Кто оживит нашу религию в...

В школах Дании...

В школах Дании вводится предмет...

Исламское искусство становится...

Недавно компания Google объявила о...

В Германии раздадут...

Мусульмане Германии решили раздать 25...