Рост и развитие мусульманской уммы определены двумя фундаментальными этапами:
– Мекканский период (с момента ниспослания Откровения и до хиджры 622 г.н.э).
– Мединский период. Естественно, Откровение Аллаха, которое направляет мусульман, также в некоторой степени нашло свое отражение в этих двух этапах.
Мекканский период
Мекканский период, как было указано выше, длится около 13 лет – с начала ниспослания Откровения и до хиджры.
Этот период определяется главной задачей Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам – призыв людей к Исламу. Основными темами его призыва являются:
* Единство Аллаха (Тавхид);
* Конец Света и Судный День;
* Праведные поступки.
Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам на данном этапе выделена роль предвестника и увещевателя.
Мединский период
Мединский период длится 10 лет – с момента переселения в Медину и до самой смерти Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, и, следовательно, прекращения ниспослания Откровения.
Основные идеи, заложенные в мекканский период, остаются актуальными, но к ним добавляется мотив объединения мусульман в общину и формирования уммы.
В Медине общество формально было представлено следующими категориями людей:
Мухаджиры. Переселенцы из Мекки.
Ансары. Коренные мединцы, пришедшие на помощь мусульманским переселенцам.
Мунафики. Лицемеры, на словах притворявшиеся мусульманами, но в душе не симпатизировавшие Исламу и мусульманам.
Ахлулкитаб. Иудеи и христиане, жившие на территории Медины и сохранившие свои религиозные традиции.
Все эти группы людей упоминаются в Куръане в мединский период. Дополнительно к этому аяты Куръана обращаются к человечеству в целом.
Мекканские и мединские суры
Суры Куръана классифицируются согласно месту Откровения – на мекканские и мединские.
Мекканскими называются суры, начало ниспослания которых приходится на мекканский период, даже если последние аяты были ниспосланы в Медине.
Мединскими, в свою очередь, называются суры, которые были ниспосланы в Медине, даже если в них есть некоторые аяты, ниспосланные в Мекке.
В Куръане 85 сур имеют мекканское происхождение, 29 сур –мединское.
Существует разница во мнениях относительно того, какая сура была ниспослана в Мекке последней. Некоторые ученые, вслед за Ибн Аббасом утверждают, что последней была ниспослана сура «Паук» («Анкабут»). Другие считают, что сура «Верующие» («Муминун»), третьи – «Обвешивающие» («Мутаффифун»), хотя в отношении этой суры есть разногласия.
Мекканские суры составляют примерно 11 джузов Куръана, мединские – 19.
Из приведенного выше разделения очевидно, что мединские суры являются более длинными и составляют гораздо большую часть Куръана.
Важность знания хронологии
Знание о происхождении тех или иных сур, а также времени их ниспослания важно для понимания их значения.
В некоторых случаях знание о нескольких взаимосвязанных аятах и времени их ниспослания очень важно для установления тех или иных правовых вопросов, так как это напрямую имеет отношение к теме отмены (насх) правовых заключений, на основе отмененных аятов.
Хронология также важна для понимания становления и развития мусульманских обрядов, традиций и законов, таких как запрет алкоголя, пятикратный намаз, пост, хадж и т.д.
Традиция деления сур на мекканские и мединские пошла от сподвижников и их последователей. В самой Сунне нет упоминания об этом, так как все сподвижники были свидетелями ниспослания Откровения и знали о тех случаях, по поводу которых ниспосылались те или иные аяты.
Знание относительно классификации сур Куръана на мекканские и мединские является одной из важных ветвей науки о Куръане (илмул Куръан). И это не просто исторический интерес, это знание особенно важно для понимания и интерпретации соответствующих аятов.