Суббота Рамазан 20 1440 | Воскресенье мая 26 2019

[аяты 29-31]

После того, как в вышеприведенных аятах были изложены определенные предписания относительно вопросов семьи и никаха, далее следует переход к пояснению вопросов, касающихся имущественных отношений между членами общества. В частности, освещается вопрос о том, какие права имеют женщины касательно имущества и рода занятий, а также другие вопросы:

 

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَأْكُلُوا أَمْوَالَكُم بَيْنَكُمبِالْبَاطِلِ إِلَّا أَن تَكُونَ تِجَارَةً عَن تَرَاضٍ مِّنكُمْوَلَا تَقْتُلُوا أَنفُسَكُمْ إِنَّ اللَّهَ كَانَ بِكُمْ رَحِيمًا

29. О вы, которые уверовали! Не поедайте имущества ваши между собой неверным (батил) путем, если только это не торговля по взаимному согласию между вами. И не убивайте [сами] себя. Поистине, Аллах к вам Милосерден.

В незаконное «поедание» имущества другого входят риба (ростовщичество), азартные игры, взяточничество, обман, искусственное повышение цен, воровство, жульничество и другие.

«О вы, которые уверовали! Не поедайте имущества ваши между собой неверным (батил) путем».

В категории «поедания» имущества другого незаконным путем делается исключение: «если только это не торговля по взаимному согласию между вами». Конечно, торговля не является единственным путем для получения халалного пропитания. Однако в некоторых видах «поедания» имущества незаконным путем есть схожесть с куплей-продажей, поэтому здесь упоминается торговля. К примеру, до прихода Ислама на Аравийском полуострове ростовщичество процветало. Когда Всевышний Аллах запретил это дело, мушрики выдвинули утверждение, что ростовщичество подобно коммерции. И для того, чтобы не было подобных недопониманий или неуместных утверждений, здесь исключается торговля на основе взаимного согласия, потому что торговля — это честный труд. Торговец, трудясь, используя свое имущество и деньги, становится посредником между производителем и покупателем. Чтобы выполнить эту задачу, он в промежутке выполняет множество работ. Получит ли он в будущем прибыль или нет, будет ли прибыль большой или маленькой, все это еще неизвестно. Он приступает к этому делу, беря на себя также и риск отсутствия спроса на товары, банкротства, потери имущества и денег. Один из самых важных факторов — это то, что торговля происходит по обоюдному согласию сторон. Если покупатель не согласен, то он волен покупать или не покупать, и может пойти в другую сторону.

В продолжении аята Всевышний Аллах говорит Своим правоверным рабам: «И не убивайте [сами] себя».

При поверхностном взгляде человек может сказать, какая может быть связь между «поеданием» имущества друг друга незаконным путем и убийством самого себя. Однако если вдуматься поглубже, взглянуть на жизненный опыт, то можно увидеть, что в действительности между этими двумя вещами существует непосредственная связь. Мы увидим, что общества, в которых есть обычай «поедать» неверным путем имущество друг друга, ведут и будут вести самих себя к погибели. Вообще, нет сомнения в том, что неподчинение повелению Аллаха и неповиновение Ему, непременно приведет к гибели. В том числе, подобное «поедание» имущества незаконным путем в качестве большого греховного деяния становится причиной погибели. Совершившие это деяние как бы убивают самих себя.

«Поистине, Аллах к вам Милосерден».

Именно по причине проявления милосердия к вам — правоверным мусульманам, Он удерживает вас от ведущих к погибели дел, в том числе от «поедания» вашего имущества между собой незаконным путем. И повелевает вас к деяниям, которые станут причиной вашего спасения. Это обстоятельство есть милосердие от Аллаха. Если бы Он не проявил милосердия и не указал на прямой путь, не отвратил от неверного пути, вы бы оказались в большом затруднении.

وَمَن يَفْعَلْ ذَلِكَ عُدْوَانًا وَظُلْمًا فَسَوْفَنُصْلِيهِ نَارًا وَكَانَ ذَلِكَ عَلَى اللَّهِ يَسِيرًا

30. Кто же сделает это по вражде и несправедливости, то вскоре Мы ввергнем его в огонь. И это для Аллаха легко.

Слово «это» в аяте является указанием на ввержение самого себя в погибель путем незаконного «поедания» имущества друг друга. Следовательно, кто совершит такое дело злонамеренно (то есть зная о его харамности) и с несправедливостью (то есть не боясь его совершить), тот в ахирате — последней жизни будет ввергнут в ад. Обычно, «поедающие» имущество незаконным путем увертываются от наказаний, назначенных правительствами в этом мире. Поэтому они думают, что если найти способ, можно увернуться от всего. Чтобы устранить эту мысль, в конце аята говорится «И это для Аллаха легко». То есть для Аллаха легко ввергнуть в ад тех, кто «поедал» имущество незаконным путем. Никто не спасется, убегая или используя хитрость.

И все же это не означает, что нужно терять надежду, думая «Все, это конец, теперь дело безнадежное, выхода нет». Всевышний Аллах обладает безграничным могуществом, а мучения от Него велики, и в то же время Его милосердие и снисхождение также широки и безграничны. Если рабы образумятся, то Он непременно простит их грехи. Об этом Он говорит в следующем аяте:

إِن تَجْتَنِبُوا كَبَائِرَ مَا تُنْهَوْنَ عَنْهُ نُكَفِّرْ عَنكُمْسَيِّئَاتِكُمْ وَنُدْخِلْكُم مُّدْخَلًا كَرِيمًا

31. Если будете сторониться больших (грехов), от чего вы отвращены, Мы покроем ваши греховные деяния и введем вас входом почтенным.

Этот священный аят означает: «Если будете сторониться больших грехов, то Мы простим ваши мелкие прегрешения и в последней жизни введем вас в рай».

В терминологии шариата большие грехи называются кабаир (форма множественного числа от кабира — досл. «большой», «большой проступок»). Имеется множество благородных хадисов о том, какими грехами являются эти самые грехи кабаир. Эти хадисы  высказывались в зависимости от ситуации. По данному вопросу улемы много дискутировали. Некоторые из их утверждают, что кабаир-грехи — это те грехи, за совершение которых в Куръане или хадисе человеку назначено водворение в ад.

Другие из них говорят, что грехами кабаир являются те грехи, за которые в шариате требуется назначить наказание. А третьи сказали, что каждое деяние, запрещенное Всевышним Аллахом, является кабаир-грехом. Некоторые из ученых прошлого даже написали о них отдельные книги. К примеру, Абу Абдуллах аз-Захаби в своей книге перечислил около семидесяти таких грехов.

Выдающийся ученый Ибн Касир назвал в своем тафсире некоторые из грехов, которые ученые упоминали в качестве грехов кабаир: незаконное убиение человека, прелюбодеяние, гомосексуализм, употребление алкоголя, воровство, разбой, обвинение в прелюбодеянии, лжесвидетельство, риба (ростовщичество), ложная клятва, разрывание родственных связей, отречение от родителей, побег с поля боя, «поедание» имущества сирот, обвешивание и обмеривание, совершение намаза позже или раньше времени без уважительной причины, получение взятки, сводничество, отказ от закàта, бездействие при способности призывать к благому и отвращать от порицаемого, забывание учений Куръана, сжигание животных в огне, беспричинный отказ жены, когда муж желает близости, отсутствие надежды на милосердие от Аллаха, беспечность в отношении «козней» Аллаха, причинение зла в отношении ученых людей и хафизов (знающих наизусть) Священный Куръан.

Как видно, при перечислении такого рода грехов наши предки находились также и под влиянием реалий своего времени или же некоторые грехи считали даже большими чем кабаир. К примеру, возьмем намаз. В списке, который мы только что привели, сказано, что совершение намаза раньше или позже его установленного времени является грехом кабаир — непростительным грехом. Однако нет и речи о несовершении намаза совсем. Этому, как мы уже говорили ранее, есть две причины. Первая — мусульмане, в том числе и ученые того времени, даже представить себе не могли, чтобы не совершающий намаз человек притязал на мусульманство. А во-вторых, несовершение намаза они считали не кабаир-грехом, а великим грехом, ведущим к неверию, выходу из религии. То же самое можно сказать и о многих больших грехах, распространившихся в наши дни, таких как несоблюдение поста, несовершение хаджа при наличии на то возможности, оскорбление Ислама, Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и Куръана.

Поэтому и в Священном Куръане, и в сунне Пророка саллаллаху алайхи васаллам список кабаир-грехов не был ограничен, потому что, в зависимости от времени, условий и состояния общества кабаир-грехи бывают разными. Мусульманину, исламскому обществу, человеку, который хотя бы в самой малой степени боится Аллаха и думает о Судном дне, несложно опознать кабаир-грехи. Самое важное — не забывать общее правило, пришедшее в данном аяте. Если раб будет сторониться кабаир-грехов, то остальные ошибки и проступки простит Сам Аллах.

 

 

 

 

Самое читаемое

Почему из Интернета...

Менее чем через 24 часа...

Японец-христианин принял Ислам...

Японец, исповедовавший христианство, принял Ислам...

Письмо христианки мусульманским...

После начала сионистской «войны с...

От рэпа к...

Удивительным образом создал все живое...

Письмо от Наталии

На наш сайт поступило письмо...

Письмо от Наталии...

По рекомендации достопочтенного шейха Мухаммад ...