Суббота Ражаб 16 1440 | Суббота марта 23 2019

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

 

 

Хвала Аллаху, Который оказал мусульманам милость, нис послав Священный Коран, и поручился за то, что сохранит его неизменным в сердцах людей и в письменном виде до самого Судного дня, а потом дополнил сохранность Корана сохран ностью сунны лучшего из посланников.

 

Благословения и мир нашему пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, которому Аллах доверил разъяснить то из Корана, что было Ему угодно, и которому сказал:

 

«…а тебе Мы ниспослали Коран, чтобы ты разъяснил людям то, что было ниспослано им, а они одумались бы»[1]

 

И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, использовавший понятные людям методы, разъяснял им Коран своими словами, делами и одобрением того, что де лали другие[2].

 

И да будет доволен Аллах сподвижниками благородного пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые восприняли сунну непосредственно от него, усвоили ее и передали другим мусульманам все то, что они слышали и чему были свидетелями, именно так, как они слышали и видели это, иначе говоря, они передали сунну другим людям свободной от примесей, искажений и измене ний.

 

И да окажет Аллах Свою милость и дарует Свое прощение нашим праведным предшественникам, которые передавали чистую сунну из поколения в поколение, выработав строгие принципы и правила с целью правильности ее передачи и очи щения от искажений лжецов.

 

И да воздастся благом мусульманским улемам, которые при шли на смену праведным предшественникам, восприняли от них принципы и правила передачи сунны, а потом усовершен ствовали, систематизировали и изложили их в специальных со чинениях, впоследствии получивших в своей совокупности на­звание “науки о терминологии хадисов” (‘ильм мусталях аль-хадис).[3]

 

Я счел нужным предложить учащимся шариатских факульте тов облегченное пособие по терминологии и прочим аспектам науки о хадисах, что будет способствовать усвоению ими ос нов и терминов этого вида знания. С этой целью каждый из разделов моего исследования разбит на пронумерованные па раграфы и в каждом из них сначала приводится определение, затем – пример, затем речь идет о различных его частях, а за вершается каждый параграф разделом “Наиболее известные сочинения по данному вопросу”. Все это излагается простым языком на основе ясной научной методологии, что исключает возникновение каких бы то ни было трудностей для читателя.

 

Я назвал свое исследование “Пособием по терминологии хадисов”. При этом я не считаю, что оно может заменить со бой специальные труды на эту тему, написанные улемами в прошлом. Единственная моя цель состояла в том, чтобы сде лать настоящее исследование ключом к их трудам, напомина нием об их содержании и средством облегчения понимания их смысла, так как эти труды и впредь будут служить авторитет ными источниками для ученых и специалистов в этой области.

 

 

К числу новшеств в моей книге относится следующее:

 

1. Разделение каждого раздела на пронумерованные пара графы с целью облегчения понимания студентами излагаемого материала.[4]

 

2. Общий подход к структуре исследования каждой темы, подразумевающий наличие определения, примера и всех про чих пунктов.

 

3. Краткость охвата всех разделов по терминологии хади сов.

 

Предлагаемая вниманию читателя книга состоит из введе ния и четырех глав: главы о хадисах, главы об отводе и под тверждении (аль-джарх ва-т-та‘диль),главы о передаче ха дисов и ее основах, а также главы об иснаде и сборе сведений о передатчиках.

 

Предлагая результаты своих скромных усилий нашим сы новьям, стремящимся к приобретению знаний, я признаю, что не смог воздать этой науке должного в полной мере, как не могу утверждать, что мой труд полностью свободен от недос­татков и ошибок, и поэтому я надеюсь, что читатели укажут мне на выявленные ими недочеты, что будет с благодарностью принято и использовано для их исправления. И я надеюсь, что Аллах Всевышний сделает мой труд полезным для студентов и всех тех, кто занимается хадисами, и позволит мне заняться его составлением только ради Аллаха.

 

 

1. Краткий исторический очерк о возникновении нау ки о терминологии хадисов и стадиях ее развития.

 

 

От внимания исследователя не может остаться скрытым тот факт, что принципы передачи сообщений были сформулиро ваны уже в Священном Коране и сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Так, например, в Коране сказано:

 

 

«О те, кто уверовал! Если нечестивец принесет вам какую-нибудь весть, постарайтесь выяснить (, правда ли это)…»[5] А в одном из хадисов сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

 

] نَضَّرَ اللَّهُ امْرَأً سَمِعَ مِنَّا شَيْئًا فَبَلَّغَهُ كَمَا سَمِعَ ، فَرُبَّ مُبَلِّغٍ أَوْعَى مِنْ سَامِعٍ[

 

«Да порадует Аллах услышавшего от нас что-либо и пере давшего (услышанное другим точно) так же, как он услышал это, ибо тот, кому передают, может усвоить это лучше слышав шего (непосредственно)».[6] В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

 

] فَرُبَّ حَامِلِ فِقْهٍ إِلَى مَنْ هُوَ أَفْقَهُ مِنْهُ وَرُبَّ حَامِلِ فِقْهٍ لَيْسَ بِفَقِيهٍ[

 

 

«Иногда передающий знание (передает его) тому, кто знает больше, чем он, и иногда передающий знания сам знающим не является».[7]

 

В цитированных нами выше айате и хадисе сформулирован принцип, согласно которому при отборе сообщений необходи мо проявлять осмотрительность, быть внимательным, усваивать их смысл и точно передавать эти сообщения другим людям.

 

Выполняя веление Аллаха Всевышнего и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, сподвижники да будет доволен ими Аллах, проявляли осмотрительность при передаче и восприятии хадисов, осо бенно в тех случаях, когда они сомневались в правдивости их передатчиков. С учетом этого становится ясной роль иснада при определении приемлемости или неприемлемости тех или иных хадисов.

 

Ввиду того, что без знания иснада хадис не принимается, возникла наука отвода и подтверждения, один из разделов ко торой был посвящен сбору сведений о передатчиках, знанию непрерывных иснадов и таких из них, где один или несколько передатчиков не упоминаются, а также знанию скрытых недос татков иснадов. Сначала критике подвергались только некото рые передатчики, что объяснялось малым количеством тех из них, сообщения которых не принимались.

 

Однако впоследствии улемы стали предпринимать больше усилий в этом направлении, в результате чего появились ис следования по многим научным дисциплинам. Предметом этих дисциплин являлись критерии точности хадисов, а также спо собы их восприятия и передачи и некоторые другие вещи, ко торые сначала обычно передавались улемами устно.

 

С развитием науки о хадисах все эти сведения стали фикси роваться и записываться, но записи делались в разных местах книг и были смешаны с материалами, относившимися к другим областям знания. Так, их можно было найти в сочинениях по основам религии, фикху и хадисам, примером чего являются такие труды имама аш-Шафи‘и как “Китаб ар-рисаля” и “Китаб аль-умм”.

 

В конце концов в четвертом веке хиджры эти науки достиг ли должного уровня развития и отделились друг от друга; их терминология устоялась, а улемы стали составлять специаль ные труды по терминологии хадисов. Кади Абу Мухаммад аль-Хасан бин Абд ар-Рахман бин Халляд ар-Рамахурмузи, умер ший в 360 году хиджры, написал сочинение под названием “Аль-мухаддис аль-фасиль байна-р-рави ва-ль-ва`и”, ставшее одним из первых трудов такого рода. Ниже я привожу назва ния наиболее известных сочинений по терминологии хадисов, начиная со времени написания первых отдельных трудов по данному вопросу и до наших дней.

 

 

2. Наиболее известные труды по терминологии хади сов.

 

1. “Аль-мухаддис аль-фасиль байна-р-рави ва-ль-ва‘и”.

 

Автором этого труда является вышеупомянутый кади Абу Мухаммад аль-Хасан бин Абд ар-Рахман бин Халляд ар-Рама хурмузи.

 

2. “Ма‘рифат ‘улюм аль-ахадис”.

 

Автором этого труда является Абу Абдуллах Мухаммад бин Абдуллах аль-Хаким ан-Найсабури, умерший в 405 году хиджры.

 

3. “Аль-мустахрадж ‘аля ма‘рифат ‘улюм аль-хадис”.

 

Автором этого труда является Абу Ну‘айм Ахмад бин Аб дуллах аль-Исбахани, умерший в 430 году хиджры. В своем труде он восполнил некоторые пробелы, имеющиеся в книге аль-Хакима “Ма‘рифат ‘улюм аль-хадис”, и имеющие отноше ние к основоположениям этой отрасли знания.

 

4. “Аль-кифайа фи ‘ильм ар-ривайа”.

 

Это сочинение написал известный ученый Абу Бакр Ах мад бин Али бин Сабит аль-Хатиб аль-Багдади, умерший в 463 году хиджры. В его книге должное внимание уделяется фор мулированию вопросов данного вида знания и разъяснению основоположений передачи хадисов. Она считается одним из важнейших первоисточников этой науки.

 

5. “Аль-джами‘ ли-ахляк ар-рави ва адаб ас-сами‘”.

 

Этот труд также принадлежит перу аль-Хатиба аль-Багда ди. Как видно из самого названия этого единственного в своем роде сочинения, оно посвящено исследованию правил переда чи хадисов, а его содержание представляет собой большую ценность. Вообще же следует отметить, что найдется немного таких отраслей науки о хадисах, по которым аль-Хатиб не на писал бы отдельного труда. Такой знаток хадисов, как Абу Бакр бин Нукта, сказал о нем следующее: «Каждому беспри страстному человеку известно, что все мухаддисы после аль-Хатиба пользуются написанными им книгами».

 

6. “Аль-ильма‘ иля ма‘рифат усуль ар-ривайа ва такййид ас-сима‘”.

 

Это сочинение написал кади Иййад бин Муса аль-Йахсу би, умерший в 544 году хиджры. В своем исследовании он ог раничился лишь тем, что имеет отношение к способам воспри ятия и передачи хадисов, а также ответвлениям этой научной дисциплины, однако затронутая в нем тема раскрыта хорошо и то же самое можно сказать о компоновке этого сочинения.

 

7. “Ма ля йаса‘у-ль-мухаддиса джахлю-ху”.

 

Автором этого труда является Абу Хафс Умар бин Абд аль-Маджид аль-Майанаджи, умерший в 580 году хиджры.

 

8. “‘Улюм аль-хадис”.

 

Автором этого труда является Абу Амр Усман бин Абд ар-Рахман аш-Шахразури, известный также как Ибн ас-Салях и умерший в 643 году хиджры. Его труд, который известен и под другим названием – “Мукаддимат Ибн ас-Салях”, является одним из лучших трудов по терминологии хадисов. В нем Ибн ас-Салях собрал разрозненные материалы из сочинений аль-Ха тиба и более ранних авторов, что делает его крайне полезным.

 

9. “Ат-такриб ва-т-тайсир ли-ма‘рифат сунан аль-башир ан-назир”.

 

Автором этого прекрасного труда является Мухйи-д-дин Йахйа бин Шараф ан-Навави, умерший в 676 году хиджры. Его книга представляет собой краткое изложение книги Ибн ас-Саляха “‘Улюм аль-хадис”.

 

10. “Тадриб ар-рави фи шарх такриб ан-Навави”.

 

Автором этого труда является Джаляль ад-дин Абд ар-Рах ман бин Абу Бакр ас-Суйути, умерший в 911 году хиджры. Как видно из его названия, он представляет собой коммента рий к книге «Такриб ан-Навави» и является весьма полезным.

 

11. “Назм ад-дурар фи `ильм аль-асар”.

 

Автором этого труда является Зайн ад-дин Абд ар-Рахим бин аль-Хусайн аль-Ираки, умерший в 806 году хиджры. Это сочинение известно также под названием “Альфийат аль-Ира ки”. Оно представляет собой упорядоченное изложение выше упомянутого труда “‘Улюм аль-хадис” Ибн ас-Саляха, к кото­рому аль-Ираки добавляет нечто и от себя. Это сочинение яв ляется весьма полезным, и к нему было составлено множество комментариев, два из которых написал сам автор.

 

12. “Фатх аль-Мугис фи шарх альфийат аль-хадис”.

 

Автором этого труда является Абд ар-Рахман ас-Сахави, умерший в 902 году хиджры, а сам он представляет собой комментарий к «Альфийат аль-Ираки» и относится к числу са мых полных и наилуших комментариев к данному труду.

 

13. “Нухбат аль-фикар фи мусталях ахль аль-асар”.

 

Автором этого труда является знаток хадисов Ибн Хаджар аль-Аскаляни, умерший в 852 году хиджры. Несмотря на не большой объем, этот труд является одним из полезнейших и на илучших по компоновке сочинений такого рода, в котором ма териал был расположен автором совершенно по-новому. Ибн Хаджар сам составил комментарий к этому труду и назвал его “Нузхат ан-назар”. Известны комментарии и других авторов.

 

14. “Аль-манзума аль-байкунийа”.

 

Автором этого труда является Умар бин Мухаммад аль-Байкуни, умерший в 1080 году хиджры. Данное является крат ким стихотворным произведением, не превышающим по свое му объему тридцати четырех бейтов. Оно считается одним из полезных кратких сочинений и пользуется широкой известно стью. К нему был составлен целый ряд комментариев.

 

15. “Кава‘ид ат-тахдис”.

 

Автором этого полезного труда является Мухаммад Джа маль ад-дин аль-Касими, умерший в 1332 году хиджры.

 

Известно и множество других трудов по терминологии ха дисов, перечисление которых заняло бы слишком много вре мени, в силу чего я ограничился упоминанием только наибо лее известных из них, и да воздаст Аллах благом всем их авто рам за нас и всех мусульман.

 

 

3. Основные определения.

 

 

 

1. Наука о терминах (‘ильм аль-мусталях).

 

Наука об основах и правилах, позволяющих определить приемлемость или неприемлемость иснада и матна хадиса.

 

 

 

2. Предмет науки о терминах.

 

Приемлемость или неприемлемость иснадов и матнов ха дисов.

 

 

 

3. Польза этой науки.

 

Она позволяет отличить достоверные хадисы от хадисов, имеющих те или иные недостатки.

 

 

 

 

 

4. Хадис.

 

а) Лексическое значение этого слова: “новый”; множест венное число – ахадис.

 

б) Терминологическое значение: сообщение о любом сло ве или деле пророка,да благословит его Аллах и приветствует, невысказанном им одобрении или его качестве.

 

 

 

5. Хабар.

 

а) Лексическое значение: “известие”; множественное число – ахбар.

 

б) Терминологическое значение. На этот счет существует три мнения:

 

1. Это слово является синонимом слова “хадис”, иначе говоря, как термины оба эти слова передают один и тот же смысл;

 

2. Это слово не является синонимом слова “хадис”, так как “хадис”представляет собой сообщение о пророке, да благословит его Аллах и приветствует, а «хабар» есть то, что сообщается о ком-нибудь другом.

 

3. Более общее понимание, в соответствии с которым “хадис” представляет собой сообщение о пророке, да благословит его Аллах и приветствует, а “хабар” – сообщение либо о пророке, да благословит его Аллах и приветствует, либо о ком-ни будь другом.

 

 

 

6. Асар.

 

а) Лексическое значение: “остаток чего-либо”;

 

б) Терминологическое значение. На этот счет существует два мнения:

 

1. Это слово является синонимом слова “хадис”, други ми словами, как термины они передают один и тот же смысл;

 

2. Это слово не является синонимом слова “хадис”, так как “асар” есть сообщение о словах или делах сподвижников или последователей.

 

 

 

7. Иснад: это слово имеет два значения.

 

а) Возведение содержания хадиса к его источнику через соответствующий иснад.

 

б) Цепь передатчиков, приводящая к матну. В этом смыс ле слово “иснад”является синонимом слова “санад”.

 

 

 

8. Санад.

 

а) Лексическое значение: опора. Подобное название объ ясняется тем, что“санад” служит опорой хадиса.

 

б) Терминологическое значение: цепь передатчиков, при водящая к матну.

 

 

 

9. Матн.

 

а) Лексическое значение: возвышенность, которую об разует собой твердая почва.

 

б) Терминологическое значение: слова к которым приво дит иснад.

 

 

 

10. Муснад.

 

а) Лексическое значение: причастие страдательного зало га от глагола“аснада” в значении “относить что-либо к че му-либо”.

 

б) Терминологическое значение. На этот счет существует три мнения:

 

1. Так именуется любая книга, в которой по отдельности собраны сообщения, передаваемые со слов того или иного сподвижника;[8]

 

2. “Аль-хадис аль-марфу‘” – так именуется хадис с не прерывным иснадом, в тексте которого приводятся слова про рока, да благословит его Аллах и приветствует;

 

3. Под этим подразумевается “санад”.

 

 

 

11. Муснид.

 

Так именуется человек, передающий хадис вместе с его иснадом, независимо от того, обладает ли он знанием[9] о нем или только передает.

 

 

 

12. Мухаддис.

 

Человек, который занимается наукой о хадисах и переда ет хадисы, хорошо разбирается в них, зная многие их версии и обладая знаниями об их передатчиках.

 

 

 

13. Хафиз.

 

Известно два мнения о смысле этого слова.

 

а) Многие мухаддисы считают, что это слово является си нонимом слова“мухаддис”.

 

б) Говорят также, что слово “хафиз” служит для обозна чения мухаддиса высшего класса, иначе говоря такого мухад диса, для которого в каждой области этой науки есть больше известного, чем неизвестного.

 

 

 

14. Хаким.

 

По мнению некоторых ученых, так называют человека, ко торый знает все хадисы за исключением малой их части.

 

 

[1] “Пчелы”, 44.

 

[2] Имеется в виду “такрир” – невысказанное одобрение пророком, да благословит его Аллах и приветствует, тех слов и дел его сподвижников, свидетелем которых он был.

 

[3] Эту дисциплину называют также “наукой изучения хадисов” (‘ильм аль-хадис дирайатан), “хадисоведением” (‘улюм аль-хадис) и “основами хадисов” (усуль аль-хадис).

 

[4] При разбивке каждого раздела на параграфы мною были использованы такие труды моих учителей, как “Новый облик исламского фикха” профес сора Мустафы аз-Зарка, “Основы фикха” профессора ад-Давалиби, а также материалы, которые использовал для нашего обучения доктор Мухаммад За ки Абд аль-Барр, когда мы сами были студентами шариатского факультета Дамасского Университета. Основой для этих материалов послужил труд аль-Маргинани под названием “Китаб аль-хидайа”, а оригинальный принцип классификации материала во многом способствовал быстрому и легкому по ниманию этой темы после того, как нам пришлось приложить немало сил для ее усвоения.

 

[5] “Комнаты”, 6.

 

[6] Ат-Тирмизи.

 

[7] Ат-Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Маджа и Ахмад.

 

[8] Иначе говоря, материал такой книги классифицируется по именам пере датчиков.

 

[9] То есть знает ли он, каким именно является этот хадис по степени досто­верности, обладает ли знанием о его иснаде и матне и т.д.

 

 

 

 

Самое читаемое

Письмо от Марйам...

Как вам известно, недавно в...

Соболезнование от Наталии

Мы получили письмо от ученицы...

Письмо от Натальи-9....

Ассаламу алайкум ва рахматуллахи ва...

Начало ниспослания Куръана

Мекка. Пещера Хиро. Пророк Мухаммад...

Начало ниспосылания Куръана

Мы продолжаем публикацию цикл статей,...

Как нам следует...

Обычно, когда в руки берут...