1445 год 23 Зулкаъда | 2024 год 31 май, пятница
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Статьи

Андалусия - жемчужина Европы

10:40 / 28.12.2016 7319 Режим чтения + -


«О те, которые живут за морем в спокойствии

и у кого на их родине величие и власть!

Имеете ли вы вести от жителей Андалусии…

Вчера они были царями в своих дворцах,

а сегодня они рабы в странах неверия»

поэт Салих ар-Ронди (ум. 1285 г.)

Как известно из истории, в 1492 году испанцы отвоевали Гранаду – последний эмират некогда величественной Андалусии. Реконкиста победила. В целях же ускорения своего торжества, испанские правители Фердинанд и Изабелла обещали мусульманам, что они будут уравнены с испанцами в правах и смогут свободно исповедовать Ислам. Естественно, испанская корона не собиралась держать свое слово. Подразумевая именно такие случаи, министр иностранных дел наполеоновской Франции Талейран любил повторять: «Слова нам служат для того, чтобы скрывать наши мысли».

Так чем же являлась Андалусия для мусульман той эпохи и какое значение она имела в развитии науки и культуры Европы, в частности Испании. Андалусия (или ал-Андалус) — это арабско-исламская цивилизация, блиставшая в VIII—XV веках на Иберийском полуострове, которую называли также «мусульманской Испанией» или «Кордовским халифатом». Однако это не совсем точное определение, так как страна ал-Андалус занимала территорию не только Испании, но и Португалии, а Кордова была ее столицей до XI века, затем на первый план вышли Севилья и Гранада. Мусульмане пришли на Иберийский полуостров в 711 году, а к 713 году подвергли фатху почти весь полуостров. В большинстве своем, этот фатх — открытие этих земель для Ислама было мирным. Оно достигалось путем соглашений с правителями отдельных областей и городов, которые в обмен за признание себя подданными халифа сохраняли не только земли и имущество в Дамаске, но и возможность по-прежнему исповедовать христианство. Веротерпимость мусульман привлекли на их сторону симпатии большинства населения.

Считалось, что мусульмане назвали вновь открытую для Ислама страну в честь легендарного потомка пророка Нуха  — Андалуса ибн Тубала. Более доказательна версия, согласно которой арабы еще в Магрибе узнали от местных берберов, что за морем есть «страна вандалов» (по-арабски биладул вандалус), так как вандалы в Магриб приходили и владели им из-за Гибралтарского пролива.

Андалусия исчезла почти одновременно с обнаружением Колумбом Америки. Но память о ней жива до сих пор. Ее название унаследовала историческая область на юге Испании и Португалии. В испанском языке используется свыше 4 тысяч, а в португальском — более тысячи слов арабского происхождения. Только одно это указывает, насколько широки были заимствования и как многим обязана культура Испании и Португалии цивилизации ал-Андалуса.

Само название Португалии происходит от «Порту-кале» (порт — крепость, где первое слово — романское, а второе восходит к арабскому калъа — «замок», «цитадель»). Мусульмане занесли сюда цитрусовые культуры и достигли в их разведении такого совершенства, что долгое время на арабском языке словом «Буртукала» обозначали и «Португалию», и «апельсин».

Область Алгарви (от арабского «ал-гарб», то есть «запад») на юге Португалии и сейчас славится памятниками арабского периода. Кстати, в XII веке Португалию даже называли одно время Алгабрия, поскольку область Алгарви, ныне довольно отсталое, тогда считалась наиболее культурной.

По мнению современного шотландского исламоведа Монтгомери Уотта, «непредубежденному взгляду видно, что сегодняшние художники и ремесленники Испании до сих пор черпают вдохновение из мусульманских источников». Он прямо говорил, о «симбиозе, возникшем в результате освоения христианскими королевствами значительной части материальной и духовной культуры Андалусии». Выбор сюжетов, оценка силы и плодотворности арабского наследия в испанской культуре, многие высказывания таких выдающихся испанских писателей как Бласко Ибаньес, Федерико Гарсия Лорка, Хуан Гойтисоло ясно говорят о безоговорочности включения арабо-андалусского элемента в национальную культуру и психологию испанцев.

Уже в первые десятилетия правления мусульман наблюдался массовый добровольный переход населения в Ислам. Ислам принимали торговцы и ремесленники, крестьяне и рабы (в том числе захваченные вестготами в плен иноземцы). Для них это означало личную свободу, получение прав собственности и возможность свободно ею распоряжаться. Также многие вестготские аристократы принимали Ислам. Наиболее известными из них были Бану Каси — семейство правителей Сарагосы, 880—917 гг. самостоятельное мятежное королевство на юго-востоке ал-Андалуса.

Часть населения, однако, оставалась христианами, в том числе представители знати. Но к X веку их потомки стали мусульманами, либо полностью арабизировались. Начиная с IX века, большинство христиан в Андалусии стали «мусаррабами» (от арабского «мустаараб» — арабиризованный), которые усвоили язык и культуру арабов, а также многие из обычаев повседневного быта и образа жизни, хотя и продолжали дома пользоваться романским языком. Впрочем, на романсе иногда говорили даже при дворе халифов Кордовы. Этим языком довольно часто пользовались и кади в мечетях, особенно разговаривая с новообращенными мусульманами. Следовательно, не только христиане, но и многие мусульмане ал-Андалуса на деле были двуязычными.

Великолепная блестящая культура, составившая славу страны ал-Андалус, формировалась как часть арабо-испанской цивилизации, с которой она была тесно связана единством языка, религии, хозяйственными и человеческими контактами.

Среди христиан ал-Андалуса были «бесчисленны те, которые умеют выражаться по-арабски в высшей степени изящно и сочиняют стихи на этом языке с большей красотой и искусством, чем сами арабы». Для мусульманского ал-Андалуса были характерны терпимость к иноверцам, к культурному обмену с ними. Христиане могли занимать любые должности и, постоянно общаясь с мусульманами в повседневной жизни, способствовали обогащению страны, большей гибкости управления ею — выявлению самых разнообразных талантов во всех областях хозяйства, науки, искусства и политики. В этом отношении Андалусия не имела себе равных ни на западе, ни на востоке.

Но вот, грянула Реконкиста (по испански – «повторное завоевание») и величие Андалусии, а точнее исламской цивилизации на Иберийском полуострове начинает угасать. Как уже было сказано, в 1492 году испанцы полностью захватили власть над страной и на мусульман обрушились страшные гонения. Особый акцент испанцы делали на вопрос их перехода из ислама в католическую веру. Известно, что первый гранадский архиепископ Эрнандо де Талавера, не проявлявший особого рвения в обращении мусульман в католичество, был арестован инквизицией и обвинен в ереси. Год спустя после смерти великого инквизитора всей Испании Томаса Торквемады, в 1499 году, кардинал Сиснерос, исполнявший обязанности генерального инквизитора, начал кампанию по принудительному обращению мусульман (испанцы их называли «маврами») в католичество. В Гранаде у них отобрали главную мечеть и превратили ее в католический храм. Ищейки Сиснероса отбирали у жителей Гранады книги на арабском языке и сжигали их на торжественных аутодафе.

Естественно, подобного рода насилия вызвали возмущение среди мусульманского населения. В Гранаде вспыхнуло восстание. Испанцы этого только и ждали. Подавив сопротивление, Сиснерос от имени короны поставил мусульманам ультиматум: перейти в католичество или покинуть Испанию, оставив на месте все свое имущество и уплатив еще выкуп. К сожалению, часть гранадских мусульман приняла христианство. Но значительная часть мусульман все же покинула Испанию или же влилась в партизанские отряды для продолжения вооруженного сопротивления, которое было окончательно подавлено в 1501 году.

Примечательны рассказы ученых тех времен. Неважно, правда это или вымысел, но они отражают суть причины поражения мусульман. Приведем один из них.

Однажды христианские правители Испании начали задумываться о причинах своих постоянных поражений в войнах с мусульманами. Однако однозначного ответа на этот вопрос они получить не смогли. И тогда они отрядили группу шпионов, которая должна была изучить ситуацию на месте. Вражеские лазутчики успешно выполнили свое задание. Они были поражены чистотой нравов и глубокой религиозностью жителей Андалусии. На обратном пути они повстречали плачущего маленького мальчика. Главный шпион спросил ребенка о причине его слез, на что он ответил: «Я плачу потому, что одним камнем мне удается сбить всего лишь одну птицу, а не две». Тогда главный шпион воскликнул: «Нам никогда не победить этот народ!»

Вернувшись на свои земли, лазутчики рассказали обо всем увиденном и услышанном христианским правителям. Все их слова были подвергнуты тщательному анализу для выискивания возможных слабых мест в общественно-политической жизни мусульман. Под конец совещания было принято стратегическое решение о моральном разложении жителей Андалусии. Были отобраны самые красивые испанки, которым объяснили суть их деструктивного задания. И вот, строго следуя своему плану, испанцы в одном из сражений с мусульманами, убегают с поля боя, оставив для своих противников в качестве военных трофеев множество красивых девушек. Эта тактика была применена испанцами несколько раз подряд. И вот спустя несколько лет, испанцы вновь снаряжают шпионов в Андалусию. К величайшей радости испанских разведчиков, они видят, что их стратегия оказалась единственно верной, ибо страсть к развлечениям стала общественной нормой для некогда мужественных и богобоязненных жителей Андалусии. Как и в прошлый раз, под конец операции, они вновь встречают того самоо плачущего мальчика. Они снова спросили его о причине его слез, на что мальчик ответил: «У меня было две красивых испанских пленниц, а мой старший брат отобрал одну из них». Тогда старший разведчик воскликнул: «Теперь мы точно поработим этот народ!». Конец этой истории печален: мусульмане теряют сначала Валенсию, потом Сарагосу, Балеарские острова, Кордову, Севилью и прочие мусульманские эмираты Андалусии. А под конец была взята и Гранада, завершив тем самым 800-летнюю историю мусульманской Андалусии. А худшие опасения мусульман подтвердились: военная экспансия христиан начала трансформироваться в религиозную.

Теперь мусульмане бывшего Гранадского эмирата были полностью обращены в христианство. Испанцы презрительно именовали их «морисками». Год спустя корона в ультимативной форме обязала и остальных мудехаров (мусульман), проживавших в других областях Испании, перейти в католичество или покинуть Испанию. Но на этот раз практически власти препятствовали мудехарам уехать из страны. Большинство из них были ремесленники и крестьяне, испанские власти были не прочь их обобрать, лишить прав, превратить в послушную челядь. Это было подкреплено в 1525 году указом Карла V, согласно которому в Испании Ислам могли исповедовать только рабы.

Насильственное окатоличивание мудехаров, не говоривших в своем большинстве по-испански, священниками, не владевшими арабским, носило чисто формальный характер и давало инквизиции тысячу поводов обвинить любого из новообращенных в тайной приверженности к Исламу (по их понятиям, к ереси). Морискам запрещалось говорить по-арабски, носить арабскую одежду, именоваться арабскими именами.

Таким образом, мусульманская Андалусия ушла в прошлое, оставив потомкам лишь воспоминания и горечь утраты.

Подготовлено по материалам в интернете


Автор
islam.uz
Источник
islam.uz
Статьи по теме
.    Начался форум Всемирного союза мусульманских улемов   Вчера, 2 декабря, досточтимый шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф отправился в Катар, где пройдет читать полностью

3992 04:39 / 04.01.2017
. Сподвижники воочию видели Пророка, мир ему и благословение Аллаха, пользовались непосредст венным образом его знаниями и предвидением. Фетвы и высказывания читать полностью

3657 09:17 / 04.01.2017
.ИМАМ АХМАД ИБН ХАНБАЛ Ахмад ибн Ханбал ибн Хилал ибн Асад Идрис ибн Абдуллах ибн Хайян ибн Абдуллах алБагдади является ученым в области хадисов и фикха, а также читать полностью

7128 07:00 / 06.01.2017
..При описании соблазнов этого мира Куръан призывает к разумной умеренности, велит не гордиться сверх меры земными достижениями.В суре .Хадид,, в частности, сказано читать полностью

2117 14:31 / 14.11.2018
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью