1445 год 14 Зулкаъда | 2024 год 22 май, среда
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Куръан

Толкование суры "Маъун"

09:30 / 22.10.2019 2924 Режим чтения + -

Ниспослана в Мекке. Состоит из 7 аятов. 

Сура получила название от последнего слова последнего аята. Это слово маъуун, которое толкуется улемами по-разному. Прежде всего, они приводят словарное значение этого слова: «малая, нестоящая, ничтожная вещь». О значении же этого слова в данной суре одни улемы говорят, что «маъуун» здесь обозначает закāт, другие утверждают, что это — «утварь», «предметы быта».

В этой священной суре указываются признаки людей, далеких от религии, от религиозных убеждений, не питающих надежды на конечную жизнь. Затем говорится о тех, кто соблюдает некоторые предписанные деяния, например, регулярно совершает намаз, но на самом деле далек от истин Ислама.

Сура «Маъуун», несмотря на краткость, содержит в себе великую истину — раскрывает такие диаметрально противоположные понятия, как ийман (вера) и куфр (неверие).

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

 ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО 

 َرَأَيْتَ الَّذِي يُكَذِّبُ بِالدِّينِ

1. Видал ли ты того, который считает ложью [воздаяние] ахирата?

То есть знаешь ли ты особенности человека, выдающего за ложь наказание в конечном мире? Хочешь ли знать какие у него качества?

فَذَٰلِكَ الَّذِي يَدُعُّ الْيَتِيمَ 

2. Так он тот, кто грубо отгоняет сироту.

Человек, выдающий за ложь наказание Аллаха, — это тот, который груб с сиротой, гонит его от себя. Да, только тот, кто не верит в наказание ахирата, может так поступать с сиротой.

Сирота обычно слаб, беспомощен и во многом обделен. Нельзя назвать набожным того, кто унижает, грубо, жестоко обращается с сиротой, несправедливо поступает с ним, обделяет его в правах. Именно поэтому Аллах так описывает человека, выдающего за ложь будущую жизнь — ахират.

وَلَا يَحُضُّ عَلَىٰ طَعَامِ الْمِسْكِينِ 

3. И не побуждает к кормлению нищего.

Как правило, тот, кто не призывает людей накормить бедняка, не накормит и сам. Это тоже один из признаков безбожников. Мусульмане же всегда помогают нуждающимся. Вместе с тем они призывают и других оказать помощь неимущим: накормить, сделать для них доброе дело. Обратите внимание, отсутствие желания заинтересовать других в помощи бедным в данном аяте расценивается как большая провинность. Так что можете себе представить, каким большим грехом является то, когда человек, имея возможности, не накормит бедных.

В следующем аяте звучит устрашение, направленное на тех совершателей намаза, которые пребывают в неведении относительно сути своего намаза.

 فَوَيْلٌ لِلْمُصَلِّينَ

الَّذِينَ هُمْ عَنْ صَلَاتِهِمْ سَاهُونَ

4. Да будет вайл «совершающим» намаз,

5. Которые о своих намазах забывающие!

Горе тем, которые совершают намаз слепо, не вникая в его суть, забывают о его смысле, мудрости, о чистоте человеческой совести, о пробуждении в сердце милосердия. Горе им и да будет местом их пребывания ад.

Всевышний Аллах в суре «Анкабут» сказал:

«Поистине, намаз отвращает от мерзости [распутства] и порицаемого» (аят 45).

Кто совершает намаз, но сам не отошел от скверных деяний, тот является из сообщества забывших о намазе.

По поводу этих аятов муфассиры Куръана высказывали ряд толкований.

Абул Āлия говорил: «Это те, кто совершает намаз не вовремя и не безупречно, неполноценным образом совершают рукуъ и саджду».

Абдуллах ибн Аббас радияллаху анху говорил: «Это такой совершающий намаз, который не надеется на награду за свой совершенный намаз и не страшится кары Аллаха, если не совершит его».

В приведенной Ибн Джариром Табари хадисе сказано, что когда у Пророка саллаллаху алайхи васаллам спросили об этом аяте, он сказал, что здесь речь идет о тех, кто отодвигает (откладывает) время своего намаза от положенного.

Муфассиры комментировали аят также исходя из его грамматического построения, уделяя особое внимание падежам и служебным словам. В аяте говорится «Ан солатихим саахуун» — «о своих намазах забывающие», а не «фии солатихим» — «в своих намазах забывающие». Следовательно, в аяте речь идет о лицемерах-мунафиках, потому что и верующий человек может что-то забыть в намазе. Но между забывчивостью верующего и забывчивостью лицемера — большая разница. Забывчивость мунафика (лицемера) — несовершение намаза, пренебрежение к нему. Верующий же, если ошибется в намазе, забыв что-то, тут же исправит свою ошибку совершением садждатус сахв[1].

О том, что упомянутые в данном аяте категории людей есть лицемеры, свидетельствуют и нижеследующие два аята.

 الَّذِينَ هُمْ يُرَاءُونَ 

6. Которые совершают рийа.

Совершают рийа, то есть лицемерят, деяния совершают ради чужих глаз. Если человек совершает намаз, но забывает суть намаза, не оставляет злодеяния, подстрекательства, клеветничества, лжи, сеяния раздора и других подлых поступков, то такой человек и есть совершающий рийа, лицемер-мунафик, ханжа и пустосвят. Он совершает намаз и занимается очковтирательством чтобы показаться перед людьми набожным человеком, ради подложного авторитета.

وَيَمْنَعُونَ الْمَاعُونَ 

7. И запрещают маъуун!

Как было сказано выше, некоторые муфассиры утверждают, что слово «маъуун» — это закāт, а другие — «утварь» или «ничтожная вещь», «мелочь».

Ислам — не поверхностная религия, не религия всего внешне проявляемого. Ислам — религия ихласа (искренней верности) и деяний. Если ибадаты человека неискренние, без ихласа, если эти поклонения не ведут его к благим поступкам и деяниям, то они не могут быть подлинными. Человек может устами сказать «я мусульманин», может исполнять некоторые исламские деяния, может совершать намаз, притязая на мусульманство, но это еще не значит быть настоящим мусульманином. Но если человек является истинным мусульманином, то признаки иймана — веры — можно усмотреть в его образе жизни, поведении, обращении с людьми, манере говорить, деяниях, нравственности и во всем, во всем остальном.

[1] Садждатус сахв (сахв-саджда) — саджда, совершаемая для исправления-восполнения изъяна, возникшего в результате того, что ‎было забыто и не совершено какое-либо действие в намазе.‎

Из книги Тафсир Хилал.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.

Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Статьи по теме
.Тафсир Хилал. Сура .Ниса, аят 176 В конце суры снова идет речь о вопросе наследства, о чем говорилось в начале. В частности о наследстве калла. читать полностью

3185 04:12 / 31.10.2017
Как известно, арабымногобожники гордились тем, что являются правнуками Ибрахима алайхиссалам. А проявили ли они должное уважение к этой священной обители К Каъбе читать полностью

2965 09:30 / 27.03.2020
2. В Сунне о чтении суры .Йа Сиин, усопшим сказано следующееПередается от Маъкила ибн Ясара радияллаху анху.Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказалndash Читайте .Йа читать полностью

3910 06:57 / 05.01.2017
Ниспослана в Мекке. Состоит из 6 аятов.Это ndash последняя сура священного Куръана, и она названа .Наас, от слова первого аята. Арабское слово наас означает .люди,.Эта читать полностью

3881 04:06 / 05.01.2017
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью