1445 год 11 Шаввал | 2024 год 20 апрель, суббота
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Хадж

Правила совершения жертвоприношения

09:06 / 06.01.2017 10288 Режим чтения + -

.

Приближается один из двух, великих праздников в Исламе — Ийд ал-Азха, с которым связан обряд жертвоприношения. Каждый мусульманин, для которого жертвоприношение стало ваджибом должен как следует изучить его положения — хукмы по шариату.

Представляем Вашему вниманию перевод "Книги жертвоприношений" из книги "Кифая" (комментарии к "Мухтасарул Викайа") фундаментального труда досточтимого шейха Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа.

Итак, жертвоприношение это обряд заклания жертвенного животного в дни Ийд ал-Азха. В терминологии факихов жертвоприношение это: «Закалывание определенного животного в определенное время». Жертвоприношение введено в шариат во втором году хиджры. По ханафитскому мазхабу совершение жертвоприношения является ваджибом.

Жертвоприношение предписано ваджибом для вольного, разумного, оседлого (муким — постоянно проживающего на одном месте человека), обладающего имуществом, достигшим уровня нисаба для дачи закáта. По ханафитскому мазхабу, мусафиру (путнику, временно находящемуся на чужбине), жертвоприношение не является ваджибом.

Доказательством отнесенности жертвоприношения к деяниям категории ваджиб служит сура «Кавсар», где Всевышний Аллах смилостивился сказать следующее:

«Поистине, Мы даровали тебе Кавсар! Совершай же намаз Господу твоему и закалывай [животное]», (аяты 1 - 2).

Мусульманские  улемы сказали, что слово «намаз» в этой суре  означает праздничный намаз Ийд ал-Азха, а подразумеваемое в арабском тексте аята «животное» означает животное, предназначенное для закалывания в качестве жертвоприношения.

Передается от Михнаф ибн Кайса радияллаху анху: «Мы стояли на Арафате вместе с Пророком саллаллаху алайхи васаллам. Я слышал, как он саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— О люди, для каждой семьи, каждый год надлежит одно жертвоприношение и атийра»

Передали авторы «Сунанов».

Приступим к изучению сведений, приведенных в «Мухтасарул Викайа».

Так [жертвоприношением], называется [заклание] одной овцы от [имени] одного человека, либо одного говяжьего скота или верблюда от [имени] того одного человека до семи человек.

Доказательствами этого положения служат следующие:

Передается от Джабира радияллаху анху:

«Вместе с Пророком саллаллаху алайхи васаллам я уже приготовился к [праздничному] намазу Ийд ал-Азха на площади для намаза. Когда он алайхиссалам завершив хутбу спустился со своего минбара, приволокли одного барана. Так, он алайхиссалам зарезал его своими руками и сказал: «Бисмиллахи ва Аллаху Акбар! Это от меня и моей уммы, не совершившей жертвоприношение».

Передали Абу Давуд и Тирмизи.

Доказательство заклания говяжьего скота и верблюда от имени семерых человек:

Передается от Джабира радияллаху анху: «При Худайбии мы с Посланником Аллаха  саллаллаху алайхи васаллам закололи одного верблюда от имени семерых человек и одну корову от имени семерых человек».

Передали Абу Давуд, Муслим и Тирмизи.

Допускается, когда количество людей, совершающих жертвоприношение говяжьего скота и верблюда меньше семи человек, но не допустимо, когда больше.

С условием, что на каждого человека достанется не меньше одной седьмой части.

То есть при жертвоприношении говяжьего скота или верблюда и их разделывании, каждому человеку должно доставаться не меньше одной седьмой части мяса жертвенного животного. Этот вопрос имеет свои весьма тонкие моменты. Например, после смерти человека за ним остались его сын и жена, а также один верблюд в качестве наследства. Сыну с матерью нельзя принести в жертву этот верблюд. Потому что жене умершего по шариатскому положению достается только одна восьмая часть наследства. Ввиду  того, что одна восьмая меньше, чем одна седьмая, они не могут принести верблюда в жертву.

В случае, когда жертвоприношение совершают совместно семеро, мясо делится между ними не предположительно (на глаз), а посредством взвешивания. За исключением случаев, когда [к мясу] добавляется голова, ноги, требуха  или шкуру.

Потому как голову, ноги и шкуру требуха  невозможно разделить путем взвешивания .

Сочтется верным, если к уже купленному [одним человеком] говяжьему скоту  присоединятся [еще] шестеро. Однако будет лучше, если они присоединятся до покупки.

Допускается, если некто с намерением принести в жертву от своего имени купил одну голову говяжьего скота, а после шестеро присоединились к нему в этом намерении.

С имущества богатого ребенка жертвоприношение совершает его отец или опекун. Ребенок может есть из него [мяса жертвенного животного]. Оставшееся [мясо] обменивается на то, чем он пользуется.

То есть, остаток мяса обменивается на вещь, которой непосредственно могут пользоваться, как например, пользуются одеждой по прямому ее назначению. Не допускается обмен на деньги или еду.

Эти слова принадлежат Абу Ханифе и Абу Юсуфу. Другие улемы не отмечали вопрос о совершении жертвоприношения с имущества ребенка. Из толкователей «Мухтасарул Викайа» Мулла Али кари и шейх Илйас утверждали, что будет правильно не совершать жертвоприношение с имущества ребенка.

Время совершения жертвоприношения: после намаза ийд — если это в городе, и после наступления поры фаджр в день ийд — если это в другом месте. Его [жертвоприношения] последний срок — третий день, незадолго до начала заката.

Доказательство того, что время жертвоприношения наступает после намаза ийд, служит следующий хадис:

Передается от Баро радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Воистину, первое с чего мы начинаем этот день — совершение намаза. Затем мы возвращаемся и закалываем жертву. И кто поступил так, то он нашел нашу сунну. Кто заколол раньше этого, тот всего лишь предоставил своей семье мясо. И ничего от ибадата.

К тому времени Абу Бурда уже заколол. Так, он спросил:

— У меня есть джазаъа, которая лучше мусинны?»

— Зарежь его! Однако, после тебя от кого-либо другого этого будет недостаточно,— сказал он алайхиссаллам».

Передается от него же:

«В день заклания жертвы Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам после намаза, произнеся нам хутбу, сказал:

— Кто совершит наш намаз, обратит свое лицо в сторону нашей киблы и совершит наше жертвоприношение, пусть не закалывает пока не совершит намаз!».

Передали четверо.

Доказательство, указывающее на конец времени жертвоприношения:

В хадисе, переданном Имамом Маликом от Нафиъ, сказано: «Ибн Умар говорил, что жертвоприношение — [еще] два дня после дня ийда».

Учитывается беднота, богатство и рождение, а также последнее время при смерти.

Человеку, который являлся богатым в первые дни Ийд ал-Азха, а в последние дни праздника превратившегося в бедного, совершение жертвоприношения не является ваджибом.

Человеку, который являлся бедным в первые дни ийда, а в последние его дни разбогатевшего, совершение жертвоприношения становится ваджибом.

Для ребенка, родившегося на исходе Ийд ал-Азха (согласно утверждению, что богатый ребенок совершает жертвоприношение), совершение жертвоприношения становится ваджибом.

Человеку, умершему на исходе Ийд ал-Азха, совершение жертвоприношения не будет ваджибом.

Закалывание ночью является макрухом.

Потому как в темноте могут быть допущены ошибки.

Бедняки, давшие обет принести в жертву и купившие его [жертвенное животное], совершает када [возмещает] отдав его [животное] в качестве милостыни в живом виде.

Люди, взявшие на себя обет совершить жертвоприношение на пути Всевышнего Аллаха и купившие животное с намерением принести его в жертву даже если для них это не являлось ваджибом, в случае если не смогли совершить жертвоприношение в отведенный срок, то отдают животное в качестве милостыни в живом виде. Потому что они назначили это дело ваджибом для себя сами.

Богатый раздает милостыню в виде денежной стоимости [жертвенного животного] независимо от того, купил он его или нет.

Далее будут представлены сведения  о свойствах животных, которые используются для жертвоприношения.

Для жертвоприношения годятся: если овца, то джазаъа  (шестимесячная), а если другая, то саний и больше. Под «саний» понимается годовалая овца или коза, двухлетний говяжий скот и пятилетний верблюд.

Эти положения взяты из благородных хадисов.

Передается от Укбы ибн Омира радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам дал ему овец, чтобы раздать своим сподвижникам для совершения ими жертвоприношения. Так, остался годовалый козленок, о нем он упомянул Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Он алайхиссаллам сказал:

— Его в жертву принеси ты».

Передали пятеро.

Допустимость совершения жертвоприношения годовалым козленком исходит из этого хадиса.

На это указывает то обстоятельство, что после распределения Укбой ибн Омиром радияллаху анху жертвенных животных между почтенными сподвижниками и сообщения этим человеком о том, что остался один годовалый козленок, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Его в жертву принеси ты».

Передается от Джабира радияллаху анху: «Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

—  Не закалывайте ни что иное, кроме как мусинну. Только тогда, когда у вас возникли сложности, можете заколоть джазаъа-овцу».

Передали Муслим, Абу Давуд и Насаи .

«Мусинна» это категория зрелого животного — для верблюда это пять лет, для говяжьего скота — два года, для овец и коз — один год.

По словам Абу Ханифы рахматуллахи алайхи «джазаъа» применительно к овцам и козам  обозначает их шестимесячный возраст.

Следовательно, обладающий возможностями человек должен совершить жертвоприношение как минимум годовалой овцой или козой, то есть мусанной. Если же человек по своей бедноте не может себе позволить годовалую овцу или козу, то достаточно будет и шестимесячной (джазаъа) овцы и ли козы.

Для жертвоприношения годятся круглоголовые, безрогие, кастрированные и покрытые чесоточной коростой животные. Однако не годятся чрезмерно исхудалые и хромые [животные], не способные сами дойти до места жертвоприношения. Также, непригодны те [животные], у которых отсутствуют одна треть уха, глаза, курдюка или хвоста.

Доказательства этих положений приведены в хадисах.

Передается от Баро радияллаху анху:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам стоял среди нас, и мои пальцы были короче, чем его пальцы, кончики моих пальцев были меньше, чем кончики его пальцев, он алайхиссалам сказал:

— Четверо [из животных] не допустимы для жертвоприношения: животное, чье косоглазие очевидно, животное, чья болезнь очевидна, очевидно, животное, чья хромота очевидна, и животное, чей мозг не в порядке».

Передали авторы «Сунанов».

Передается от Али радияллаху анху:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам поручил нам тщательно осматривать глаза и уши [жертвенных животных], не приносить в жертву косоглазого, мукабалу, мудабару , харко и шарко. Я спросил:

— Что такое мукабала?

Он ответил:

— Когда одна сторона его [животного] уха отрезана.

Я спросил:

— Что такое мудабара?

Он ответил:

— Когда отрезан кончик его уха.

Спросил:

— Что такое шарко?»

Он ответил:

— Когда его ухо рассечено.

Спросил:

— Что такое харко?

Он ответил:

— Когда его ухо порвано для метки.

Передали авторы «Сунанов».

Передается от него же:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам отвратил от жертвоприношения [животных] с отрезанными ушами и сломанными рогами».

Передали Абу Давуд и Тирмизи.

Расмотрим две мудрости, которые исходят из благородных хадисов о том, что выбранное для жертвоприношения животное должно быть безукоризненным.

Мудрость первая: Наличие возвышенных приличий (адабов) мусульман по отношению к Всевышнему Аллаху.

Ввиду того, что жертвоприношение посвящается Всевышнему Аллаху, стремление к тому, чтобы животное было целостным и без единого изъяна, демонстрирует возвышенное приличие по отношению к Всевышнему Аллаху.

Ясно, что ни мясо, ни кровь жертвенного животного не нужно и не доходит до Всевышнего Аллаха. До Него доходит только богобоязненность. Даже если мясо и кровь не доходят до Него, прилагаемые усилия в поисках безукоризненного животного есть старания ради того, чтобы сделать богобоязненность совершенной.

Мудрость вторая: Подбадривание бедных. Хорошо, когда бедным преподносят мясо самых лучших животных, а не животных с недостатками. Это подбадривает бедных и они ощущают почтение по отношению к себе .

Если один из семи человек умрет и его наследники скажут [остальным] «можете заколоть жертву от его и своего имени», то это допускается, подобно способу заклания животных при жертвоприношении для [хаджа] таматтуъ и киран.

Потому что даже если совершающие жертвоприношение стороны разные, но цель их одна — добиться близости с Аллахом.

Если один из них является неверным или настроившимся на мясо, то [жертвоприношение] не допустимо.

Потому как неверный не привержен к близости с Аллахом. Желание же заиметь лишь мясо противоречит такой близости. Когда часть чего-либо не приемлет близости, то не приемлет и все остальное.

Совершающий жертвоприношение кушает из его мяса сам и кормит им, кого захочет, либо дарствует. Давать одну треть мяса в качестве милостыни считается мандубом (рекомендуемым деянием).

Это положение взято из благородного хадиса.

Передается от Саламы ибн Акваъ радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: — Кто совершит жертвоприношение, пусть не встречает рассвет после третьего дня с чем-либо от него.

Когда настал следующий год, люди спросили:

— О Посланник Аллаха, поступить ли нам так же, как и в прошлом году?»

Он алайхиссаллам сказал:

— Ешьте! Угощайте! Храните! В том году люди пребывали в затруднении. Я хотел, чтобы вы им помогли».

Передали пятеро.

На основе этого  благородного хадиса улемы  отмечают, что в обычной ситуации приемлемо делить мясо жертвенного животного на три части — одну часть для собственного употребления, вторую часть для раздачи бедным и третью часть для хранения.

Если же нуждающихся будет много, то необходимо учесть их интересы.

Для семейного человека является мандубом не делать милостыню ради обеспечения обилия для членов своей семьи.

Эти положения относятся к ваджиб и сунна жертвоприношениям. Однако если был дан обет, то совершивший жертвоприношение по обету не может есть ни сам, ни угощать богатых.

Если [приносящий жертву] умеет хорошо резать, то считается мандубом зарезать своими руками. Если нет, то просит зарезать другого. Считается макрухом просить резать людей книги.

И все же, когда за него режет другой человек, необходимо личное присутствие самого приносящего в жертву. Давать жертву для заклания кому-либо из людей книги станет макрухом в силу того, что они не относятся к ахлул курбат — людям, стремящимся к близости с Аллахом. Тем не менее жертвоприношение допускается.

В хадисе, переданном имамом Ал-Хакимом в «Мустадраке » от Абу Саъида ал-Худри радияллаху анху, говорится  следующее:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал Фатиме:

— Пойди и будь свидетелем своего жертвоприношения. С  первой каплей его крови простятся твои прошлые грехи.

— О Посланник Аллаха! Это относится только к нам – ахлул байту, или общее для всех мусульман? — спросила Фатима.

— Нет. Общее для всех мусульман, — ответил он алайхиссаллам».

Шкура [жертвенного животного] отдается в качестве милостыни или используется как постоянно используемая утварь.

Приемлемо сделать из него овчину, изготовить бурдюк , переметную суму или что-то вроде этого, чем постоянно пользуются в доме.

Если шкура продается или обменивается на другую вещь, то полученная стоимость раздается как милостыня.

В этом отношении мясо уподобляется шкуре.

Допустимо, если двое по ошибке закололи жертвенных животных друг друга. В этом случае никто не возмещает.

Потому как овца и так была уготована для жертвоприношения. При жертвоприношении разрешается пользоваться помощью другого. Оба возвращают свое жертвенное животное сразу же после закалывания. Если уже съели мясо, то взаимно договариваются и делают халалными права друг друга.

Если совершить жертвоприношение подвергнутой гасбу (захваченной) овцой, то оно считается действительным. Если же принести в жертву животное, оставленное в качесте вадийъы (оставленное в качестве аманата на временное хранение), то не считается действительным. В обоих случаях возмещается владельцу.

Имам Зуфар и имамы трех остальных мазхабов утверждали, что принесение в жертву подвергнутой гасбу овцы не принимается.

Если предназначенное для жертвоприношения животное сбежало и вместо него было приобретено другое, а потом первое обнаружилось, то в жертву приносятся оба животных.

К жертвенным животным относятся говяжий скот, як, верблюд, овцы и козы. Все из перечисленных животных, будь то самка или самец, будь то кастрированный или нет — могут быть использованы для принесения в жертву. Другие животные не могут быть принесены в жертву.

.

Автор
islom.uz
Источник
islom.uz
Статьи по теме
Среда, 2 Ноября. 6 ЗулХиджжа. Сегодня двенадцатая мекканская конференция .Исламский призыв. Сегодня и будущее, Всемирной исламской лиги продолжает свою работу под читать полностью

3001 09:37 / 03.01.2017
ЗулХиджжа. Седьмой день. Мино. Начиная со вчерашнего дня после намаза Зухр тысячи паломников начали отправляться в Мино. Особенно много .нелегальных, хаджи, читать полностью

4939 08:42 / 28.12.2016
Следующий вид совершения хаджа это таматтуъ.Передаётся от Ибн Аббаса радияллаху анху .У него спросили о хадже таматтуъ. Тогда он сказал .Мухаджиры, ансары и читать полностью

4274 08:43 / 28.12.2016
Всевышней Аллах в суре .Фаджр, смилостивился сказать.Клянусь рассветом И десятью ночами И четом и нечетом,.Под словом .чет,, во фразе аята .И четом и нечетом, читать полностью

2039 05:03 / 17.08.2018
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью