Понедельник Рамазан 3 1438 | Понедельник мая 29 2017

Ниспослана в Мекке. Состоят из 7 аятов

Прежде чем приступить к комментариям (тафсиру, толкованию) аятов суры “Открывающая”, было бы целесообразно ознакомиться с двумя самыми распространенными Куръаническими терминами: «аят» и «сура».

Слово “аят” имеет в словаре следующие значения:

1 – Чудо.

Аллах в суре “Корова” сказал:

“Спроси сынов Исраила, сколько Мы ниспослали ясных аятов – чудес”.

2 – Знак.

Аллах в суре “Корова" сказал:

“(Аят) - Знак его власти в том, что придет к вам ковчег, в котором сакина от вашего Господа…”.

3 – Назидание.

Аллах в суре “Корова” сказал:

“Поистине в этом – (аят)  - назидание для вас, если вы верующие”.

4 – Необычное дело.

Аллах в суре “Верующие” сказал:

“И мы сделали сына Марйам и мать его (аятом) -  необычным делом…”.

5 – Община.

Арабы говорят: “Люди вышли со своими (аятами), т.е. общинами”.

6 – Доказательство.

Аллах в суре “Румы” говорит:

“Из Его (аятов) - доказательств – творение небес и земли, различие ваших языков и цветов. Поистине, в этом – (аят) - назидание для знающих”.

7 – Аят Куръана.

Улемы высказывают следующее определение: “Аят – группа слов, помещенных в Куръан, и имеющих свое определенное начало и конец”.

Следовательно, можно говорить, что каждый аят Куръана имеет значение: чуда, знака, назидания, необычного дела, группы слов и доказательство мощи Аллаха.

Каждый аят Куръана, его начало и конец определен и ниспослан Самим Аллахом.

Самый короткий аят Куръана - слово “Я Сийн”, которое состоит из двух букв.

А самый длинный аят Куръана - аят о «долговых отношениях», который находится в суре “Корова”.

В священном Куръане слово «аят» употребляется множество раз. В некоторых из них слово «аят» содержит в себе все вышесказанные значения, в других – два или три из них, а в третьих – только один из них.

Чтобы правильно понимать Куръан, мы должны различать эти тонкости, но, к сожалению, часто допускаем ошибки в этом. Например, в русских переводах слово “аят” переведено словом «знамение», и только.

В некоторых русских переводах аяты Куръана называют “стихами”. Один из них, объясняя хронологический порядок сур Куръана, называет суры первого периода “поэтическими”. А другой утверждает, что Куръан изложен в форме высокого пафосного стиха.

Неужели они не обращали внимание в процессе перевода смыслов Куръана, как относится к этому вопросу сам Куръан. Ведь аятов Куръана по этому вопросу достаточно.

В суре “Я Сийн” о Мухаммаде алайхиссалам и о Куръане говорится следующее:

“И не учили Мы его стихам, и не годится для него. Это – лишь напоминание и Куръан ясный”.

В суре “Вакиъа” Аллах описывает Куръан так:

“Но нет! Клянусь тем, что вы видите, и тем, чего не видите! Поистине, это – слова посланника благородного! Это не слова поэта. Мало вы веруете! И не слова прорицателя. Мало вы припоминаете!”

Называть Куръан стихами – значит отрицать его Божественное происхождение. Арабские язычники, отрицая Божественное происхождение Куръана, называли его стихами и, отрицая пророчество Мухаммада (алайхиссалам), называли его поэтом, и об этом ясно сказано в самом Куръане.

В суре “Пророки” Аллах, описывая, положения отрицателей Куръана и пророка Мухаммада (алайхиссалам) говорит:

“Да, они сказали: “Пучки снов! Да, измыслил он его облыжно! Да он поэт! Пусть же он придет к нам со знамением, как посылались первые!”

В суре “Стоящие в ряд” о высказываниях неверных о Мухаммаде (алайхиссалам) проводится такой аят:

“И говорили: “Разве мы, в самом деле, оставим богов наших из-за поэта одержимого?”

Таким образом, называть Куръан стихом никак нельзя. Куръан – ни проза и ни поэзия, а слова Аллаха. Разница между Куръаном и человеческими словами, как разница между самим Аллахом и его рабами.

Слово “сура” в словаре означает: степень, крепость и слава.

Улемы определили: “Сура – отдельная группа аятов Куръана с определенным началом и концом”.

Самая короткая сура Куръана – сура “Кавсар” («Изобилие»), которая состоит из трёх аятов. А самая длинная сура – сура “Корова”, которая состоит из 286 аятов.

Теперь, прося помощи у Аллаха, начнем комментировать суру “Открывающая”.

У этой суры несколько названий, одно из них “Открывающая (Куръан)”, ибо Куръан, начинается с этой суры. У этой суры множество достоинств, о чем существует немало преданий.

В хадисе, рассказанном Имамом Ахмадом ибн Ханбалом, говорится: “Когда Убай ибн Кааб прочитал в присутствии Пророка (алайхиссалам) суру “Открывающая”, тот сказал: «Клянусь распорядителем моей жизни (Аллахом), подобное не даровано (ниспослано) ни Торе, ни Евангелиям, ни псалмам Давида, ни Фуркану (Куръану)”.

Аъузу биллахи минаш-шайтанир раджим.

Прошу защиты Аллаха от изгнанного шайтана.

Шайтан восстал против Аллаха – отказался признать Адама и тем самым согрешил, за что Аллах проклял его и изгнал с небес, лишив его Свой милости.

Этот смысл вложен в слово “раджим”. В священном Куръане Аллах говорит: “Если  будешь читать Куръан, скажи: “Прошу защиты Аллаха от злодеяний шайтанир раджим”. Поэтому, каждый, кто берется за Куръан, прежде чем преступить к чтению, должен произнести “Аъзузу биллахи минаш-шайтанир раджим”.

1. Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного.

[«би» – на русский переводится чаще всего с помощью творительного падежа, можно с предлогом «с», можно и без него. В данном случае, если сказать «именем», то получится как «от имени», что правильно для Куръана, но непригодно тогда для других мусульман, кроме пророка]

Аллах начал свою книгу со слова “бисмиллах”, и мусульмане также должны начинать свои речи и дела со слова “бисмиллах”. Пророк в одном из своих хадисов сказал: “Любое стоящее дело будет усеченным, если оно не начато со слова “бисмиллах”. То есть, будет безуспешным, неоконченным.

2. Хвала Аллаху – Господу миров

Аллах достоин всяческой хвалы за сотворение мира, за все живое, коим он вдохнул жизнь, дал пропитание, воспитателем коих является.

3. Милостивому, Милосердному

Он милостив ко всем: к кяфирам и к мусульманам, верующим и неверующим. Эти качества на арабском языке выражены одним словом – “Рахман”. Оно, будучи присуще Аллаху, употребляется только применительно к Аллаху.

Другое арабское слово “Рахим”, выражающее те же качества Аллаха, применяется лишь в отношении мусульман, коим в Судный день Аллах проявит милость. Это слово применимо ко всем, в том числе и к Пророку (алайхиссалам).

Ссылаясь на указание: “По нраву Аллаха будьте нравственными! (Обретайтесь нравами Аллаха)”, богословы говорят, что каждый, кто читает этот аят, должен стремиться быть добрым и милосердным.

4. Властителю дня Суда.

Слово  “дин” из словосочетании “Яумуддин”, которое обозначает на русском языке “Судный день”, на арабском языке выражает такие понятия как «счет», «наказание», «вознаграждение». “Яумуддин” – в Судный день рабам Божьим вновь возвратят жизнь и предъявят счет за содеянное. Добрый будет вознагражден, злой – наказан. Читая эту суру, правоверный обещает помнить о страшном Судном дне, когда будет спрашивать сам Аллах, и, дабы не устыдится перед Ним, готовится к этому Дню.

5. Лишь Тебе поклоняемся, и лишь к Тебе взываем о помощи.

Под понятием “поклоняемся” (“служение Аллаху”) многие подразумевают лишь исполнение намаза – пятикратной молитвы, держание поста, чтение Куръана и выполнение других обрядов. Верно, это служение, Аллаху, но вместе с тем выполнение любого угодного Аллаху дела – тоже служение Ему. Значит, человек, исполняющий указы Аллаха, постоянно служит Богу, т.е. находится в состоянии общения с Богом.

Аллах велит добывать себе пропитание только честным путем – значит те, кто добывают себе хлеб насущный честным путем, служат Господу. Разумеется, принимая свои честные действия за богослужение, не следует отвергать остальные службы. Например, молитву намаз и пост. Таким образом, “Иййака наабуду” означает: “Будем делать только то, что Ты велишь”. А это не что иное, как великое обещание, даваемое Господу. Дай Бог всем нам быть исполнителями своих своих обещаний.

Смысл “Иййака настаин”: «Только у Господа (тебя) просим помощи». Обычно, помощь у Бога или у людей просят в крайних случаях – когда не хватает сил довести до конца начатое дело. Не предпринимая ничего, предаваясь лени, помощь просить не стоит (не стоит просить помощь). Как видим, в обоих случаях обращение к Господу звучит во множественном числе. В Исламе – это выражение духа общности, коллективизма.

6. Наставь нас прямым путем.

Слово “хидаят” (“Наставлять на праведный путь”) по словарю обозначает: “Побуждать изменить поведение в лучшую сторону”. По мнению богословов, существует несколько степеней “хидаят” -  «наставления на путь истины».

1. Чувства, сотворенные Аллахом вместе с человеком. Это врожденные инстинкты – младенец умеет сосать грудь матери, закрывать глаза при возникновением опасности, плакать при чувстве голода и многое другое, хотя этому его никто не учил. Однако позывы подобного рода не удовлетворяют потребностей человека.

2. Способности органов чувств – осязание, обоняния, слух, зрение – через них можно найти определенный путь, но они не достаточны; они могут довести лишь до определенных границ.

3. С помощью ума человек исправляет ошибки, допускаемые органами чувств. Например: на поверхности воды можно увидеть искривленное отражение чего-либо, это информация глаз, ум же подсказывает, что это – всего лишь отражение, на самом деле, предмет этот имеет правильную форму. Больному вкусная пища может показаться безвкусной, однако ум подскажет, что это издержки болезни, на самом деле пища вкусная.

И тут напрашивается вопрос: “Значит, с помощью ума можно всё  распознать, он может наставить на путь истины?” Многие ответят: “Да”. Но мусульмане скажут: “Даже ум не способен полностью определить правильный путь. Взгляните на мир – все, используя ум, идут разными путями, и каждый считает свой путь правильным. Есть наставитель {Бог?}, выносящий решение и над умом”. И это, четвертая – высшая степень наставления, на путь истины.

4. Божественные указ или религиозное наставление. Аллах, создавший человека, знает путь к благоденствию на земле и небесах. Поэтому, посылая Своим рабам религиозные указания, Он направляет их на правильный путь. Последний из Его указаний – Ислам.

7. Путем тех, которых Ты облагодетельствовал, не подпавших под гнев и не впавших в заблуждение.

Облагодетельствования достигают пророки, праведники, мученики и благочестивые мусульмане.

“Под гневом” находятся те, которые подверглись гневу Аллаха по многим причинам, в том числе за убийство пророков, за невыполнение обещаний данных перед Аллахом, и многое другое. Но самое главное – они не следовали тому, что знали. Аллах дал им знание, а они не использовали его, т.е. не последовали по указанному им пути. Таким образом, не следует повторять ошибок, допущенных ими.

Впавшими в заблуждение те, которые для достижения своих целей избрали свой путь, а не тот, который указал им Аллах. Они, считая себя повинными, по-своему творили молитвы, дела, обряды. Это – неверный путь. Значит смысл аята в следующем: «О, Аллах, веди нас по пути пророков и праведных, не по пути тех, кто подпал под гнев и тех, кто впал в забдуждение».

Аяты этой суры хоть и короткие, но содержат глубокий смысл. Поэтому суру эту называют “уммул Куръан” – «мать Куръана». Эта сура – восхваление Аллаху, изложение Его достоинств, сообщение, что воздаяние {возмездие – только наказание за грех, воздаяние – это и возмездие, и вознаграждение вместе} в Его руках. Эта сура – преклонение перед Аллахом, вера в Него, мольба о прощении, надежда на будущее, молитва, утверждение праведного пути и отвращение от неправильного.

Поэтому эту суру предписано читать во время намаза и повторять много-много раз, вникая в его смысл, чтобы затем поразмышлять.

Великий имам Насаи передает хадис-кудси от Абу Хурайры радияллаху анху:

Аллах говорит:

“Я разделил намаз между мной и рабом моим, все Я ему дам, что он попросит».

Если он скажет: “Алхамду лиллахи раббил ъаламийн”, Аллах скажет: “Мой раб возблагодарил Меня”.

Когда он скажет: “ар-Рахманир Рахим”, Аллах скажет: “Мой раб восхвалил Меня”.

Когда он скажет: “Малики явмиддин”, Аллах скажет: “Мой раб возвеличил Меня”.

Когда он скажет: “Иййака наъбуду ва иййака настаъин”, Аллах скажет: “Это договоренность между Мной и рабом Моим, – Я дам ему все, что он у Меня попросит”.

Если раб Божий скажет: “Ихдинас сиратал мустаким. Сираталлазина анъамта алайхим гойрил магдуби алайхим валазааллиин”, Аллах скажет: “Этому Моему рабу Я дал то, что он попросил, соответственно его просьбе”.

Самое читаемое

Может ли благоразумный...

Если бы религиозность была глупостью,...

Терпение перед испытаниями...

Брат Абдуллаха ибн Зубайра, Урва...

Обрети спасение через...

Ша’би, да будет доволен им...

Что означает слово...

Религия, которую принес человечеству наш...

О ситуации в...

Проповедь шейха Мухаммад Садыка Мухаммад...

В РИУ хафизы...

В РИУ состоится Первый конкурс...