Слово «Куръан» в переводе означает чтение, чтение вслух, собрать, объединять – Куръан вобрал в себя смыслы, мудрости и предписания всех божественных книг, ниспосланных до себя.
Улемы дают Куръану следующее определение: «Куръан – Слово Всевышнего Аллаха, ниспосланное Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам посредством вахий, переданное путем таватур, которое читается (тилават) в ибадатах и само чтение которого является ибадатом, которое оставляет в бессилии (муъджиз)».
Пояснение: «Слово Всевышнего Аллаха, ниспосланное Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам посредством вахий…» означает, что такие небесные книги, как Забур, Таурат и Инджил, которых Всевышний Аллах ниспослал посредством вахий, но которые были ниспосланы не Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам, не являются Священным Куръаном.
Из выражения «…переданное путем таватур» можно заключить, что слово, переданное иным путем, чем таватур, не может считаться Священным Куръаном. А выражение «передавать путем таватур» означает, что слово передано до такой степени большим числом людей, что их невозможно обвинить в каком-нибудь сговоре и объявить лжецами. Они все являются надежными, достойными доверия людьми, которые ни разу не приближались ко лжи, а по причине их большого числа у них нет даже возможности сговориться солгать.
Именно таким образом был передан Священный Куръан, начиная с самого первого его слова и до самого последнего. От Всевышнего Аллаха Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам Священный Куръан передал амин – верный, надежный носитель вахий Джабраил алайхиссалам. Многие становились свидетелями – своими глазами видели и своими ушами слышали, каким образом происходила такая передача, то есть как Джабраил алайхиссалам передавал аяты Священного Куръана Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам.
«Читается (тилават) в ибадатах и само чтение которого является ибадатом» означает, что аяты Священного Куръана читаемый в намазе.
«Оставляет в бессилии (муъджиз)» – являющееся чудом, оставляющим человека в бессилии перед ним, заключающий в себе чудо, недосягаемое по красноречию, необыкновенно красноречивое, поражающий своей бесподобностью, несравнимостью. Сколько бы ни старались люди, не смогут творить подобное ему.
Говоря о вахий, следует отвметить, что «вахий» – это негласное, быстрое и сверхъестественное доведение Аллахом определенной информации до пророков. Аллах доводит до сердца пророка определенное сообщение, и тот сразу поймет, что это от Аллаха.
Вахий мог быть ниспослан Аллахом через ангелов или при непосредственном общении с Ним. Мать правоверных Аиша радияллаху анха говорила, что первоначально вахий был ниспослан Пророку как вещий сон. Каждый приснившийся сон сбывался наяву словно утренняя заря. Также к нему невидимым являлся ангел и доводил до сердца Пророка саллаллаху алайхи васаллам необходимые повеления или это доносилось подобно звону колокола, а иногда ангел Джабраил алайхиссалам являлся Пророку саллаллаху алайхи васаллам в человеческом облике.
Об этом в книге «Сахихул Бухари» приводится следующий хадис:
Передается от матери правоверных Аиши радияллаху анха:
«Поистине, Харис ибн Хишам радияллаху анху спросил Пророка саллаллаху алайхи васаллам:
– О Посланник Аллаха, как является Вам вахий?
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Иногда он приходит мне как звон колокола, и он тяжелее для меня, после его ухода я впитываю в себя то, что читается. А иногда является ко мне ангел в образе человека и говорит мне, и я усваиваю то, что он говорит».
Передал Бухари.
Как видим, вахий ниспосылался различными способами.
Однако немало сомневающихся в этом явлении. Более того, отвергая указанные факты из жизни Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, их толкуют как проявления истерии, которой будто бы страдал Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Дескать, вахий ни что иное, как бред и галлюцинации, связанные с обострением этого заболевания нервной системы.
Доказать ложность, а то и лживость таких суждений нетрудно. Ибо действительно больной истерией не может сдержать стон, крик, странных движений и других симптомов бредового состояния. А после того, как минует кризис, никогда не в силах четко и ясно вспомнить ни одной детали своего болезненного поведения. Ничего подобного не было в состоянии Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам – ни в моменты ниспослания вахий, ни вообще. Наоборот, он запоминал не только фразы и слова, но и интонации, буквы с музыкальностью их звучания.
Необходимо особо отметить, что люди, неспособные выработать в себе убеждение в истинности вахий, не в силах поверить и в то, что Куръан – явление Божественное. Что же, их можно только пожалеть.
..