Понедельник Шавваль 20 1440 | Понедельник июня 24 2019

[аят 189]

 

С этого места священные аяты в суре начинают применять новый метод в воспитании молодого исламского общества на божественном пути. Сура начинает отвечать на различные вопросы мусульман. Естественно, для возникновения этих вопросов были и соответствующие причины.

Прежде всего, мусульмане начали осознавать, что они полностью оставляют все предрассудки джахилии и становятся членами новой божественной уммы с названием Ислам. Они положили конец прежнему невежеству, беспечности и стали искренне прилагать свои усилия быть достойными великого звания «мусульманин». Поэтому они сами стали интересоваться предписаниями и учениями Аллаха в каждом вопросе. Несомненно, чтобы быть истинным мусульманином, нужно сначала знать положения шариата о каждом деле и ситуации.

В то же время, проживавшие среди мусульман иудеи, мунафики и многобожники, в целях пробуждения сомнений касательно исламских положений, вероубеждений и систем, распространяли всякие слухи. Естественно, мусульмане по мере возможности отражали эти злонамеренные нападки. А если не было возможности, если не могли сами найти решение вопроса, они обращались с вопросом к своему руководителю, предводителю — Мухаммаду алайхиссалам. Для того чтобы вселить в сердца правоверных веру и спокойствие, дабы объяснить им, что они на пути истины, в такие моменты в дело вмешивался сам Священный Куръан и отвечал на вопросы.

Как известно, пост был предписан фардом на второй год хиджры Посланника Аллаха алайхиссалам. Аяты об этом мы уже изучили ранее. В соответствии с предписанием шариата, начало поста и его завершение зависит от хилала — новолуния. Когда виден хилал Рамадана, начинается пост, когда виден хилал следующего месяца, пост завершается и наступает Ийд (праздник) Рамадана. Все положения зависят от хилала. Поэтому и в наше время с приближением Рамадана вопросов о хилале у людей становится больше. Точно так же и в то время, в особенности, после ниспослания изученных нами предыдущих аятов о предписании поста фардом, возросло количество вопросов о хилале. Люди приходили к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и спрашивали: «Для чего был сотворен хилал?» Тогда Всевышний Аллах ниспослал нижеследующий священный аят:

 

189. Спросят тебя о новолуниях (хилалах). Скажи: «Они — мера времени для людей и хаджа». И благочестие не в том, что входите в дома сзади них, но благочестив тот, кто стал богобоязненным. И входите в дома через их двери и бойтесь Аллаха — быть может, преуспеете!

В аяте речь идет о двух вопросах, внешне кажущихся не связанными друг с другом. Первый — это хилалы, то есть, новолуния, а второй — это вхождение в дома через двери. То, что по этим вопросам был ниспослан аят, то есть специальное положение, имеет соответствующие причины и пока мы не разберемся в этих причинах, нам будет сложно понять смысл аята.

Причины, связанные с хилалами, уже назывались. К сказанному можно также добавить, что люди спросили о причине сотворения хилалов, исходя из своей действительности. Также и Священный Куръан дал соответствующий их действительности ответ на вопрос, ограничившись словами: «Они — мера времени для людей и хаджа».

Почему и как была создана луна? Отчего она вначале бывает видна в виде полумесяца, затем становится полной, а потом вновь убывает? Какое место она занимает в небе среди планет Солнечной системы? Какие задачи она выполняет? Подобные научные вопросы в аяте не были подняты. Потому что это не является задачей Священного Куръана. Даже если бы он пояснил, люди того времени не были готовы понять это. Если бы речь пошла о подобных чисто научных проблемах, увеличились бы теоретические дискуссии и количество сомнительных вопросов еще больше бы возросло. В то же время Священный Куръан не является книгой по астрономии, химии или географии. Это — книга наставления на праведный путь, ведущая человечество к благоденствию в обоих мирах. Это — книга, возложившая на себя задачу вести по прямому пути человека, использующего эти науки. Следовательно, Священный Куръан является книгой, что стоит выше и тех наук, и всего остального. По этой причине, когда люди спросили о хилалах — новолуниях, он ограничился лишь словами: «Они — мера времени для людей и хаджа».

Для определения дня великих обрядов-столпов, связаных с хаджем, а также для определения других времен, например, начала следующего месяца, несомненно, смотрят на хилал и время определяют по его появлению. Следовательно, между хаджем и хилалом существует взаимосвязь. И аят, ниспосланный по причине этой взаимосвязи, как ответ о хилале, проясняет еще и другой вопрос, относящийся к хаджу.

Имам Бухари и имам Муслим в своих сборниках сахих (достоверных) хадисов передают от Баро радияллаху анху:

«У ансаров был обычай по возвращении из хаджа не входить в дома через дверь. Когда один из них вернулся из хаджа, то вошел через дверь дома. Из-за этого его поступка на него стали смотреть, словно он совершил постыдное дело. Тогда был ниспослан аят: И благочестие не в том, что входите в дома сзади них…”».

Подробности этого события таковы: согласно представлениям жителей Ясриба (Медины), считалось благочестием, если человек, совершив хадж и вернувшись домой очищенным, не входил сразу в дом через дверь. Ибо считалось, что до этого он входил в эту дверь, будучи еще грешником, когда совершал грехи. А теперь, когда он вернулся с хаджа, он проникал в дом через проем, сделанный позади него.

Как-то раз один из них, вернувшись из хаджа, вошел в дом не через проделанное сзади дома отверстие, а напрямик через входную дверь. Это показалось другим постыдным делом. Естественно, возник вопрос: каким будет решение Ислама относительно этого старого обычая. И аят был ниспослан в качестве ответа на тот самый, вероятно, возможный вопрос и для оценки произошедшего события:

«И благочестие не в том, что входите в дома сзади них, но благочестив тот, кто стал богобоязненным».

Следовательно, благочестие формируется не исполнением некоторых действий, которым по-своему придается разного рода значение, а на основе богобоязненности, то есть выполнением повеления Аллаха и отвращением от того, от чего Он отвратил.

Из священного аята уразумевается, что невозможно стать ближе к Аллаху посредством деяния, не указанного в шариате, лучше всего, не делать этого. Кто хочет знать, которое из деяний благочестивое и воздаваемое благом, пусть смотрит на деяния фард, ваджиб и сунна, если найдет схожесть, то это деяние, стало быть, является благочестивым, благим.

В хадисе, переданном от Абдуллаха ибн Аббаса радияллаху анху, говорится:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, произнося хутбу, увидел, что один человек стоит на солнцепеке. Когда он спросил о нем, сказали: “Это Абу Исраил, он дал обет стоять на солнцепеке, не разговаривать, не садиться и не заходить в тень и держать пост”. Тогда Пророк алайхиссалам сказал: “Скажите, пусть разговаривает, заходит в тень, садится и довершит свой пост”».

В этой ситуации Посланник Аллаха алайхиссалату вассалам приказал продолжить считающийся в шариате ибадатом пост, а другие действия, за которые не воздается саваб, велел прекратить. Мусульмане не должны выдумывать всякие деяния, по-своему называя их «благочестием». К сожалению, люди по причине неимения полного представления об этом, совершают множество ошибок.

 

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф,

"Тафсир Хилал" (смысловой перевод и толкование аятов Священного Куръана), том 1.

 

 

 

Самое читаемое

Обама поздравил мусульман...

Президент Барак Обама поздравил мусульман...

Всего один аят...

"Эта Книга, нет сомнения в...

Мусульмане Италии составляют...

Более 1,5 млн мусульман Италии...

Неудивительно, что эскимосы...

Эскимосская правозащитница не удивляется тому,...

Аборигены целыми семьями...

Аборигены в мексиканском штате Чиапас...

Юсуф Эстес «О...

Дорогие братья и сестры и...