1445 год 18 Шаввал | 2024 год 27 апрель, суббота
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Васатыя – путь жизни

Польза васатыйи и последствия отклонения от нее

05:56 / 06.01.2017 4931 Режим чтения + -

Польза васатыйи

Группа ученых, составивших энциклопедию под названием «Назратун наъийм фии макарими ахлакин набиййил карим», пишут о пользе васатыйи следующее:

1. Освобождение от чрезмерности и недостатка.

2. Защита от бедности и нужды.

3. Залог изобилия и роста.

4. Свидетельство совершенства разума.

5. Гарантия пожизненного спасения.

6. Гарантия последовательности в хорошем.

7. Преимущественное качество уммы.

8. Следование примеру Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.

9. Следование примеру благочестивых сподвижников.

10. Защита от обвинений.

11. Противостояние пути сатаны.

12. Васатыя — основа умеренности и всего лучшего.

13. Васатыя — это движущая сила всех достоинств. К примеру, смелость — это среднее качество между трусостью и необдуманной агрессивностью.

 

Последствия отклонения от васатыйи

 Ислам — это васатыя во всем, что мы рассмотрели в этой книге по мере возможности. Главная цель видится нами в том, чтобы все мусульмане принадлежали к этой «золотой середине». Только в этом случае они будут на правильном пути — «сыратул мустаким». Однако в реальности не все происходит так, как бы нам хотелось.

По разным причинам среди мусульман появляются люди, впадающие в различные крайности. Отступление от принципа васатыйи имеет место как по причине превышения, так и преуменьшения, как из-за жесткости, так и из-за послабления. Другими словами, отклонение от васатыйи бывает двух видов, соответственно, и последствия этих отклонений бывают двух видов.

Прежде всего рассмотрим, как понимали отклонение от васатыйи наши уважаемые ученые прошлого.

Наш великий предок имам Абу Абдуллах Мухаммад Исмаил Бухари в главе «Бабул иктидаи бисунани Расулиллахи саллалаху алайхи васаллам» книги «Китабул иътисам» своего сборника «Сахих» хадисов приводит следующие слова Хузайфы ибн ал-Ямана радияллаху анху:

«О чтецы Куръана! Будьте богобоязненны! Следуйте по пути своих предшественников! Клянусь Аллахом, если вы будете стремиться превзойти их, то уйдете слишком далеко. Если свернете с их пути вправо или влево, окажетесь в большом невежестве».

Следовательно, нужно идти прямо по пути Пророка саллаллаху алайхи васаллам и сподвижников, не сворачивая ни вправо, ни влево.

Имам Абу Давуд в главе «Бабу лузумус сунна» книги «Китабус сунна» написал следующее:

«В письме, адресованном одному из своих подчиненных, Умар ибн Абдулазиз советовал придерживаться пути праведных сподвижников и говорил:

«Те, кто ниже их — допустившие халатность. Тех, кто пытался превзойти их, постигло горе. Поистине, одни люди стали ниже их, и они пострадали. Другие претендовали на то, что превзойдут их, и они вышли за рамки дозволенного. Праведные же придерживались среднего, прямого пути — «сыратул мустаким».

Таким образом, поколение первых мусульман было на самом верном пути. Ошибочно пытаться делать больше или меньше их. Кто совершает меньше, чем праведные сподвижники, ослабляет веру. Кто пытается превзойти их, тот выходит за рамки дозволенного Шариатом.

Мухаммад ибн Абу Бакр ибн Аюб Димашки в своей книге «Мадариджус саликин» пишет следующее:

«В отношении каждого повеления Аллаха возможно допущение двух отклонений: либо не совершать предписанного из-за халатности, либо выходить за рамки, чрезмерно усердствуя.

Религия Аллаха — это васатыя между ослабляющим религию и допускающим чрезмерность, словно долина между двумя горами или светоч между двумя невеждами. «Васат» — это середина между двумя осуждаемыми вещами. Допускающий халатность в чем-то вредит религии так же, как и чрезмерно усердствующий: один по причине отставания от нормы, другой — из-за превышения ограничений».

Отсюда следует, что тот, кто не выполняет требований и указаний религии, ослабляет свою веру и бросает тень на религию. Тот же, кто пытается сделать больше, чем требует религия, проявляет по отношению к ней чрезмерность.

А теперь приступим к рассмотрению и описанию этих двух качеств и изучению их последствий.

 

Причины ослабления требований религии

 До сегодняшнего времени к категории людей, проявляющих халатность, допускающих недостатки, в арабском языке применяется термин «муфаррит», который происходит от слова «тафрит». Это слово в арабском языке имеет значения: «недостаток, делающий вещь непригодной», «ущерб из-за допущенной халатности».

Один из известных толковых словарей по фикху «Мисбахул мунийр» разъясняет понятие «тафрит» следующим образом: «Это недостаточное соблюдение положений религии, пренебрежение ее требованиями и проявление халатности в их исполнении».

Причинами возникновения состояния «тафрит» являются: неприятие каких-либо положений вероучения (акыды), подвержение сомнению значимости и игнорирование религиозных предписаний, проявление халатности и тому подобное. Наши ученые классифицировали и определили несколько причин появления «тафрита». Приведем некоторые из них:

1. Лень.

В наибольшей степени лень вредит религии. Ленивый человек, не выполняя требований религии либо допуская в этом вопросе халатность, наносит огромный вред как себе, так и окружающим, видя в нем пример для подражания, так и стране, в которой он живет.

В хадисе, переданном от Шаддада ибн Авса радияллаху анху имамами Ахмадом, Тирмизи, Ибн Маджа, Ал-Хакимом, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

 «Поистине, слабый — это тот, кто последовал за порочными страстями своего нафса и возложил надежду на Аллаха».

Такие люди, поддавшись нафсу, страдающие недугом лени, оправдывают неисполнение религиозных обязанностей такими отговорками: «Еще есть время, ведь раскаивающимся обещано прощение, у нас тоже есть намерение».

2. Увлечение страстями (шахват).

Одним из препятствий для полноценного исполнения религиозных обязанностей является увлечение чем-либо земным. Если раб Божий поддается увлечениям больше, чем разрешается, он наверняка допустит недостатки в соблюдении религиозных норм, а постоянные увлечения могут перерасти в пагубную страсть и даже болезнь.

3. Общение и дружба с недобрыми людьми.

Тесное общение со злыми, скверными, порочными людьми, слушание их разговоров, восприятие их точки зрения также является одной из причин отдаления человека от религии, поскольку порочный человек всегда привлекает к пороку.

4. Незнание религии.

Одной из причин возникновения ошибок в религии является ее незнание или плохое знание. Как может следовать Исламу человек, не знающий его? Несомненно, человек, недостаточно изучивший исламские учения, совершает ошибки, а если учит чему-то других, то и их вводит в заблуждение.

Как сказал Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в хадисе, переданном Ибн ал Асиром в книге «Ан-нихая фии гарибил хадис»:

«Невежду можно увидеть только в состоянии чрезмерности или халатности».

Допущение ошибок в религии, ее ослабление, ведет к весьма негативным последствиям. Это является причиной испорченности, разврата, вреда и бедствий, а в конечном итоге — катастрофы в этой жизни и мучений на том свете.

Во время своего порабощения мусульманские народы страдали именно этим недугом — проявлением халатности в религии, ослаблением религиозных требований, неуважением к религиозным обязанностям.

Освободившись от оков колониализма, получив независимость, заново осознав благодаря усилиям ученых суть своей религии, мусульмане начали искренне соблюдать ее требования. Проводимые сегодня религиозное обучение, наставления, беседы, выходящие книги и издания подчинены именно этой цели.

 


Автор
islom.uz
Источник
islom.uz
Калит сўзлар: vasatiya-put-jizni
Статьи по теме
Ислам включает в себя не только вероучение, в нем есть подлежащие исполнению практические требования и указания. Исполнение этих требований и указаний читать полностью

3808 05:47 / 06.01.2017
Шариат упорядочивает практическую сторону Ислама, является его юридической стороной. Его также называют фикхом или исламской юриспруденцией. Существуют и читать полностью

3886 05:47 / 06.01.2017
Исламская умма придерживается срединности, справедливости и выбора наилучшего из возможного. Она не подражает другим, но использует из опыта других то, что читать полностью

3883 05:55 / 06.01.2017
Слово .васат, упоминается в пяти аятах Священного Куръана1. В суре .Бакара, Аллах, Пречист Он, Всевышний, сказал.И вот так Мы сделали вас васатыйной срединной уммой, читать полностью

1882 17:00 / 30.09.2019
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью