1446 год 5 Рабиус сани | 2024 год 08 октябрь, вторник
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Намаз

О рукнах намаза (2)

08:04 / 20.02.2019 1885 Режим чтения + -


 عَنْ عُبَادَةَ بْنِ الصَّامِتِ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ ﷺ قَالَ: لَا صَلَاةَ لِمَنْ لَمْ يَقْرَأْ بِفَاتِحَةِ الْكِتَابِ. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ.

 

Передается от Убады ибн Сомита радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Нет намаза у того, кто не совершает кираат “Фатихатул Китаб”».

Передали пятеро.

Пояснение: «Фатихатул Китаб» («Открывающая Книгу») — это сура «Фатиха».

Взяв этот  хадис в качестве доказательства, мазхабы Шафиъийа, Маликийа и Ханбалийа утверждают, что чтение суры «Фатиха» в каждом ракъате — рукн и без этого намаз не является состоявшимся. В их понимании смысл этого хадиса заключается в том, что намаз того, кто не читает суру «Фатиха» не является верным.

Однако согласно иджтихаду улемов мазхаба Ханафийа смысл хадиса заключается в том, что намаз не читающего суру «Фатиха» не является полным. Именно поэтому у них чтение суры «Фатиха» считается ваджибом. Забывший прочесть ее может исправить свой намаз, совершив садждатус сахв.

Таким образом, обе стороны подтверждают надобность чтения суры «Фатиха» при совершении намаза. Никто не призывает не читать эту суру. Они всего лишь приводят разные положения о чтении суры «Фотиха». Одна сторона считает это фардом, а вторая — ваджибом.

У каждой из двух сторон имеются свои доводы. До настоящего времени при совершении намаза все в обязательном порядке читают суру «Фатиха». Но некоторые люди, не поняв высокого уровня научные рассуждения имамов, распространяют среди людей всевозможные неверные трактовку этого обстоятельства, вызывая различные противоречия. Подобные действия абсолютно не соответствуют шариату.

444- عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ ﷺ قَالَ: مَنْ صَلَّى صَلَاةً لَمْ يَقْرَأْ فِيهَا بِأُمِّ الْقُرْآنِ فَهِيَ خِدَاجٌ ثَلَاثًا غَيْرُ تَمَامٍ، فَقِيلَ لِأَبِي هُرَيْرَةَ: إِنَّا نَكُونُ وَرَاءَ الْإِمَامِ، فَقَالَ: اقْرَأْ بِهَا فِي نَفْسِكَ، فَإِنِّي سَمِعْتُ رَسُولَ اللهِ ﷺ يَقُولُ: قَالَ اللهُ تَعَالَى: قَسَمْتُ الصَّلَاةَ بَيْنِي وَبَيْنَ عَبْدِي نِصْفَيْنِ وَلِعَبْدِي مَا سَأَلَ، فَإِذَا قَالَ الْعَبْدُ: الْحَمْدُ للهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ، قَالَ اللهُ تَعَالَى: حَمِدَنِي عَبْدِي، وَإِذَا قَالَ: الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ، قَالَ اللهُ تَعَالَى: أَثْنَى عَلَيَّ عَبْدِي، وَإِذَا قَالَ: مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ، قَالَ: مَجَّدَنِي عَبْدِي، وَقَالَ مَرَّةً فَوَّضَ إِلَيَّ عَبْدِي، فَإِذَا قَالَ: إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ، قَالَ: هَذَا بَيْنِي وَبَيْنَ عَبْدِي وَلِعَبْدِي مَا سَأَلَ، فَإِذَا قَالَ: اهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلَا الضَّالِّينَ، قَالَ: هَذَا لِعَبْدِي وَلِعَبْدِي مَا سَأَلَ. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ إِلَّا الْبُخَارِيَّ.

Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Кто совершит намаз, но не прочтет в нем Уммул Куръан, то он (намаз) — неполноценен, (и три раза сказал:) несовершенен!

Тогда Абу Хурайре сказали:

— Мы ведь стоим за имамом?!

Он сказал:

— Читай ее про себя. Я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Всевышний Аллах говорит: “Я разделил намаз между Мной и Моим рабом на две части. И будет рабу Моему то, что он просит”.

Так, когда раб говорит: “Алхамду лиллахи Роббил ъаламиин”, Всевышний Аллах говорит: “Мой раб возблагодарил Меня хвалой”.

А когда он говорит: “Ар-Рахманир Рахим”, Всевышний Аллах говорит: “Мой раб восхвалил Меня”. 

А когда он говорит: “Мāлики явмиддин”, Аллах говорит: “Мой раб возвеличил Меня”. (И один раз сказано:) “Мой раб положился на Меня”. 

И когда он говорит: “Иййаака наъбуду ва иййаака настаъиин”, Аллах говорит: “Это между Мной и Моим рабом, рабу Моему будет то, что он просит”.

И когда он говорит: “Ихдинас сиротол мустакийм, сиротоллазиина анъамта ъалайхим гойрил магдуби алайхим валаддооллиин”, Аллах говорит: “Это для раба Моего и будет ему то, что он просит”».

Передали пятеро, кроме Бухари.

Пояснение: В этом священном хадисе Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорит о необходимости читать суру «Фатиха» во время совершения намаза и ее достоинстве.

«Уммул Куръан» — «Мать Куръана» — это одно из названий суры «Фатиха».

Слова Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам:

«Кто совершит намаз, но не прочтет в нем Уммул Куръан, то он (намаз) — неполноценен, (и три раза сказал:) несовершенен!», являются сильным аргументом в пользу мазхаба Ханафийа в прениях между мазхабами по поводу положения о чтении суры «Фатиха» в намазе. Поскольку слово «неполноценен» означает, что намаз действителен, но имеет изъяны.

А слово: «несовершенен» в конце предложения еще больше подкрпеляет эту мысль.

Слово, переведенное нами как «неполноценный», в арабском языке выражено словом хидāджун, которое используется в отношении рожденного недоношенным (неполноценным) детеныша верблюда. Это как раз выражает то значение, о котором говорят ученые ханафитского мазхаба. Они, в частности, утверждают, что намаз без суры «Фатиха» становится неполноценным из-за неисполнения ваджиба в намазе, что требует обязательность совершения садждатус сахв. По их мнению, слова предыдущего хадиса «Нет намаза у того…» толкуются этим хадисом как «нет полноценности намаза у того».

Наряду с этим, они отвергают утверждение улемов мазхаба Шафиъийа о том, что слово «хидадж» следует понимать в значении фасāд (порча, нарушение, нечестие). Как было сказано выше, этот спор носит чисто теоретический характер, что же касается практики, то в этом все поступают одинаково.

Услышав от Абу Хурайры радияллаху анху данный хадис, люди поняли значимость чтения в намазе суры «Фатиха». У них также возник вопрос и они спросили Абу Хурайру:

«Мы ведь стоим за имамом?!»

Значит, эти люди, следуя в намазе за имамом, не читали суру «Фатиха». Однако, услышав от Абу Хурайры радияллаху анху данный хадис, в котором подчеркивается важность чтения суры «Фатиха», они задали этот вопрос, чтобы узнать, как быть с тем, что следуя за имамом в общинном намазе они не читают ее. Тогда он сказал:

«Читай ее про себя».

Это означает: «Когда ты следуешь за имамом, читай суру “Фатиха” про себя».

Вопрос о совершении кираата, стоя за имамом, мы рассмотрим позже. Но здесь необходимо отметить, что слова «Читай ее про себя» являются результатом иджтихада самого Абу Хурайры радияллаху анху. Потому что он не сказал, что научился этому или слышал об этом от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. А от Пророка саллаллаху алайхи васаллам он слышал хадис кудси, в котором говорится о достоинстве суры «Фатиха», о чем он рассказывает следующим образом:

«Я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: 

— Всевышний Аллах говорит: “Я разделил намаз между Мной и Моим рабом на две части”».

По мнению улемов, здесь под словом «намаз» подразумевается сура «Фатиха». Потому что она читается в намазе и считается частью намаза. Кроме того, известно, что весь намаз посвящается Аллаху.

Продолжение хадиса также подтверждает эту мысль. Сура «Фатиха» состоит из семи аятов, первые три из которых посвящены восхвалению и возвеличиванию Аллаха. Последние три аята состоят из мольбы. И аят в середине между ними наполовину — восхваление, наполовину — молитва.

«И будет рабу Моему то, что он просит».

То есть «из этой разделенной на две части суры «Фатиха» Мне — восхваление, а Моему рабу — то, что он просит».

«Так, когда раб говорит: “Алхамду лиллахи Роббил ъаламиин”, Всевышний Аллах говорит: “Мой раб возблагодарил Меня хвалой”».

То есть когда раб, начиная читать суру «Фатиха», произносит: «Алхамду лиллахи Роббил ъаламиин» — «Хвала Аллаху, Господу Миров», Всевышний Аллах говорит ангелам: «Мой раб восхвалил Меня и выразил благодарность». То, что Аллах называет человека «Мой раб», для человека — безграничное счастье.

В священном Куръане Аллах также называет Своим рабом Пророка Мухаммада Мустафа саллаллаху алайхи васаллам, подчеркивая этим его высочайшее положение.

«А когда он говорит: “Ар-Рахманир Рахим”, Всевышний Аллах говорит: “Мой раб восхвалил Меня”». 

Сам Аллах говорит о том, что искреннее поминание этих двух Его величайших качеств является Его восхвалением и восславлением.

«А когда он говорит: “Мāлики явмиддин”, Аллах говорит: “Мой раб возвеличил Меня”». 

То есть когда человек произносит аят: «Мāлики явмиддин» — «Властитель Дня суда», Аллах говорит, что Его раб Его возвеличил.

«(И один раз сказано:) “Мой раб положился на Меня”».

В хадисе, переданном имамом Муслимом, это предложение отстутствует. Возможно, это сделали некоторые из передатчиков хадиса. То есть если в ходе передачи этого хадиса один раз было сказано «Мой раб возвеличил Меня», то в другой раз было сказано «Мой раб положился на Меня».

«И когда он говорит: “Иййаака наъбуду ва иййаака настаъиин”, Аллах говорит: “Это между Мной и Моим рабом, рабу Моему будет то, что он просит”».

То есть когда раб произносит аят: «Иййаака наъбуду ва иййаака настаъиин» — «Мы поклоняемя только Тебе и только у Тебя просим помощи», Всевышний Аллах говорит:

«Это между Мной и Моим рабом, рабу Моему будет то, что он просит».

То, о чем просит человек, приводится во второй половине суры, в следующих аятах:

«И когда он говорит: “Ихдинас сиротол мустакийм, сиротоллазиина анъамта ъалайхим гойрил магдуби алайхим валаддооллиин”…» 

То есть когда человек говорит: «Наставь нас прямым путем, путем тех, которых Ты облагодетельствовал, не подпавших под (Твой) гнев и не впавших в заблуждение», Аллах говорит:

«Аллах говорит: “Это для раба Моего и будет ему то, что он просит”».

Из всего этого становится совершенно ясными все достоинства суры «Фатиха». Начиная с этого момента, при ее чтении нам всегда следует полностью представлять и осознавать эти значения.

445- عَنْ عُبَادَةَ بْنِ الصَّامِتِ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ قَالَ: كُنَّا خَلْفَ رَسُولِ اللهِ ﷺ فيِ صَلَاةِ الْفَجْرِ فَقَرَأَ رَسُولُ اللهِ ﷺ، فَثَقُلَتْ عَلَيْهِ الْقِرَاءَةُ، فَلَمَّا فَرَغَ قَالَ: لَعَلَّكُمْ تَقْرَءُونَ خَلْفَ إِمَامِكُمْ. قُلْنَا: نَعَمْ، نَفْعَلُ هَذَا يَا رَسُولَ اللهِ، قَالَ: لَا تَفْعَلُوا إِلَّا بِفَاتِحَةِ الْكِتَابِ، فَإِنَّهُ لَا صَلَاةَ لِمَنْ لَمْ يَقْرَأْ بِهَا. رَوَاهُ أَصْحَابُ السُّنَنِ.

 

  1. Передается от Убады ибн Сомита радияллаху анху:

«Мы совершали намаз фаджр, стоя за Пророком саллаллаху алайхи васаллам. Так, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам совершил кираат. Он испытал некоторую тяжесть при кираате. После завершения (намаза) он сказал:

— Вероятно, стоя за своим имамом вы совершаете кираат? 

— Да, мы делаем это, о Посланник Аллаха, — сказали мы. 

Тогда он сказал:

— Только не поступайте так с другими (сурами), кроме “Фатихатул Китаб”. Поскольку нет (полноценности) намаза у того, кто ее не читает».

Передали составители сборников «сунан».

Пояснение: Следовательно, если стоящие за имамом сами совершают кираат, это мешает кираату имама. В этом и других хадисах Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам запретил совершать кираат, стоя за имамом. Поэтому тот, кто стоит за имамом, не должен совершать кираат.

Однако вопрос о том, можно ли читать суру «Фатиха» стоящему за имамом или нельзя, требует отдельного рассмотрения и об этом также существует множество хадисов. Одним из них является данный рассматриваемый хадис.

В нем говорится, чтобы люди не читали никакие другие суры, кроме суры «Фатиха», поскольку без нее намаз не будет полноценным.

Согласно этому, в мазхабе Шафиъийа утверждается, что человек, стоящий за имамом, должен читать суру «Фатиха».

Однако большинство улемов, в том числе и улемы ханафитского, считают, что стоящий за имамом (следующий ему) вообще не должен произносить кираат, то есть это относится и к суре «Фатиха». В качестве аргументов этого положения, среди ряда других, они приводят и нижеследующие два хадиса.


Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Источник
islam.uz
Статьи по теме
Передается от Ибн Аббаса радияллаху анхума.Пророк саллаллаху алайхи васаллам, Каждый раз вставая ночью на тахаджжуднамаз, произносил Аллахумма Лакал хамду, анта читать полностью

10530 11:36 / 04.10.2022
Регулярный намаз способствует эмоциональной целостности и спокойствию, позволяет расставить приоритеты в жизни. Совершение пятиразового намаза на протяжении читать полностью

7959 06:17 / 28.12.2016
В преддверии праздничного намаза каждому из нас необходимо знать предписания нашего шариата относительно намаза Ийд.Всевышний Аллах говорит .Совершай же намаз читать полностью

6267 06:14 / 28.12.2016
Намаз после омовения состоит из двух ракяатов.Время совершения ndash тотчас после омовения до испарения воды с поверхности омытых частей тела. Последний посланник читать полностью

2108 15:03 / 28.06.2021
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью