1446 год 21 Зулхиджжа | 2025 год 17 июнь, вторник
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Статьи

Тафсир Хилал. Сура «Áли Имран» (аяты 133-135)

05:38 / 05.01.2017 4120 Режим чтения + -
.

[аяты 133-135]

После отвращения от «поедания» риба, устрашения муками ада и призыва к богобоязненности, последующие аяты приглашают поспешить к получению прощения грехов и стремиться в рай.

133. И спешите к прощению от вашего Господа и к раю, чья ширина  небеса и земля, уготованному для богобоязненных.

Стало быть, прощение Всевышнего Аллаха, и рай Всевышнего Аллаха шириной, равной небесам и земле, предназначены и уготованы для богобоязненных.

В следующем аяте излагаются качества богобоязненных, имеющих права на прощение и рай:

134. Которые расходуют и в радости, и в горе, и сдерживающие гнев, и милующие людей. И Аллах любит благодетелей.

Одно из качеств богобоязненных, что удостоились прощения грехов от Аллаха и рая, ширина которого равна небесам и земле, это то, что они «…расходуют и в радости, и в горе».

Это люди, которые постоянны в совершении благих деяний. Даже если в их жизни все будет легко и будет изобилие, они не теряют голову, не превышают пределов и не предаются разврату и грехам. Напротив, они держат себя в руках и продолжают расходовать на благотворительность, делая пожертвования. Также, когда на их долю выпадают тяжкие дни, они не расстраиваются, не чувствуют себя стесненными и не переходят на стезю скупости. А продолжают делать пожертвования. Их богобоязненность постоянно зовет их к ихсану. И удерживает от скупости и жадности.

Еще одно из качеств богобоязненных:

«…и сдерживающие гнев…»

Самое трудное — сдерживать, подавить свой гнев. Гнев просыпается в человеке по разным причинам и не каждый способен держать его в узде. Однако с таким трудным делом может справиться богобоязненный человек. То есть лишь человек, в сердце которого есть богобоязненность, может одолеть гнев.

В Исламе сдерживание гнева считается одним из великих проявлений нравственности. Помимо аятов Священного Куръана, восхваление этого высшего качества отражено в хадисах Пророка алайхиссалам, в деяниях и словах наших праведных предшественников.

Как приводится в хадисе, переданном имамом Ахмадом рахматуллахи алайхи, один человек сказал Пророку саллаллаху алайхи васаллам:

— О Посланник Аллаха, сделайте мне наставление.

Он алайхиссалату вассалам сказал:

— Не гневайся.

Впоследствии тот говорил: «Когда Посланник Аллаха алайхиссалам изрек эти слова, я подумал и понял, что гнев вобрал в себя все зло».

Как передает имам Ахмад ибн Ханбал рахматуллахи алайхи от Муаза ибн Джабала радияллаху анху, Посланник Аллаха алайхиссалату вассалам сказал:

«Того, кто сдержит свой гнев, будучи способным [на наказание], в Судный день Аллах позовет перед всеми людьми и даст возможность выбрать любую из гурий».

Еще одно качество богобоязненных — «милующие людей». Это качество дополняет способность подавить гнев. Чтобы дело разрешилось красивым образом, недостаточно одного лишь сдерживания гнева. Если человек, который проявил благородство и сдержал свой гнев, хочет быть благородным до конца, он также должен быть способен на помилование, прощение.

В хадисе, переданном имамом Хакимом, сказано: «Кто желает, чтобы в раю для него были построены здания, а его степень стала выше, то пусть прощает совершивших зулм (несправедливость), даст тому, кто не дал, и поддержит родственные связи с теми, кто их разрывает».

Ибн Касир передает от Абдуллаха ибн Аббаса радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «В Судный день глашатай позовет: “Где же те, кто прощал людей! Придите к вашему Господу получать свою награду”. Каждый мусульманин, который прощал, имеет право войти в рай».

«И Аллах любит благодетелей».

Обладатели вышеприведенных качеств считаются совершающими благое. Следовательно, Аллах любит их.

Далее продолжается описание качеств богобоязненных:

135. И те, которые, когда совершили разврат или поступили несправедливо к себе, вспомнили Аллаха и попросили прощения за свои грехи — а кто прощает грехи, кроме Аллаха?  и не упорствовали сознательно в том, что совершили.

Как известно, богобоязненность считается высшей степенью правоверных. В изучаемом нами священном аяте богобоязненным не дается обещание о великих степенях. Однако в аяте говорится, что место в рядах богобоязненных могут занять даже и те, кто совершил распутное деяние или причинил себе несправедливость.

О чем это свидетельствует? Это свидетельствует о толерантности Ислама. Это свидетельствует о том, что Ислам глубоко понимает природу человека и обращается с ним соответствующим образом. Человек в любой ситуации остается человеком. В своей жизни он сталкивается с различными трудностями, провокациями и бывает сбит с толку. Временами поддается слабости и следует своим низменным, порочным вожделениям и страстям. Но богобоязненные — это те, которые в такой момент тотчас одумались и, как говорится в аяте, «вспомнили Аллаха и попросили прощения за свои грехи».

Как относиться к этим людям? Надо ли говорить, что, дескать, ты совершил такое-то дело, теперь все, можешь и не надеяться? Нет!

Ислам широко раскрыл двери покаяния. Даже если человек совершил некоторые грехи по слабости, или по природе человеческой, есть возможность примкнуть к рядам богобоязненных. Только есть одно условие — нужно, чтобы они «вспомнили Аллаха и попросили прощения за свои грехи» и «не упорствовали сознательно в том, что совершили».

Только в этом случае они не будут лишены возможности присоединиться к рядам богобоязненных. Но если они не покаются и будут сознательно продолжать совершать свои грехи, эта возможность не будет им дарована никогда.

Значит, если человек, который по незнанию или по слабости совершил грех, тотчас же покается и прекратит грешить, то только тогда его покаяние будет принято. Это правило относится ко всем аятам и хадисам о покаянии. Те же, которые на словах говорят, что покаялись, а на деле вновь и вновь совершают грехи, как поступают некоторые порочные люди, не подпадают под действие этого положения.

В хадисе, переданном имамом Ахмадом ибн Ханбалом рахматуллахи алайхи, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Каждый мусульманин, который совершил грех, если тщательно совершит омовение, совершит два ракъата намаза, а затем попросит истигфар, то Аллах непременно простит его».

.
Автор
islom.uz
Источник
islom.uz
Статьи по теме
..Ислам предписывает каждому мусульманину востребование знаний от колыбели до могилы. Это фард. Попытаемся глубже понять это. Фард ndash это строгое веление Аллаха, читать полностью

6110 16:08 / 28.11.2018
.Презентация книги о жизни пророка Мухаммада алайхиссалам весом в 1 тонну состоялась в Дубае Издание высотой 5 м и шириной 4 м, которое имеет к тому же большую читать полностью

4578 10:57 / 28.12.2016
.аяты 91 92   В первой части следующего аята продолжается разоблачение иудеев, а во второй его части этот процесс продолжается уже непосредственно в обращении к читать полностью

3788 04:13 / 05.01.2017
.Шестой заслугой Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам перед человечеством является ясное обозначение целей, идей, поля действий и борьбы. Определив человеку читать полностью

3916 06:14 / 05.01.2017
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью