1445 год 15 Шаввал | 2024 год 24 апрель, среда
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Сийра

Интеграция религии и мирской жизни

06:14 / 05.01.2017 3669 Режим чтения + -


Пятой заслугой Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам перед человечеством является слияние религии и мирской жизни, объединение разрозненных рядов в обществе, а также торговых общин.

Интеграция религии и мирской жизни, объединение разрозненных рядов и торговых общин

Древние религии, в частности христианство, разделило жизнь человека на две сферы: религиозную и мирскую. Тем самым оно разделило мир на два лагеря: религиозных и светских людей. При этом эти две категории людей не просто отделились друг от друга, но между ними также существовала серьезная преграда. Обе стороны находились между собой в постоянном противоречии. Каждая из них придерживалась убеждения в том, что между религией и мирской жизнью существуют непреодолимые противоречия.

Если человек намеревался выбрать одну из них, он обязательно должен был отречься от второй и поневоле вступить с ней в конфликт. Они говорили, что человек не может одновременно находиться на двух кораблях. Для того, чтобы вплотную заниматься экономической деятельностью и добиться в ней каких-то успехов, человек должен был оставаться в неведении о загробном мире и отвернуться от Творца небес и земли. Невозможно было достичь какого-либо положения в социально-политической или экономической иерархии, не отказавшись от религиозных и моральных учений.

Общеизвестно, что человек любит земные блага. Любая религиозная мысль, запрещающая дозволенные наслаждения, прогресс, почет, силу и власть, бесполезна для человечества. Поскольку это противоречит естественной природе человека. В результате именно этого противоречия многие люди с творческими способностями и научными знаниями отворачивались от религии и целиком погружались в поток мирской жизни. Такой свой выбор они расценивали как социально обусловленную, объективную необходимость. Поэтому они и занялись улучшением своей жизни и погоней за ее удовольствиями, лишая себя тем самым возможностей для религиозного и духовного развития.

Большинство людей, отказавшихся от религии, поступили так, полагая, что она несовместима с мирской жизнью. Представители мирской жизни, обладавшие властью и богатством нередко затевали мятеж против духовных пастырей, а косвенно и против религии. Они пытались выйти за пределы ее положений, ограничивая ее влияние на умы и жизнь людей, добиваясь уступок и послаблений в пользу светских интересов и традиций. Такой раскол между религией и мирской жизнью (по известному девизу «Богу – богово, кесарю – кесарево»), противостояние и соперничество между духовенством и светскими властями привели к безбожию и атеизму. Первой жертвой этого стал западный мир, а за ним последовали народы, зависимые от него в плане идеологии, культуры и науки.

Еще большему обострению проблемы способствовали фанатичные проповедники христианства с их призывом к аскетизму и умерщвлению плоти. Человеческую природу они считали самой главной преградой на пути духовного очищения, связи с небесами. Они не пожалели сил ради того, чтобы посредством различных безжалостных и несправедливых учений принизить, попрать естественные, нормальные человеческие потребности. Они представили религию и само мироздание в столь мрачном, почти мизантропическом (человеконенавистническом) свете изза ее догмата о первороднм грехе, что невольно съеживались сердца уверовавших. В результате религия сама отказывалась от роли жизнеутверждающего фактора, утратив свое величие. Потакание своим прихотям (то, что называлось «происками дьявола») достигло своего пика. Мир начал расшатываться между двумя противоборствующими сторонами. В конце концов, религия ослабла, и мир провалился в пропасть безбожия и нравственной деградации.

С посланничеством Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам было возвещено всему миру о том, что основой оценки всякого деяния (или бездействия)служит преследуемая ими цель. Эта цель была названа «намерением». Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Поистине, деяния – только по намерениям. И поистине, каждому человеку (будет воздано) – только (за) то, на что он намерился».

Каждое деяние человека, совершенное им с искренним намерением снискать довольство Аллаха, подчинившись при этом Его воле и следуя Его запретам, является средством сближения с Аллахом. При помощи именно этого средства стало возможным достижение высших состояний иймана, высочайших уровней веры. Это касалось всего: сражений, борьбы, власти, наслаждения чистыми (благими) дарами земли, удовлетворения потребностей нафса, поиска пропитания, исполнения обязательств, развлечений дозволенным путем, семейной жизни или брачных отношений. Все это считается богослужением и поклонением.

И наоборот, если деяния не преследуют цель стремиться во всем снискать довольство Аллаха, подчиняться Его указаниям, отказаться от запрещенного Им, то они относятся к сугубо мирской жизни. Даже если это такие деяния, как совершение обязательного намаза, хиджрат, усердие, зикр, тасбих и усилия на пути Аллаха. Человек, совершивший деяния подобным образом, не получит за них воздаяний, а неискренность (лицемерие) обернется для него бедой.

Благодаря пятой заслуге Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам перед человечеством было устранено во многом искусственное разделение религиозной и мирской сторон жизни. Эти постоянно соперничающие и противоборствующие две стороны примирились друг с другом. Именно поэтому Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам является также и Пророком единства и примирения.

Пророк саллаллаху алайхи васаллам вывел человечество (человеческое общество) из состояния противоборства, противостояния к единению на пути сникания довольства Аллаха, к ийману и милосердию. Он научил нас следующей объединяющей молитве (дуа):

«И среди них – те, кто говорит: «Господь наш! Дай нам в земной жизни добра и в загробной – добра, и защити нас от мучения Огня» (Сура «Бакара», аят 201).

Посредством аята «Поистине, мой намаз, и мои ибадаты, и жизнь моя и смерть моя – ради Аллаха, Господа миров» (Сура «Анъам», аят 162), Пророк саллаллаху алайхи васаллам объявил, что жизнь правоверного состоит не из противоречащих друг другу сфер жизнедеятельности, а является единым целым, состоящим из духа поклонения и саваба (воздаяния). Такой жизнью управляют вера в Аллаха и подчинение Его велениям. Они включают в себя все аспекты жизни, все поля борьбы и все виды деятельности. Главное – чтобы при этом присутствовали искренность (ихлас), благие намерения и стремление снискать довольство Аллаха. Уже само это ярко свидетельствует о том, что Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам является Пророком единства, дружбы, сплоченности и совершенства, предсказывающим будущее и предупреждающим. Он саллаллаху алайхи васаллам покончил с разобщенностью между религией и мирской жизнью. Саму жизнь целиком он превратил в поклонение. Всю поверхность земли целиком и полностью он превратил в мечеть – место поклонения Аллаху.

Протянув руку всему человечеству, он саллаллаху алайхи васаллам повел его за собой от тесноты губительных раздоров и противоречий к простору праведных деянияй, к жизни, полной высокого смысла, полезной для всех, к стремлении к довольству Аллаха. На этих просторах можно увидеть в удивительной гармонии правителей в рубищах бедняков, воздержавшихся от мирских благ захидов в царских нарядах, можно встретить образцы вершин кротости, океаны знаний, бодрствующих по ночам абидов (праведников, поклоняющийся много), усердствующих днем.

Из книги «Пророк, явившийся мирам милостью»


Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Источник
islam.uz
Статьи по теме
..Умму Саляма радыйаллаху анха рассказывала.Из одежды Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам больше всего любил камис это сшитая одежда, состоящая из двух читать полностью

2316 16:00 / 06.12.2018
..Анас ибн Малик радияллаху анху рассказывал .Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорил мне .Эй, с двумя ушами,. Махмуд говорил, что Абу Усама сказал .Он так с ним читать полностью

3404 13:10 / 05.02.2019
..Ибн Аббас радияллаху анху рассказывал.Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам вышел из уборного места. Тут принесли пищу. У него спросилиndash Принести ли воду читать полностью

1944 17:30 / 27.12.2018
..Айша радыйаллаху анха рассказывала.Хотя у меня был хайд менструационный цикл, я расчесывала волосы Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи ва саллам,.Анас ибн Малик читать полностью

2222 18:09 / 28.11.2018
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью