1445 год 17 Шаввал | 2024 год 26 апрель, пятница
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Счастливая семья

Мнение о махре

14:30 / 30.07.2019 4655 Режим чтения + -

Недаром Всевышний Аллах сделал дачу махра при никахе фардом для мужей, а правом получать махр наделил женщин.  Внедрение этого положения в шариат четырьмя аятами и рядом хадисов показывает, насколько большое значение имеет этот вопрос. Все, что делает Всевышний Аллах, как и это дело, — несомненно, не без мудрости.

Аллах азза ва джалла ввел махр, чтобы возвеличить достоинства женщин, как вознаграждение им за то, что они, проявив невероятную смелость, отважились оставить своих родителей, свой родительский дом, свою семью, в которой они родились и выросли, и в одиночестве уйти в незнакомое место и создать новую семью. Получив определенное имущество от человека — будущего спутника жизни, с которым она еще не вместе, невеста начинает ощущать проявление уважения и достоинства по отношению к себе. Как у невесты, так и у ее близких, доверие по отношению к жениху укрепляется. Они верят, что с финансовым обеспечением их дочери в никахе все будет в порядке. По этой причине, во избежание того, чтобы со стороны жениха не была допущена скупость, определен минимальный размер махра. Дабы не задеть самолюбие невесты слишком малым размером махра, в шариате утвержден минимальный размер махра, который не может быть меньше десяти дирхамов.

Вместе с тем мужчина также осознает свою роль в качестве мужа, необходимость возложения на себя семейного бремени и проявление к невесте любви и великодушия, и то, что семья — это не дело, которое получается само по себе. В действительности, посредством дачи махра невесте у жениха, как у будущего главы семьи, появляется возможность продемонстрировать свои добрые намерения, свою щедрость в деле расхода имущества своей семье и жене. Именно поэтому максимальный размер махра не ограничен и ни никто не имел права его ограничить.

Всевышний Аллах в суре «Ниса» смилостивился сказать:

«И если вы дали одной из них [в махр] несметное количество [имущества], то не берите обратно ничего из этого!» (аят 20).

Приводя в качестве довода именно этот аят, факихи утверждают, что в качестве махра можно давать имущество в неограниченном количестве.

Улемы, когда речь заходит об этом, напоминают известную историю с почтенным Умаром ибн Хаттабом радияллаху анху.

Хафиз Абу Йаъла передает от Шаъбийа, а он — от Масрука:

«В период своего халифства Умар ибн Хаттаб поднялся на минбар[1] Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и сказал:

 

— О люди! Вы же слишком завысили махр для женщин! Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и его сподвижники не превышали четырехсот дирхамов. Бывало даже меньше этого. Если бы увеличение махра было делом богобоязненности перед Аллахом или великодушным поступком, то вы не смогли бы обогнать их. Впредь чтобы я не слышал, как кто-то дал женщине махр свыше четырехсот дирхамов!

Сказав это, он спустился с минбара.

Одна женщина из курайшитов встала поперек его пути и сказала:

— О повелитель правоверных, отвратил ли ты людей назначать женщинам махр свыше четырехсот дирхамов?

Умар сказал:

— Да.

Она сказала:

— Разве ты не слышал положения Аллаха, ниспосланного Им в Куръане?!

Умар спросил:

— Что же это за положение?

Она сказала:

— Разве ты не слышал аят Аллаха, в котором говорится: “…и дали одной из них [в махр] несметное количество [имущества]”?!

Умар сказал:

— Господь, Сам помилуй! Люди более сведущи в фикхе, чем Умар!

Вернувшись назад, он снова поднялся на минбар и сказал:

— О люди, я повелел вам не давать махр женщинам свыше четырехсот дирхамов. Но теперь кто сколько хочет, пусть столько и дает из своего имущества. Умар ошибся. Женщина права».

Но мусульманину никак не подобает при разводе пытаться получить обратно махр, данный им супруге при женитьбе, будь он в малом количестве или большом. Данный аят, явно запрещая подобное стремление, поясняет также и мудрость такого запрета, тем самым пробуждая некие тонкие чувства в совести мужчин. Обратите внимание на куръаническое толкование, насколько оно изысканно, как оно впечатляет!

«И как возьмете его, ведь вы уже имели близость друг с другом и они взяли с вас твердое обещание?!» (аят 21).

В супружестве муж с женой соединяются не только физически, но и духовно. Их чувства и ощущения, мечты и надежды, совесть, тайны и секреты, горести и печали, счастье и благоденствие, всё-всё соединяется, сливается. В Исламе супружество и семья являются священной связью и очагом, никах заключается именем Аллаха, согласно сунне Пророка саллаллаху алайхи васаллам. И ради уважения к этой святости, ради уважения к прожитой вместе жизни, из почтения ко всему, что соединилось, при разводе следует расходиться по-доброму. Пытаться обратно получить махр, дарованный когда-то по доброй воле у женщины, с которой жил вместе, совершенно не приличествует мусульманину, и вообще, любому мужчине.

О значении фразы «твердое обещание» в аяте Суфян ас-Саври сказал: «Это завет о том, чтобы удерживать по-доброму или развестись по-доброму».

Рабиъ ибн Анас сказал: «Это заключено в хадисе Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам:

“Вы получили их от Аллаха в качестве аманата (вверенной вам) и словом Аллаха вы сделали их фардж (близость с ними) дозволенными для себя”».

Значит, махр, прежде всего, это знак уважения к никаху, а также знак твердого обещания мужчин женщинам.

Именно поэтому необходимо обращать на это особое внимание. Практика показала, что игнорирование указаний шариата в вопросе махра, чрезмерность (превышение пределов) или равнодушие в этом деле ни к чему хорошему не приводит.

Было время, когда люди, назвав махр «калыном», требовали за своих дочерей большое богатство и не соглашались на меньшее. Бедные девушки даже не имели к этому никакого отношения и не получали от него никакой доли.

В результате превышения пределов в шариате и нарушения указаний шариата создание семьи для большинства стало затруднительным. Создание семьм юношами и девушками, достигшими совершеннолетия, сильно усложнилось. В обществе увеличилось число старых дев и неженатых мужчин, в результате чего был нанесен вред как целому обществу, так и отдельным людям. 

Люди, которым не нравилось это положение, начали использовать выражение: «Они хотят продать свою дочь, как корову». Улемы, желая исправить это положение, противоречащее шариату, выступали с проповедями, разъясняли людям и принимали другие меры под девизом: «Хорошо, когда махра мало».

К сегодняшнему же дню возникла ситуация, противоположная вышеизложенному. Большинство людей даже не знает, что такое махр или не придает ему значения. А те, кто знают и обращают на него внимание, воспринимают его как самое последнее в списке дело, связанное с никахом. Когда после получасовой проповеди о важности махра имам-богослов спрашивает: «Что вы дадите невесте в качестве махра?», в ответ он слышит только: «Кольцо». Стоимость такого «кольца», перешедшего к нам «в наследство» от других народов, в некоторых случаях бывает даже меньше минимального размера махра. Неудивительно, что даже у некоторых непонимающих людей возникает представление о том, что «обручальное кольцо» это, наверное, и есть махр. Невесты же не понимают, что требовать махр это шариатское право, предоставленное им Всевышним Аллахом. А если и понимают, то им кажется, что требовать его было бы неприлично. Бывают случаи, когда сторона жениха обижается, если невеста просит положенный ей махр.

Вследствие нарушения указаний шариата относительно махра и безразличного отношения к этому важному вопросу появляется множество проблем. Самое плохое это то, что сторона мужа все больше теряет чувство ответственности за несение финансового бремени семьи и прочие обязанности. Отделавшись лишь одним «обручальным кольцом», человек, взявший в жены чью-то дочь, которую родители кормили и растили 17-20 лет, из-за каких-то мелочей выгоняет ее и уже планирует новую женитьбу. Существуют и такие, кто говорит: «Издержки-то всего лишь на одно кольцо».

В результате молодая жена вместе с детьми возвращается в родительский дом, вследствие чего возникают новые проблемы. А если бы этот бесчестный мужчина женился, дав махр как полагается, если бы он осознавал, что при следующей женитьбе ему нужно будет дать махр в достаточном количестве, то поразмыслив и посчитав свои издержки, он бы утихомирился и подумал, прежде чем объявлять талак.

Возможно, по этой причине прежние факихи нашей Родины на обряде сочетания никахом, без всякого предварительного согласования, сразу же переходили к самому главному, обращаясь к жениху со словами: «Принимаете ли вы такую-то в жены с условием, что махр будет состоять из одного дома (комнаты) с передней и навесом при ней, а также одной коровы с теленком?». Они основательно изучили все обстоятельства своего времени и предотвратили вероятность того, чтобы женщина, когда ей давался талак, оставалась без крова и возможности найти себе пропитание. Этот фактор в определенной степени обуздывал мужчин, которые вынуждены были считаться с посвященным в махр жены имуществом, — один дом (комната) с передней и навесом при ней, а также одну корову с теленком, — прежде чем объявлять ей талак.

Также и мы теперь, принимая во внимание умеренность нашей религии во всем, должны подумать о введении умеренного, усредненного размера махра. Известно, что наряду с установленным минимальным размером махра, максимальный его размер не ограничен. Однако наряду с разъяснением стороне невесты вопроса о предпочтительности малого размера махра, стороне жениха делается наставление быть как можно щедрее в этом вопросе. Никто никогда не говорил невесте, что «неприлично просить махр». Также и жениху не говорили: «Станешь грешником, если дашь в махр имущество, стоимостью больше “обручального кольца”».

Из книги «Счастливая семья»


[1] Минбар — возвышение в мечети, с которого имам произносит хутбу — проповедь.

 

 

 

Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Источник
islom.uz
Статьи по теме
7. Выбор достойного имени.Одно из прав ребенка и одна из обязанностей родителей перед ребенком это дать новому члену семьи красивое имя со смыслом. Для того, чтобы читать полностью

3829 09:30 / 11.03.2020
14. Нафака mdash долг отца и право детей. Нафака детей, обеспечение их пропитанием, одеждой и местом жительства, является долгом отца. Требуется, чтобы все это было читать полностью

3074 11:30 / 09.10.2020
..При создании семьи не только жених обладает правом выбора своей спутницы, но и невеста имеет право выбирать жениха. Потому что семья, как мы упомянули выше, прежде читать полностью

2057 16:30 / 26.06.2019
4. Женщине следует удовлетворять половые потребности мужа, когда он этого пожелает, если на то нет уважительных причин по шариату. Передается от Абу Хурайры читать полностью

4117 11:30 / 04.10.2019
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью