Суббота Рамазан 20 1440 | Воскресенье мая 26 2019

Тафсир Хилал. Сура "Ниса" (аяты 71-77)

С самого начала суры речь шла о различных мерах, которые необходимо было осуществить для строительства исламского общества. В частности и о таких, как избавление от недействительных предписаний и обычаев джахилийи, самозащита от враждебных сообществ, в каждом деле сделать для себя божественные указания высшей инстанцией, повиновение Аллаху и Посланнику.

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ خُذُواْ حِذْرَكُمْ فَانفِرُواْ ثُبَاتٍ أَوِ انفِرُواْ جَمِيعًا 

71. О вы, которые уверовали! Соблюдайте осторожность и выступайте отрядами или выступайте вместе.

Аят вновь начинается с чудесного призыва, усиливающего у правоверных их чувства веры: «О вы, которые уверовали!» 

Ситуация серьезная — перед вами и вокруг вас враги ожидают удобного момента. Никогда не забывайте об этом и «соблюдайте осторожность».

Бдительность, осторожность весьма необходима для мусульман. Потому что вокруг много врагов. Как мы уже раньше подчеркивали, у неверных есть одна особенная черта: даже если они и воюют между собой, но против мусульман враждуют сообща, объединившись. Поэтому мусульмане всегда должны проявлять бдительность. Если наступит время и нужно будет выступить, то по велению Аллаха они выступят или отрядами, или же все вместе.

Приказы в данном священном аяте показывают, что Всевышний Аллах в Священном Куръане повелевает правоверных мусульман не только к намазу, посту или благовоспитанности и нравственности, но и к другим деяниям, в том числе обучает, как вести войну. Это истина, причем твердая истина. Однако когда приходит повеление выступить на войну, не все выступают одновременно вместе с другими, что излагает следующий аят:

وَإِنَّ مِنكُمْ لَمَن لَّيُبَطِّئَنَّ فَإِنْ أَصَابَتْكُم مُّصِيبَةٌ قَالَ قَدْ أَنْعَمَ اللّهُ عَلَيَّ إِذْ لَمْ أَكُن مَّعَهُمْ شَهِيدًا  

72. И поистине, среди вас — действительно тот, кто непременно отстанет. И если постигнет вас горе, [он] скажет: «Действительно, облагодетельствовал меня Аллах, ибо я не был с ними присутствующим».

Когда объявляется о выступлении против врага, есть и такие, кто отстанет от всех позади, не двинувшись с места. Это мунафики. И если мусульмане потерпят поражение в битве и их постигнет горе, этот оставшийся позади мунафик скажет:

«Действительно, облагодетельствовал меня Аллах, ибо я не был с ними присутствующим».

То есть скажет: «Хорошо, что Бог проявил ко мне благосклонность и я не вышел с ними на войну, ведь если бы вышел, то и меня постигло бы несчастье, которое обрушилось на них». Вы только посмотрите на логику: такую измену, трусость и злосчастье, как остаться и не выйти на священную войну — джихад на пути Аллаха, они расценивают как милость от Аллаха. Мунафику все равно, он приспособляется на любой лад и несет всякую ахинею в качестве отговорки.

 

وَلَئِنْ أَصَابَكُمْ فَضْلٌ مِّنَ الله لَيَقُولَنَّ كَأَن لَّمْ تَكُن بَيْنَكُمْ وَبَيْنَهُ مَوَدَّةٌ يَا لَيتَنِي كُنتُ مَعَهُمْ فَأَفُوزَ فَوْزًا عَظِيمًا 

73. И действительно, если постигнет вас благоволение от Аллаха, он непременно скажет, словно не было между вами и им дружбы: «О, если бы я был с ними, то преуспел бы великим преуспеянием!»

Естественно, на войне кто-то одерживает победу, а кого-то постигает поражение. Если мусульмане, вышедшие на джихад с объявлением всеобщей мобилизации против врага, одерживают победу, то мунафики, которые из-за своей трусости отстали от мобилизации, ведут теперь себя по-другому. Они тоже претендуют на правоверность, но когда видят победу правоверных, ощущают себя словно из другой категории людей. Вот как Священный Куръан описывает это состояние: 

«...словно не было между вами и им дружбы».

Это означает, что будто они не относятся к вашей религии, словно они не из вашего сообщества. Да, мунафик с горечью скажет:

«О, если бы я был с ними, то преуспел бы великим преуспеянием!»

Словом, сбежавший со священной войны мунафик будет радоваться, если мусульмане потерпят поражение в битве, и станет завидовать, если они одержат победу.

ﯧ فَلْيُقَاتِلْ فِي سَبِيلِ اللّهِ الَّذِينَ يَشْرُونَ الْحَيَاةَ الدُّنْيَا بِالآخِرَةِ وَمَن يُقَاتِلْ فِي سَبِيلِ اللّهِ فَيُقْتَلْ أَو يَغْلِبْ فَسَوْفَ نُؤْتِيهِ أَجْرًا عَظِيمًا 

74. Пусть же сражаются на пути Аллаха те, которые покупают за земную жизнь ахират! И кто сражается на пути Аллаха и будет убит или победит, то вскоре Мы воздадим ему вознаграждением великим.

Мусульманин живет, постоянно прося у Аллаха мира, спокойствия и безопасности. Однако если возникнет необходимость и будет объявлена мобилизация на священную войну, он не колеблясь выступит на войну. Потому что он, прежде всего, будет воевать на пути Аллаха, а не ради кого-то или чего-то другого. К тому же, правоверный человек живет не ради этого мира, а ради последней жизни, ради ахирата. На пути благоденствия он всегда готов купить ахират за этот мир. Самое главное для человека, который вышел совершить усердие (джихад) на пути Аллаха, будет одно из двух благ, третьего не дано. Или победа, или мученичество и рай. Если бы мунафики осознали эту истину, то знали бы, насколько их поступки являются низостью и до какой степени вредят им самим.

Далее следует воззвание к мусульманам с призывом к усердствованию.

 

وَمَا لَكُمْ لاَ تُقَاتِلُونَ فِي سَبِيلِ اللّهِ وَالْمُسْتَضْعَفِينَ مِنَ الرِّجَالِ وَالنِّسَاء وَالْوِلْدَانِ الَّذِينَ يَقُولُونَ رَبَّنَا أَخْرِجْنَا مِنْ هَذِهِ الْقَرْيَةِ الظَّالِمِ أَهْلُهَا وَاجْعَل لَّنَا مِن لَّدُنكَ وَلِيًّا وَاجْعَل لَّنَا مِن لَّدُنكَ نَصِيرًا   

75. И что с вами, не сражаетесь на пути Аллаха и за ослабевших из мужчин, и женщин, и детей, которые говорят: «Господь наш! Выведи нас из этого селения, чьи жители — несправедливые, и назначь нам от Себя покровителя и назначь нам от Себя помощника»?

 

الَّذِينَ آمَنُواْ يُقَاتِلُونَ فِي سَبِيلِ اللّهِ وَالَّذِينَ كَفَرُواْ يُقَاتِلُونَ فِي سَبِيلِ الطَّاغُوتِ فَقَاتِلُواْ أَوْلِيَاء الشَّيْطَانِ إِنَّ كَيْدَ الشَّيْطَانِ كَانَ ضَعِيفًا  

76. Те, которые уверовали, сражаются на пути Аллаха. А те, которые не уверовали, сражаются на пути тагута. Сражайтесь же против друзей шайтана. Поистине, козни шайтана слабы!

Да, правоверные мусульмане сражаются на пути Аллаха, на пути религии Аллаха, на пути шариата Аллаха, на пути распространения хукмов — положений и предписаний Аллаха по всему миру, на пути господствования на земле божественной справедливости.

Другие же, не зависимо от того, кем они являются, сражаются на пути тагута. Они все стараются показать себя красивыми своим рабам. Однако не все хотят сражаться. Эту истину излагает следующий аят:

أَلَمْ تَرَ إِلَى الَّذِينَ قِيلَ لَهُمْ كُفُّواْ أَيْدِيَكُمْ وَأَقِيمُواْ الصَّلاَةَ وَآتُواْ الزَّكَاةَ فَلَمَّا كُتِبَ عَلَيْهِمُ الْقِتَالُ إِذَا فَرِيقٌ مِّنْهُمْ يَخْشَوْنَ النَّاسَ كَخَشْيَةِ اللّهِ أَوْ أَشَدَّ خَشْيَةً وَقَالُواْ رَبَّنَا لِمَ كَتَبْتَ عَلَيْنَا الْقِتَالَ لَوْلا أَخَّرْتَنَا إِلَى أَجَلٍ قَرِيبٍ قُلْ مَتَاعُ الدَّنْيَا قَلِيلٌ وَالآخِرَةُ خَيْرٌ لِّمَنِ اتَّقَى وَلاَ تُظْلَمُونَ فَتِيلاً  

77. Разве ты не видел тех, которым сказано: «Придержите ваши руки и безупречно совершайте намаз и давайте закàт»? Когда же предписано им сражение, то вот — часть из них страшится людей так же, как страшится Аллаха или еще большим страхом. И сказали [они]: «Господь наш! Почему Ты предписал [фардом] нам сражение? Если бы Ты отложил нас до близкого срока». Скажи: «Мирское наслаждение — немного, а загробная жизнь — лучше для того, кто был богобоязнен, и не поступят несправедливо даже с плеву».

По мнению улемов, этот священный аят был ниспослан после хиджры Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам для решения проблем, которые возникли в связи с предписанием джихада фардом. Некоторые мусульмане сильно страдали в Священной Мекке, когда усилились гонения и мучения со стороны неверных и многобожников.

Однако в то время мусульманам еще не было разрешено сражаться против неверных. Пока было велено проявлять терпение — сабр, не воевать, а совершать намаз и давать закàт. Подвергающиеся же мукам мусульмане всей своей сущностью желали, чтобы было дано дозволение на войну и с мольбой просили об этом разрешении. И вместе с тем, как отмечают отдельные ученые, в Лучезарной Медине в этом деле могли участвовать и некоторые мунафики. Словом, определенная группа людей очень хотела, чтобы было дано разрешение сражаться против неверных.

Когда это их требование перешло границы, то дабы немного утихомирить их, им было сказано:

«Придержите ваши руки и безупречно совершайте намаз и давайте закàт.

Потому как тот период был не очень подходящим временем для разрешения на джихад. Даже после совершения хиджры в Лучезарную Медину мушрики не оставили мусульман в покое. Они вознамерились уничтожить их на корню. И только тогда Всевышний Аллах дал мусульманам позволение воевать против неверных. И тут возникла странная ситуация. Некоторые из тех, кто умолял о том, чтобы война была предписана фардом, испугались сражения, и:

«Когда же предписано им сражение, то вот — часть из них страшится людей так же, как страшится Аллаха или еще большим страхом. И сказали [они]: “Господь наш! Почему Ты предписал [фардом] нам сражение? Если бы Ты отложил нас до близкого срока”».

Люди по-разному относятся  к трудностям. Некоторые могут проявить выносливость при любых тягостях, проявлять сабр. Иные могут не вынести и даже отступиться от цели. А третья категория предпочитает не отступаясь от цели, принять какие-нибудь решительные, окончательные меры.

Возможно, некоторые мусульмане, которые в Священной Мекке сильно страдали от гонений мушриков, хотели применить именно этот, третий путь. Но, по всей видимости, после того, как они совершили хиджру в Светозарную Медину, они устроились здесь и обрели мир, их пыл немного угас. Вполне возможно, что у них возрос интерес к жизни, а война показалась им опасным, неоправданным риском. Как бы то ни было, их поступок неверен. Раз уж от Аллаха пришло повеление, его надо выполнить, это не обсуждается. Для мусульманина этот мир не очень уж и интересен. Главное — достичь счастья в загробной жизни. 

Все должны думать о последней жизни, ибо в той жизни каждый получит сообразно содеянному. Всевышний Аллах поручает Своему Пророку алайхиссалам объяснить это тем, которые испугались войны:

«Скажи: “Мирское наслаждение — немного, а загробная жизнь — лучше для того, кто был богобоязнен, и не поступят несправедливо даже с плеву”».

Да будет известно тем, кто испугался войны, что если сражения пришлись им не по нраву по причине их интереса к мирским благам, то благ этого мира очень мало. Не нужно лишаться доли в последней жизни из-за этих малых благ. А для того чтобы достичь блага в последней жизни, надо быть богобоязненным. Богобоязненность требует полного повиновения воле Аллаха и участия в джихаде. В том мире ни в отношении кого не будет совершен зулм — ни с кем не проявят несправедливости даже с пылинку.

 

 

 

 

Самое читаемое

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (14)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (15)...

Истина о гадании...

Охрана здоровья в Исламе Медицинское...

Принятие Ислама дочерью...

Обращение в Ислам дочери пастора...

Единство мусульман и...

Если бы несколько лет назад...

США: рекламные щиты...

В связи с началом месяца...