1445 год 23 Шаввал | 2024 год 02 май, четверг
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Статьи

Рассказ об Адаме алайхиссалам

05:21 / 03.01.2017 5949 Режим чтения + -
.

Сотворение Адама

Аллах, Хвала Ему, говорит: «Вспомни..., когда Господь объявил ангелам о Своем решении поставить на земле наместника... Ангелы спросили: «Разве Ты поставишь на ней того, кто будет творить там непотребства, проливать кровь, сеять вражду из- за своих нечистых страстей? А мы возносим Тебе хвалу, славим Тебя, отвергаем от Тебя все,что не подобает Тебе, и превозносим Твои благодеяния». Он сказал: «Поистине, Я - Всеведущий и знаю то, чего вы не знаете!» (2:30)

Ибн Касир указывает: Это указание Аллаха Его ангелам, объясняющее им мудрость, стоящую за сотворением Адама и его детей, а также то, как они будут следовать друг за другом на земле. В другом айате Аллах говорит: «Это — Аллах, который сделал вас наследниками бывших до вас народов на земле и возвысил одних из вас над другими по степеням материального и морального благополучия и совершенства. Он испытывает вас тем, чем Он вас наделил... Ваш Господь быстр в наказании неповинующихся... Аллах велик в прощении грехов раскаявшимся и творящим добрые дела, милосерден и щедр в Своей милости к ним!» (6:165) Он также говорит: «кто отвечает на просьбу нуждающегося, если он в беде, и взывает к Аллаху смиренно и богобоязненно, кто устраняет от человека зло и страдание и делает вас наследниками тех, кто был на земле до вас?! Нет другого бога наряду с Аллахом, дарующим эти блага. Но вы, неверующие, мало постигаете из этих назиданий». (27:62)

Аллах говорит это Своим ангелам, намекая на сотворение Адама и его детей, подготавливая сцену для этого великого события до того, как оно произойдет на самом деле.

Аллах говорит: «Ангелы спросили: «Разве Ты поставишь на ней того, кто будет творить там непотребства, проливать кровь, сеять вражду из–за своих нечистых страстей? А мы возносим Тебе хвалу, славим Тебя, отвергаем от Тебя все,что не подобает Тебе, и превозносим Твои благодеяния». Он сказал: «Поистине, Я — Всеведущий и знаю то, чего вы не знаете!» (2:30)

Со стороны ангелов этот вопрос был попыткой расспросить о мудрости, которая скрывается за чем–то. Это не было ни возражением, ни принижением человечества, ни проявлением зависти к людям, как полагают многие невежды. Катада утверждает: «Они думали, что будут делать эти только что сотворенные существа, имея опыт общения с джиннами, которые жили на земле до сотворения Адама». Ибн Умар говорит: «Джинны жили на земле на протяжении двух тысячелетий до сотворения Адама и совершили кровопролитие. Аллах послал ангелов, чтобы изгнать их с земли и заставить переселиться на острова».

Ибн Касир заявляет: Ангелы продолжали: «А мы возносим Тебе хвалу, славим Тебя, отвергаем от Тебя все,что не подобает Тебе, и превозносим Твои благодеяния», имея ввиду, что они всегда будут поклоняться ему и никогда не ослушаются Его, т. е.: «Если цель создания человечества заключается в том, чтобы оно поклонялось Тебе, о Повелитель, мы без устали поклоняемся тебе днем и ночью».

Аллах ответил им, сказав: «Я — Всеведущий и знаю то, чего вы не знаете».

Это означает: «Я прекрасно знаю цель, с которой сотворяется человечество, которая вам неведома». Многие из людей будут Пророками, посланниками, мучениками, а также набожными и праведными людьми.

Затем Аллах поведал им, что Он наделяет Адама знанием, говоря: «(Аллах сотворил Адама) и научил его именам и названиям предметов, которые будут употребляться в жизни».

Ибн ‘Аббас указывает: Упомянутые имена — это имена, которыми люди определяют вещи, например: мужчина, животное, земля, равнина, море, гора, верблюд, осел и так далее.

Затем Он поместил их перед ангелами и сказал: «Сообщите Мне имена этих, если вы правдивы». (2:31)

Ал–Хасан ал–Басри утверждает: Когда Аллах хотел создать Адама, ангелы сказали: «Всякий раз, когда Аллах создает творение, мы обнаруживаем, что нам ведомо больше, чем этому творению». Поэтому для них это было испытанием. Об этом свидетельствуют слова Аллаха: «если вы правдивы».

Аллах говорит: (Они сказали:) «Хвала Тебе! Мы отвергаем от Тебя все, что не подобает Тебе! — сказали ангелы. — Мы признаем свою неспособность и не возражаем. Мы знаем только то, чему Ты нас научил. Поистине, Ты — Всезнающий, мудрый во всех делах!» (2:32)

Ибн Касир заявляет: Славен наш Господь! Никто не может знать то, что сокрыто в Твоем Знании, если Ты не научишь этому. Это относится у другому айату Куръана: «Никто не может постигнуть /3/ ничего из Его мудрости и знания, кроме того, что Он дозволит». (2:255)

Аллах говорит: «Аллах сказал Адаму: «О Адам, сообщи ты им названия этих предметов и их предназначение, которым ты научился!» А когда он сообщил им их названия, то Аллах сказал: «Разве Я вам не говорил, что знаю все сокровенное на небесах и на земле и то, что вы обнаруживаете, и то, что скрываете в душах?»» (2:33)

Са‘ид ибн Джубайр поясняет: слова Аллаха: «что вы обнаруживаете» относятся к словам ангелов: «Разве Ты поставишь на ней того, кто будет творить там непотребства», а Его слова: «то, что скрываете в душах» относятся к Иблису, когда он скрывал гордыню и думал, что он — лучшее творение, чем Адам. Катада утверждает: Айат: «то, что вы скрываете» относится к словам ангелов: «Когда бы Аллах ни сотворял творение, мы находим, что мы более сведущи и достойны почестей в глазах Аллаха, чем это творение».

Неповиновение Иблиса привело к тому, что он был проклят

Аллах говорит: «И вот Мы сказали ангелам: «Поклонитесь Адаму!» И поклонились они ему, кроме Иблиса. Он превознесся и отказался поклониться, и оказался в числе неверующих». (2:34)

Ибн Касир указывает: Аллах проявил великую милость к Адаму, так как Он сотворил его «Собственоручно», вдохнул в него душу, научил его тому, как называются все вещи и приказал ангелам падать ниц перед ним. Аллах говорит: «Когда придам ему совершенную форму, завершу его создание, и вдохну в него душу, которая принадлежит Мне, падите перед ним ниц, почитая и приветствуя его». (15:29) Аллах также говорит, что это Он сотворил Адама и придал ему форму, а затем велел ангелам склониться перед ним, и они склонились; за исключением Иблиса, который отказался быть в числе тех, кто склоняется. Аллах говорит: «Что мешает тебе почтить Адама, раз Я повелел тебе?» Иблис ответил с упрямством и высокомерием: «Я — лучше Адама, ибо Ты сотворил меня из огня, а его — из глины». (7:11–12) Это означает, что Иблис воображал, что он занимает более высокое положение, чем Адам, что, в свою очередь, побудило его воздержаться от поклонения Адаму вопреки повелению Аллаха.

Аллах говорит: «И вспомни... твой Творец... объявил ангелам: «Поистине, Я сотворю человека из звучащей густой глины, отлитой в форму и меняющей свой цвет. Когда придам ему совершенную форму, завершу его создание, и вдохну в него душу, которая принадлежит Мне, падите перед ним ниц, почитая и приветствуя его». Все ангелы, подчиняясь повелению Аллаха, пали ниц перед Адамом. Но Иблис превознесся и отказался присоединиться к ангелам, повиновавшимся повелению Аллаха. Тогда Аллах Всевышний сказал ему: «О Иблис! Почему ты ослушался Меня и не пал ниц перед Адамом вместе с другими повиновавшимися ангелами?» Иблис ответил: «Не стану я кланяться человеку, которого Ты сотворил из сухой звенящей глины, меняющей свой цвет и облеченной в форму». Аллах Всевышний сказал: «Раз ты взбунтовался и ослушался Меня, то низвергнись же из рая! Ты лишен Моего милосердия и почетного места. Ты лишен милосердия и над тобой — проклятие до Дня воскресения, до Суда и воздаяния»». (15:28–35)

Так Иблис навлек на себя гнев Аллаха по причине своего неповиновения Божественному приказу пасть ниц перед Адамом.

Далее Аллах говорит: «Аллах повелел ангелам поклониться Адаму поклоном, выражающим приветствие и уважение. Все они сразу поклонились, кроме Иблиса, который отказался поклониться и сказал: «Следует ли мне кланяться тому, кого Ты сотворил из глины?..» И еще Иблис сказал: «Сообщи мне, о Господи, о том, кого Ты почтил больше, чем меня, повелев мне поклониться ему... Клянусь, если Ты отложишь мой предназначенный день до Дня воскресения, я погублю его потомков соблазном и обольщением, кроме немногих...» Аллах Всевышний... сказал: «Иди прочь и делай, что хочешь. Тебя и того из потомков Адама, кто послушает тебя, постигнет наказание в аду, наказание вечное и полное. Побуждай своими речами тех из них, которых сможешь, не повиноваться Аллаху и старайся всеми способами искусить и обольстить их, будь их сообщником в приобретении их грешного имущества, незаконного для Аллаха, и в растрачивании этого имущества на грешные дела. Раздели с ними воспитание детей в неверии, обольщай и соблазняй их на распутство. Давай им ложные обещания...» Все, что обещает шайтан своим последователям, - лишь обольщение, соблазн и обман. Но Моих искренних рабов ты не сможешь соблазнить, ибо они полагаются на своего Господа и довольно им Его - Покровителя и Помощника, у которого они получают поддержку, чтобы спастись от тебя»». ((17:61–65)

Аллах также говорит: «И вот, Мы сказали ангелам: «Поклонитесь Адаму», и они поклонились все, кроме Иблиса....Иблис был из джиннов, но он превознесся и ослушался повеления Аллаха. Как же вы, после того как узнали правду о нем, берете его и его потомков помощниками и покровителями вместо Аллаха? На самом же деле, они — ваши враги! Плоха эта замена для неправедных, вредящих себе поклонением шайтану». ((18:50)

Ибн ‘Аббас указывает: «Иблис был ангелом на нижнем небе и принадлежал к категории ангелов, которые именовались «Джиннами». Однако Ал–Хасан Ал–Басри возражает ему: Иблис никогда не мог принадлежать к числу ангелов. В «Сахих Муслим» говорится, что А’иша, да будет Аллах доволен ею, говорила, что Пророк сказал: «Ангелы сотворены и света, а Джинны сотворены из бездымного огня. Адам был сотворен так, как описано для вас (в Славном Куръане)».

Далее Аллах говорит: «...Господь возвестил ангелам: «Я сотворю человека... из глины. Когда Я его создам и вдохну в него секрет жизни — дух — падите перед ним ниц в знак уважения и приветствия, а не поклонения!» Все ангелы послушались Аллаха и пали ниц перед Адамом, кроме Иблиса, который не пал ниц, превознесся, возгордился и,таким образом, оказался в числе неверных. Аллах Всевышний сказал: «О Иблис! Почему ты не пал ниц перед тем, кого Я Сам Своей мощью сотворил непосредственно?» Ты возгордился, хотя сам ты не велик. Или ты считаешь себя выше остальных? Иблис ответил: «Я лучше Адама: Ты создал меня из огня, а его сотворил из глины. Как я могу пасть перед ним ниц?» Аллах Всевышний сказал Иблису, наказывая его за гордыню и надменное ослушание приказа Господа: «Выходи же из собрания ангелов! Поистине, ты будешь изгнан ан из Моей милости! Поистине, ты будешь лишен всех благ, и над тобой — Мое проклятие до Судного дня в наказание за твое неверие в Меня и за твое высокомерие.» Иблис попросил: «Господи! Отсрочь мне и не погуби меня до Дня воскресения!» Аллах Всевышний сказал: «Дам тебе отсрочку до предопределенного Нами срока - до Судного дня!» Иблис сказал: «Клянусь Твоим Величием, я обольщу всех людей, кроме Твоих искренних рабов, смиренно повинующихся Тебе! Над этими у меня нет власти!» Аллах Всевышний сказал: «Клянусь, Я говорю правду! Я наполню ад — твоим родом (шайтанов) и теми, кто последовал за тобой из потомства Адама, без различия между теми, за кем следуют, и теми, кто следует». (38:71–85).

Аллах говорит: «...Иблис сказал Аллаху: «За то, что Ты свел меня с прямого пути, клянусь, я буду мешать Адаму и его роду идти по Твоему прямому пути истины, буду их сбивать с этого пути и вводить в заблуждение всеми возможными способами... поскольку от большинства из них Ты не получишь благодарности». (7:16–17)

Иблис имел ввиду, что он решил становиться на пути детей Адама, куда бы они ни пошли, в каком бы направлении ни двинулись. Таким образом, те из потомков Адама, которые способны устоять перед искушениями Иблиса, по–настоящему заслужат спасения, и горе тем из детей Адама, кто последуют по пути Иблиса.

Имам Ахмад ибн Ханбал сообщает, что Абу Хурайра сказал, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Когда сын Адама читает айат коленопреклонения, а затем преклоняет колени (перед Аллахом), Сатана отступает, кричит и призывает проклятия на себя и говорит: «Этому сыну Адама было приказано склониться, и он подчинился (своему Повелителю), поэтому ему суждено попасть в рай, а мне было приказано упасть ниц (перед Адамом), но я ослушался, и поэтому мне суждено пребывание в Аду».

Сотворение Евы

Аллах говорит: «...Аллах... сказал: «О Адам, поселитесь с супругою своею в раю и питайтесь, как хотите и где пожелаете, в свое удовольствие, но не приближайтесь к этому дереву, не вкушайте от его плодов, чтобы не оказаться из неправедных, не повинующихся Аллаху». (2:35) Аллах также говорит: «Аллах еще сильнее наказал Иблиса, сказав: «Выходи вон из рая Моего, повергнутым и опозоренным за твое высокомерие, упорство и неповиновение Аллаху, и ты будешь погублен. Тех же, кто последует за тобой из рода Адама, Я введу в ад и наполню геенну всеми вами! О Адам, пребывай со своей супругой в раю блаженства и наслаждайтесь всем, что в нем есть. Вкушайте все, что хотите, но не прикасайтесь к этому дереву, чтобы не стать нечестивыми грешниками, несправедливыми к себе, вызывающими наказание за непослушание». (7:18–19)

Аллах также говорит: «...Аллах повелел ангелам оказать Адаму честь и с почтением поклониться ему. И они поклонились, кроме Иблиса, одного из джиннов. Он ослушался и не выполнил этого повеления и за это был изгнан из рая. Тогда Аллах сказал Адаму: «Вот этот шайтан, который, ослушавшись Нашего приказа, отказался поклониться тебе, — враг тебе и твоей жене. Остерегайтесь его искушений, побуждающих к совершению грехов. Ведь он будет причиной вашего изгнания из рая, и ты будешь несчастлив в земном мире. Мы удовлетворяем все твои нужды в раю. Ведь ты не будешь ни голоден, ни наг. В раю ты не будешь страдать ни от жажды, ни от солнечного зноя, как люди, живущие вне рая». (20:116–119)

Ибн Касир объясняет: Из контекста этих айатов следует, что сотворение Евы имело место до того, как Адам стал жить в раю. Это подтверждается айатом Куръана: «О Адам, поселитесь с супругою своею в раю». Однако Ас–Судди сообщает, что Ибн ‘Аббас, Ибн Маc‘уд и некоторые из сподвижников говорили, что Иблис был изгнан из рая, а затем туда был допущен Адам. Он бродил там в одиночестве, не имея супруги, которая послужила бы ему утешением. Однажды он заснул, а когда проснулся, то обнаружил, что у него в головах сидит женщина, которую Аллах сотворил из его ребра. Он спросил ее: «Кто ты?» Она ответила: «Я — женщина». Он спросил: «Почему ты была сотворена?» Она ответила: «Чтобы служить тебе утешением». Затем ангелы спросили его, желая проверить его знания: «Как ее зовут, Адам?» Он ответил: «Ева (Хавва)». Они спросили: «Почему ее так зовут?» Он ответил: «Потому что она была сотворена из живой материи».

В «Сахихе» ал–Бухари говорится со ссылкой на авторитет Абу Хурайры, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Будьте добры к женщинам, потому что женщина сотворена из ребра, а самая искривленная часть ребра — это верхняя часть его. Если вы попытаетесь выпрямить эту кривизну, то вы его сломаете. Но если вы оставите его таким, как оно есть, оно останется искривленным. Поэтому я насто ятельно советую вам быть добрыми к женщинам».

Иблис подстрекает Адама

Аллах говорит: «О Адам, пребывай со своей супругой в раю блаженства и наслаждайтесь всем, что в нем есть. Вкушайте все, что хотите, но не прикасайтесь к этому дереву, чтобы не стать нечестивыми грешниками, несправедливыми к себе, вызывающими наказание за непослушание». (7:19)

Ибн Касир утверждает: Когда Аллах допустил в рай Адама и Еву, Он разрешил им вкушать все плоды, кроме плодов с некого дерева, о виде которого существуют разногласия в толкованиях Куръана. Некоторые считают, что это была виноградная лоза, другие утверждают, что это была пальма, третьи указывают на иные виды деревьев. Аллах не уточнил в Славном Куръане, какое именно это было дерево, потому что от знания этого нам не было бы никакой пользы.

Иблис, проклятый, завидовал Адаму и Еве и умудрился разработать план и хитрости, чтобы лишить их милости и красивых одежд. Аллах говорит: «Шайтан соблазнил их не слушать повеления Аллаха и нашептал им открыть то, что было скрыто из срамных частей их тела. Шайтан сказал им: «Ваш Господь запретил вам плоды этого дерева только потому, чтобы вы не стали ангелами или не сделались вечными в блаженстве рая». Шайтан поклялся им и повторил клятву, что он им добрый советник». (7:20–21)

Сатана попытался обмануть их, сказав, что лишь хочет дать им совет.

В другом айате Аллах говорит: «Но шайтан нашептал ему, соблазнив его и его жену, отведать плодов с запретного дерева, говоря: «О Адам, не указать ли тебе на древо вечности и вечной власти?»» (20:120)

Вышеупомянутое Дерево Вечности, возможно, является тем деревом, которое упоминается Ахмадом ибн Ханбалом, который со слов Абу Хурайры сообщил, что Пророк сказал: «В раю есть такое дерево, что можно ехать верхом в его тени в течение сотни лет и не доехать до того места, где тень закончится. Это — Дерево Вечности».

Адам и Ева ослушиваются и раскаиваются

Аллах сказал: «Он обольстил их своими соблазнами. Когда же они вкусили плоды от этого дерева, перед их глазами открылись срамные части их тела, и они стали срывать листья с райских деревьев, чтобы прикрыть свою наготу». (7:22)

Аллах также говорит: «...они вкусили от запретного дерева. И открылась им срамная нагота,.. и стали они прикрывать свою наготу райскими листьями.» (20:121)

Ибн Касир указывает: Когда Адам и Ева жили в раю, они питались изобильно любой пищей, какой только пожелают. Когда они вкусили от запретного дерева, они были лишены одежд, которыми были изначально наделены, и были отправлены на землю.

Мусульманские ученые расходятся относительно определения того места, где они впервые ступили на землю, и срока, который они провели в раю. Они также расходятся в вопросе о том, были ли у Адама и Евы дети, когда они жили в раю? Аллах знает лучше. Говорят, что Ева первой вкусила от запретного дерева и что это она уговорила Адама вкусить от него. Аллах знает лучше.

В «Сахихе» Ал–Бухари со слов Абу Хурайры указывается, что Пророк сказал: «Если бы не дети Израиля (которым было приказано не запасать мясо, но они запасли), мясо никогда бы не сгнило, а если бы не было Евы, то жена никогда бы не предавала своего мужа».

Что же касается слов Аллаха: «и стали они прикрывать свою наготу райскими листьями», то Ас–Саури сообщает, что Ибн ‘Аббас указывает: «Вышеупомянутые листья — это листья фигового дерева». Ибн Касир отмечает, что такое толкование, по–видимому, пришло от обладателей Писания (т. е. от иудеев или христиан). И тем не менее он убежден, что в айате скрывается более глубокий смысл. Аллах знает лучше.

Аллах говорит: «Таким образом, шайтан привел их к утрате блаженства, дарованного им Богом». (2:36)

Это означает, что они были лишены обители отдохновения и счастья и должны были спуститься на землю, являющуюся юдолью труда и печали. Таков был /10/ результат нашептываний Сатаны и его наущений.

Ал–Хафиз ибн Асакир сообщает со слов Убай ибн Ка‘ба, что Посланник Аллаха сказал: «Ваш отец Адам был ростом с высокую пальму высотой в 60 локтей, тело его было волосатым, а интимные места у него были сплошь покрыты волосяным покровом. Когда он согрешил в раю, его интимные места стали видны, и он покинул рай. Затем он нашел на своем пути дерево, которое зацепило его за лоб, и его окликнул Аллах: «Ты покинул рай, чтобы сбежать от Меня, Адам?» — «Нет», отвечал Адам, «но из–за стыда перед Тобой, мой Повелитель, за то, что я совершил».

Аллах говорит: «И Господь стал упрекать их: «Разве Я не запрещал вам есть плоды с этого дерева и не говорил вам, что шайтан - ваш отъявленный враг и не желает вам ни добра, ни блага?!» Адам и его супруга ответили, раскаиваясь и умоляя Аллаха простить их: «Господь наш, мы навредили самим себе и погубили наши души, ослушавшись Твоего повеления... Если же Ты не простишь наши грехи и не помилуешь нас, мы понесем тяжелый урон!» (7:22–23)

Это было признание в грехе и явное обращение (тауба) к Аллаху, исполненное смирения и покорности. Это стало правилом, которое ведет детей Адама к благу в этом и лучшем мире.

Аллах говорит: «Аллах же сказал им и шайтану: «Низвергнитесь! И будете вы врагами друг другу. На земле вам пребывать и пользоваться ее благами на срок, отпущенный вам до смерти». (7:24)

Эти слова предназначены Адаму с Евой и Иблису, которым было приказано спуститься из рая, будучи врагами друг другу, которые всегда будут вести борьбу между собой.

Аллах говорит: «...и Аллах внушил Адаму слова, которые помогли ему просить прощения у Господа. Адам стал каяться, и Бог простил его. Аллах всегда принимает искреннее раскаяние. Он милосерден к Своим рабам». (2:37)

Са‘ид ибн Джубайр и другие утверждают, что нижеследуюшие слова принадлежат Адаму, который их произнес, каясь перед Аллахом. «Они сказали: «Господь наш, мы навредили самим себе и погубили наши души, ослушавшись Твоего повеления. Это привело нас к потере Твоего блага и рая. Если же Ты не простишь наши грехи и не помилуешь нас, мы понесем тяжелый урон!» (7:23)

/11/ Ибн Касир замечает по этому поводу: Этот айат аналогичен другому, в котором Аллах говорит: «Так Адам ослушался своего Господа, до того как Аллах избрал его (по милости Своей): Он простил (его) и направил на прямой путь». (20:121–122)

Ал–Хаким сообщает в своем «Мустадраке», что Ибн ‘Аббас упоминает слова Адама: «О Господь! Разве Ты не сотворил меня Собственными руками?» Ему было отвечено: «Да». Он продолжал: «Разве Ты не вдохнул в меня жизнь от Твоего Духа?» Ему был ответ: «Да». (Адам сказал:) «А когда я чихнул, Ты сказал: «Йархамукум Аллах (да смилуется Аллах над вами) и что Твоя Милость предшествует Твоему Гневу?» Ему был ответ: «Да». (Адам продолжал:) «И Ты предопределил, что я это сделаю?» Ему было отвечено: «Да». (Адам продолжал:) «Будет ли мне дано вернуться в рай, если я обращусь от греха?» Ему был ответ: «Да».

Ал–Бухари сообщает со слов Абу Хурайры, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Моисей (Муса) спорил с Адамом. Первый сказал второму: «Это из–за твоего прегрешения люди были лишены возможности жить в раю и их юдолью стали несчастья». Адам ответил: «Даже ты, Моисей, кого Аллах избрал для того, чтобы нести Его весть и слово! Ты упрекаешь меня в деле, которое было предрешено Аллахом до моего сотворения?» Пророк сказал: «Так Адам разбил доводы Моисея».

Некоторые ученые утверждают: «Ответ Адама был доказательством того, что волю Божью можно воспринимать как причину несчастья, но не как причину неповиновения». Ибн Касир указывает: Если бы ответ Адама на упрек Моисея был бы интерпретирован как оправдание совершению греха тем, что Аллах предопределил для человека, это распространилось бы на всех грешников. Соответственно, не было бы ни воздаяния, ни /12/ положенных наказаний. Это с неизбежностью повлекло бы за собой чудовищные последствия.

Который рай?

Толкователи Куръана расходятся относительно того рая, в который был допущен Адам: был ли он на небесах или на земле? По мнению большинства ученых, это — Сад Жизни. Это мнение основывается на буквальном значении соответствующих айатов Куръана и хадисов, например, словах Аллаха: «О Адам, поселитесь с супругою своею в раю» (2:35) и словах, сказанных Моисеем Адаму: «Из–за твоего греха люди были лишены жизни в раю».

В «Сахихе» Муслима со слов Абу Хурайры сообщается, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Аллах соберет людей, и верующие встанут, когда рай приблизится к ним. Они придут к Адаму и скажут: «О отец, да откроется рай для нас». Он скажет: «Что еще лишало вас рая, кроме греха вашего отца?»» Это — мощный аргумент в пользу мнения о том, что имеется в виду Сад Жизни.

Другие утверждают: «Рай, в котором жил Адам, не является Садом Вечности, потому что Адаму было запрещено вкушать плоды определенного дерева, и потому, что он там спал, что он покинул его и потому, что в него вошел Иблис, что противоречит предположению о том, что это — Сад Жизни». Аллах знает лучше.

Хадисы, рассказывающие о сотворении Адама алайхиссалам

В «Сахихе» Муслим упоминает со слов Абу Хурайры, что Пророк сказал: «Лучший день, в который встает солнце, — это пятница. В этот день Адам был сотворен, допущен в рай и изгнан из него». В другой версии «Сахих» есть дополнение: «Воскресение из мертвых случится в пятницу».

Ал–Бухари сообщает со ссылкой на Абу Хурайру, что Пророк сказал: «Аллах сотворил Адама и сделал его ростом в 60 локтей. Затем Он сказал ему: «Ступай и поприветствуй такую–то группу ангелов и послушай, что они скажут в ответ. Это будет приветствием тебе и приветствием тому потомству, которое ты породишь». Он (Адам) сказал: «Ас–саламу алайкум» (Мир вам!). Они (ангелы) ответили: «Ва алейка ас–саламу ва рахмату–ллах» (Да пребудет на тебе мир и милость Аллаха!). Таким образом, они добавили фразу «ва рахмату–ллах». Люди, которые попадут в рай, будут иметь такое же сложение, как Адам. Однако в настоящее время размеры людей мельчают».

Со ссылкой на Абу Мусу Ал–Аш’ари Имам Ахмад сообщает, что Пророки, мир ему и благословение, сказал: «Аллах создал Адама из пригоршни (праха), которую Он собрал со всей земли. Дети Адама соответствуют этому; некоторые из них белые, некоторые —красные, некоторые — черные, а некоторые имеют промежуточные цвета. Некоторые из них податливые, другие — твердые, третьи —средние. Некоторые из них дурные, другие — хорошие, третьи —средние».

Ас–Судди упоминает со слов Ибн ‘Аббаса, Ибн Маc‘уда и некоторых сподвижников, что они говорили: «Аллах послал Джибрила на землю, чтобы он принес Ему ее праха. Земля сказала: «Прибегаю к защите Аллаха от тебя, если ты возьмешь /14/ что–нибудь от меня или сделаешь меня уродливой». Тогда он (Джибрил) вернулся, ничего не взяв от земли. Он сказал: «Господи! Она (земля) прибегла к Твоей защите, и я покорился этому». Затем Он (Аллах) послал Микаила. Земля прибегла к защите Аллаха от него, и он покорился этому. Он (Микаил) затем повторил слова Джибрила. Тогда Он (Аллах) послал Ангела Смерти. Земля прибегла к защите Аллаха от него, но он сказал: «А я ищу защиты Аллаха от того, чтобы вернуться назад, не выполнив его поручения». Затем он (Ангел смерти) взял некое количество праха с поверхности земли и смешал его. Он не взял его с одного места, но взял немного от белой, красной и черной земной глины. Поэтому потомки Адама оказались разноцветными. Затем он поднялся в Небеса и увлажнил прах, чтобы он стал мягкой глиной. Затем Аллах собственноручно изваял его, чтобы Иблис не провозносился выше него. Затем Он (Аллах) придал глине форму человеческого существа. После этой пятницы (в которую это тело было изваяно) в течение сорока лет оно оставалось глиняным изваянием. Когда ангелы проходили мимо него (тела Адама), они пугались, и больше всех пугался Иблис. Проходя мимо него (тела Адама), Иблис ударял по нему, и оно издавало громкий звук, аналогичный тому, какой издает глина (когда по ней стучат). Поэтому Аллах сказал: «Он сотворил человека из густой, сухой и звонкой глины, как гончарная». (Ар–Рахман: 14) Иблис говорил (телу Адама): «Конечно же, ты было создано с определенной целью». Он вошел в него через его рот и выбрался из его задней части, и сказал ангелам: «Не бойтесь его, ибо ваш Повелитель Вечен, Абсолютен, а эта вещь — полая. Если мне дадут власть над ней, я ее погублю».

Когда Аллах вдохнул в Адама дух, Аллах приказал ангелом: «После того, как Я вдохнул в Адама от Своего духа, поклонитьесь Адаму». Когда Аллах вдохнул в Адама Дух и он достиг его головы, Адам чихнул. Ангелы сказали /15/ ему: «Скажи: «Ал–хамду ли–ллах (хвала Аллаху)!» Так он и сделал. Затем Аллах сказал ему: «Да проявит твой Повелитель милость к тебе». Когда дух достиг его глаз, он увидел райские плоды. Когда дух достиг его желудка, он почувствовал голод. Поэтому еще тогда, когда дух не достиг его ног, он поспешил подпрыгнуть, чтобы сорвать райские плоды. Поэтому Аллах сказал: «человек по природе сотворен нетерпеливым». (Ал–Анбийя: 37) Далее Ас–Судди излагает историю Адама целиком.

Ибн Касир указывает: Некоторые из вышеприведенных рассказов подкрепляются пророческими хадисами, хотя большинство основывается на повествованиях потомков Израиля . Примером подобных свидетельств является приводимое Имамом Ахмадом со ссылкой на Анаса ибн Малика свидетельство о том, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Когда Аллах творил Адама, Он прервался на некоторое время, как Ему было угодно. Иблис много раз обходил вокруг него. Когда он заметил, что тело Адама полое, он понял, что Адам уязвим».

В «Муватта», достоверной книге, рассказывающей историю Пророка, Имам Малик ибн Анас упоминает со ссылкой на Муслима ибн Йасара Ал–Джухани, что Умара ибн Аль–Хаттаба спросили о следующем айате: «“Скажи (о Мухаммад!) людям, как твой Господь извлекал из чресел сынов Адама их потомство на протяжении веков... Повелел им Аллах засвидетельствовать о самих себе: «Не Я ли - ваш Господь?» Они сказали: «Да, Ты - наш Господь, Мы свидетельствуем об этом”». (7:172). Умар ответил: «Я слышал, как Посланник Аллаха сказал, когда его спросили об этом айате: “Аллах создал Адама, затем потер ему спину и извлек из нее часть его потомков. Затем Он (Аллах) сказал: «Я создал их для рая, поэтому они будут заниматься делами тех, кто обитает в раю». Затем Он потер ему спину и извлек из нее часть его потомков и сказал: «Я создал их для ада, чтобы они занимались делами тех, кто обитает в аду»”. Один человек сказал: “О Посланник Аллаха! Каковы же тогда плоды деяний (если каждый предопределен попасть либо в рай, либо в ад)?” Посланник Аллаха ответил: “если человек создан для рая, то Аллах позволяет ему делать /16/ дела людей, живущих в раю, пока он живет, привыкая делать дела жителей рая, и поэтому попадает в рай. Когда, с другой стороны, Аллах сотворяет человека для ада, он позволяет ему заниматься делами людей, живущих в аду, до самой смерти, привыкая к делам людей ада, и поэтому попадает в ад”».

В другом толковании этого айата Куръана Абу Джа‘фар Ар–Рази повествует со слов Убайй ибн Ка‘ба, что Аллах собрал все существа, которые должны были появиться на свет до Дня Воскресения из Мертвых. Он создал их из их чресел, а затем позволил им говорить, принести присягу и засвидетельствовать за себя: «Разве я не ваш Повелитель (Кто лелеет и питает вас)? Они отвечали: «Да». Он (Аллах) сказал: «Я создам семь небес и земель, а также заставлю вашего отца Адама свидетельствовать о вас, чтобы вы в День Воскресения из мертвых не утверждали, что вам об этом неведомо. Вы должны знать, что нет другого божества, кроме Меня, нет Повелителя, кроме Меня, поэтому не поклоняйтесь никаким другим «богам», т. е. идолам, вровень со Мной. Я пошлю вам посланников, чтобы предупредить вас о Моем наказании, и ниспошлю вам Мою книгу». Они сказали: «Мы свидетельствуем, что Ты — наш Повелитель и Господь, нет у нас Повелителя, кроме Тебя, и нет у нас бога, кроме Тебя». Тем самым они принесли присягу на верность Ему. Затем Аллах поднял их отца, Адама, пока тот не увидел богатых и бедных, тех, кто пригож собой, и тех, кто нет. Он (Адам) сказал: «О Повелитель! Почему бы Тебе не сделать всех Твоих слуг равными?» Он (Аллах) сказал: «Мне хотелось, чтобы Меня благодарили». Он (Адам) увидел, что среди его потомков, словно светочи, струящие лучи, появляются Пророки. Аллах взял с них еще одну присягу — на Пророческую Миссию. Это соответствует айатам Аллаха: «Вспомни (о Мухаммад!), когда Мы взяли обет с пророков до тебя, передать Наше Послание и призывать к истинной вере. Мы взяли обет с тебя (о Мухаммад!) и с Нуха, Ибрахима, Мусы, Исы (Иисуса), сына Марйам. Мы с них всех взяли твердый, серьезный обет». (Ал–Ахзаб: 7). Аллах также говорит: «Обрати же свой лик и свои мысли (о Мухаммад!) к религии с искренностью и будь подальше от их заблуждений. /17/ Сохрани установления Аллаха, который сотворил людей так, что они принимают единобожие и не опровергают его. Нет изменений в творении Аллаха». (Ар–Рум: 30) Более того, Аллах говорит: «Этот Куръан — увещевание, подобное древним увещеваниям, ниспосланным прежним народам». (53:56) Далее Аллах говорит: «Большинство из них не соблюдают верности заветам Аллаха... Ведь большинство из них, безусловно, из нечестивых и нарушающих заветы!» (7:102) Это было рассказано в толкованиях Имамами: Ибн Аби Хатимом, Ибн Джариром и Ибн Мардавайхом. Это также повествовалось со слов Муджахида, ‘Икримы, Са‘ида ибн Джубайра, Ал–Хасана Ал–Басри, Катады, Ас–Судди, а также некоторых ученых из салафов (ранних мусульман) в контексте, соответствующем этим хадисам.

Рассказ о Хабиле и Кабиле (Авеле и Каине)

Аллах говорит: «Прочти (о Мухаммад!) иудеям истину о двух сыновьях Адама, каждый из которых принес жертву Аллаху, стремясь получить Его благословение. Но Аллах принял жертву только у одного из них за его искренность. Тот, чью жертву Аллах не принял, стал завидовать своему брату. Он возненавидел брата и, угрожая ему, сказал: «Я тебя убью!» Другой ответил, что Аллах принимает благодеяния только от праведных и богобоязненных. И он добавил: «Если же шайтан ввел тебя в заблуждение, и ты поднимешь на меня руку, чтобы убить меня, я не поступлю, как ты, и не подниму свою руку на тебя. Я боюсь наказания Аллаха, Господа миров! Я не буду сопротивляться тебе, когда ты будешь убивать меня, чтобы ты взял на себя бремя этого греха вместе с другим грехом - неискренностью по отношению к Аллаху, - и будешь ты среди обитателей огня в будущей жизни. Это - справедливое воздаяние Аллаха неправедным грешникам». Душа его, под тяжестью дурных страстей, позволила ему легко преступить через родственные чувства и убить брата. Он убил своего брата и стал для Аллаха из потерпевших убыток. Ведь он потерял свою веру и своего брата. Когда же он убил своего брата, его охватили горе и растерянность, и он не знал, что делать с трупом. Аллах послал ворона, который разрыл землю, чтобы закопать мертвого ворона, и убийца узнал, как скрыть мертвое тело своего брата. И тогда он сказал, поняв тяжесть совершенного им греха и раскаиваясь в своем преступлении: «О, горе мне! Я не могу, подобно этому ворону, скрыть труп моего брата». И стал он в числе раскаявшихся в своем грехе». (5:27–31)

Многие повествователи отмечают, что у Адама и Евы дети рождались парами, мальчик и девочка, и об этом также упоминает Ибн Касир. Адаму и Еве было велено женить мальчика из одной пары на девочке из другой пары и наоборот. Однако запрещено было женить мальчика и девочку, родившихся в одной паре.

Согласно Ас–Судди, Ибн ‘Аббасу, Ибн Мас‘уду и другим: Когда Хабил пожелал жениться на своей сестре, рожденной вместе с Авелем, это было его полное право, но последний, бывший старшим, воспротивился и сам захотел жениться на ней. Адам приказал Кабилу отдать сестру в жены Хабилу, но Кабил отказался. Тогда он приказал и Хабилу, и Кабилу принести жертву /19/ Аллаху, что они и сделали. Хабил, у которого было стадо животных, принес в жертву тучную корову. Кабил принес в жертву часть пожухлого урожая. С небес спустился огонь и пожрал жертву Хабила, но не притронулся к подношению Кабила.

Абу Джа‘фар Ал–Бакир отмечает, что Кабил сказал Адаму: «Аллах принял жертвоприношение Хабила потому, что ты просил Аллаха за него, но не просил Его за меня». Он также угрожал своему брату, когда они остались наедине. Однажды вечером Хабил запоздал с возвращением домой со стадом, которое он пас. Адам послал Кабила, чтобы позвать его. Когда Кабил встретил Хабила, он сказал ему: «Твое приношение было принято Аллахом, а мое — нет». Хабил ответил, что Аллах принимает добрые дела только праведных. Объятый гневом Кабил сказал своему брату: «Я убью тебя, чтобы не дать тебе жениться на моей сестре». Хабил ответил: «Если же шайтан ввел тебя в заблуждение, и ты поднимешь на меня руку, чтобы убить меня, я не поступлю, как ты, и не подниму свою руку на тебя. Я боюсь наказания Аллаха, Господа миров!» (5:28) Это указывает на хороший нрав Хабила и на его страх перед Аллахом. Тогда Кабил нанес ему смертельный удар железным стержнем. Также сообщается, что он задушил его. ‘Абд Аллах ибн Умар сказал: «Клянусь Аллахом, убитый (Хабил) был сильнее другого, но ему было стыдно поднять руку на брата и причинить ему вред».

Ибн Касир утверждает: Это сообщение подкрепляется двумя книгами подлинных хадисов (т. е. Сахихами ал–Бухари и Муслима), где говорится, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Когда два мусульманина сталкиваются с мечами (острием направленными друг на друга), убийце и убитому суждено попасть в ад». Сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха, это, вероятно, справедливо по отношению к убийце, но почему такая участь суждена убитому?» Он (Посланник) ответил: «Он стремился убить другого».

По поводу слов Аллаха: «Я не буду сопротивляться тебе, когда ты будешь убивать меня, чтобы ты взял на себя бремя этого греха вместе с другим грехом - неискренностью по отношению к /20/ Аллаху, - и будешь ты среди обитателей огня в будущей жизни. Это - справедливое воздаяние Аллаха неправедным грешникам». (5:29)

Муджахид толкует этот айат, говоря: «Это означает, что я не стану сражаться с тобой, хотя я сильнее тебя. Если ты убьешь меня, то совершишь грех, убив меня, и тем самым добавишь к своим прежним грехам еще один».

Ибн Касир, комментируя этот айат, замечает: «Не предусмотрено, чтобы грехи убитого после его смерти переходили на убийцу, как считают многие люди. Однако убийство требует, чтобы убийца искупил свое преступление. Поскольку добрых дел, совершенных убийцей, может оказаться недостаточно для того, чтобы искупить гибель убитого, грехи убитого переносятся в перечень грехов убийцы. Эта точка зрения находит подтверждение в подлинных хадисах, повествующих о всех неправедных деяниях, среди которых самым худшим, вероятно, является убийство. Аллах знает лучше».

Имам Ахмад ибн Ханбаль, Абу Дауд, Ат–Тирмизи сообщают со ссылкой на Са‘да ибн Аби Ваккаса, что во время восстания, имевшего место во времена халифата Усмана ибн Аффана, последний сказал: «Я свидетельствую, что Посланник Аллаха сказал: «После меня будет восстание, в котором тот, кто сидит, будет лучше того, кто стоит, а тот, кто стоит, будет лучше того, кто идет, а тот, кто идет, будет лучше того, кто бежит». Тогда Са‘д спросил: «А что если кто–нибудь придет, чтобы убить меня в моем доме?» Он (Посланник) сказал: «Следуй примеру сына Адама»». Имам Муслим и составители «Сунан» сообщают со слов Абу Зарра историю, аналогичную этой.

Аллах говорит: «Аллах послал ворона, который разрыл землю, чтобы закопать мертвого ворона, и убийца узнал, как скрыть мертвое тело своего брата. И тогда он сказал, поняв тяжесть совершенного им греха и раскаиваясь в своем преступлении: «О, горе мне! Я не могу, подобно этому ворону, скрыть труп моего брата». И стал он в числе раскаявшихся в своем грехе». (5:31)

Ас–Судди поясняет: Аллах послал двух воронов, которые подрались друг с другом. Один из воронов убил другого, затем разрыл землю, положил труп другого ворона в яму и присыпал землей. Кабил, увидев, как поступил ворон, сказал: «О, горе мне! Я не могу, подобно этому ворону, скрыть труп моего брата». И стал он в числе раскаявшихся в своем грехе». (5:31) Затем он поступил, как ворон, и похоронил своего брата.

Смерть Адама

Мухаммад ибн Исхак заявляет: Когда Адам умирал, он научил своего сына Шиса (Сиф) часам суток и молитвам, которые следует возносить в эти часы. Он также сообщил ему о потопе, который произойдет в будущем. Утверждалось, что все потомство Адама произошло от Шиса. Все другие сыновья Адама исчезли. Впрочем, Аллах знает лучше. Слово «Шис» означает «милость Аллаха». Шис был назван так потому, что родился у Адама и Евы после того, как Кабил убил Хабила.

Ибн Касир утверждает: Когда Адам умер в пятницу, ангелы принесли вещество для бальзамирования и погребальный саван из Рая. ‘Абд Аллах, сын имама Ахмада, упоминает со слов Яхьи ибн Думра Ас–Са‘ди: Я увидел в городе старика, преподававшего урок. когда я спросил о нем, люди сказали мне, что это Убайй ибн Ка’б. Он (Убайй) сказал: «Когда смерть подступилась к Адаму, он сказал своим сыновьям: «Сыны мои! Я хочу отведать плодов Райского Сада». Они пошли, чтобы принести ему то, о чем он просил. По пути они встретили ангелов, которые спросили их: «Сыны Адама! Что вы ищете и куда вы идете?» Они ответили: «Наш отец болен и хочет вкусить плодов Рая. Они (ангелы) сказали им: «Ступайте назад, так как ваш отец уже умер». Они (ангелы) пришли (к Адаму). Когда Ева увидела их, она прильнула к Адаму. Он сказа ей: «Отойди! Я был обманут Иблисом через тебя. Поэтому не стой между мной и ангелами Аллаха. Они (ангелы) омыли его, закутали в саван и набальзамировали.

Затем они вырыли отверстие в земле и положили его тело в щель в земле и вознесли над ним молитву. Затем они опустили его в могилу и забросали землей и сказали: «О дети Адама! Вот церемония погребения, которой вы дожны следовать»».

Ибн Касир заявляет: Точная продолжительность жизни Адама вызывала у ученых разногласия. В хадисе, рассказанном Ибн ‘Аббасом и Абу Хурайрой, упоминалось, что продолжительность жизни Адама была записана в Хранимой Скрижали как длившаяся тысячу лет. Говорилось, что Ева умерла на следующий год после него. Точно так же споры между учеными велись и по поводу того места, где был погребен Адам. Многие ученые полагают, что он был похоронен в Индии рядом с горой, на которую он спустился из рая. Также высказывалось предположение о том, что эта гора — гора Абу Кубайс в Мекке (т. е. Мекка). Еще говорилось, что во время Потопа Ной (Нух) перенес останки Адама и Евы в ларце и похоронил их в Иерусалиме. И все же, Аллаху видне.

Когда Адам умер, его сын Шис должен был выполнять дальше миссию своего отца. Согласно хадису, о котором со слов Абу Зарра сообщил Ибн Хиббан в своем «Сахихе», Шис был Пророком, и ему было ниспослано пятьдесят книг.

Когда настало время умирать Шису, он сделал своим преемником своего сына Ануша. Затем преемником отца стал Кайнин, сын Ануша, затем Кайнина сменил Михлайил, сын Кайнина. Повествователи–неарабы утверждают, что Михлайил был царем Семи Областей и был первым, кто начал рубить деревья и строить города и большие крепости. Они также утверждают, что он был основателем Вавилона и дальнего Шуша (Сус) . Когда Михлайил умер, ему наследовал его сын Йард. Когда Йард лежал на своем смертном одре, он завещал, чтобы его сын Ханух стал его преемником. Согласно мнению многих ученых, Ханух считается пророком Енохом.

.
Автор
islom.uz
Источник
islom.uz
Статьи по теме
Передается от человека из племени Джухайна..Этот человек услышал, как Пророк саллаллаху алайхи васаллам в намазе фаджр прочитал суру Иза зулзилатил ардуrdquo в читать полностью

4177 06:39 / 05.03.2019
.5   . . .   5   Изображения праведных     Шайтан спросил людей Какова ваша печаль по потере праведных Очень сильна, ответили читать полностью

3337 05:25 / 06.01.2017
.   Чистота 1   Вам хорошо известно, что чистота это одно из обязательных условий намаза. Без нее не может быть намаза. Под этим подразумевается чистота тела, читать полностью

2312 09:42 / 20.12.2018
.Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли фаджрнамаз совершать на 510 минут раньше времени Я не успеваю на работу. И можно ли зухрнамаз совершать на 510 минут раньше читать полностью

17571 11:43 / 15.02.2019
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью