1445 год 10 Шаввал | 2024 год 19 апрель, пятница
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Акийда

ВОПРОСЫ О ДЕЯНИЯХ ЧЕЛОВЕКА

09:30 / 14.11.2019 3023 Режим чтения + -

У этого вопроса есть несколько наименований. Если некоторые называют это вопросом о желаниях, другие называют его вопросом деяний рабов Аллаха. Резюмируя, можно сказать, что это вопрос о том, свободен ли чело-век в своей деятельности или все происходит только по воле Всевышнего Аллаха.

Вопрос о деяниях человека также тесно связан с предыдущим вопросом о кадā и кадаре. Не будет ошибкой, если скажем, что эти два вопроса являются близнецами.

Этот вопрос в древности стал причиной множества разногласий. Отношение мусульман к этому вопросу было различным. И ошибочных мнений в этом вопросе было больше, нежели правильных.

Все ошибочные мнения возникали из-за неправильного понимания прекрасных имен и сифатов Всевышнего Аллаха, вследствие попыток заключить их в рамки человеческих представлений.

1. Мазхаб Джабрийа.

Последователи этого мазхаба утверждают, что все от Всевышнего Аллаха, что человек не может делать что-либо по своему произволению, в этом мире он подобен соринке, брошенной в океан. Куда понесет ее волна, туда и поплывет. По их мнению, каждое действие человек совершает по принуждению. Именно поэтому представителей этого мнения называют последователями мазхаба Джабрийа (от слова «принуждение»). Они приписывают Всевышнему Аллаху джабр — принуждение.

Чтобы подкрепить свои суждения, последователи мазхаба Джабрийа приводят доказательства из аятов Священного Куръана.

Всевышний Аллах в суре «Соффат» сказал:

«Тогда как Аллах сотворил вас и то, что делаете» (аят 96).

Значит, Всевышний Аллах создает и самого человека, и его деяния. Человек вынужден совершать деяния, сотворенные Всевышним Аллахом.

Всевышний Аллах в суре «Анфал» говорит:

«И не вы убили их, а Аллах убил их, и не ты бросил, когда бросил, но Аллах бросил» (аят 17).

О верующие, да будет вам известно, поистине, в битве при Бадре не вы убили многобожников, а Аллах убил. Да, «и не вы убили их, а Аллах убил их».

Возблагодарите за это Аллаха.

«И не ты бросил, когда бросил, но Аллах бросил».

То есть: о Пророк, «не ты бросал, когда взял и бросил горсть земли, а бросил Аллах».

Преданиями удостоверено, что в битве при Бадре Пророк саллаллаху алайхи васаллам, взяв в руку горсть земли, бросил ее в сторону мушриков со словами «Шахатил вужух» («Да очернятся лица!»).

Это также, по мнению последователей мазхаба Джабрийа, является ярким доказательством того, что в совершении своих деяний человек находится под принуждением Всевышнего Аллаха.

Другое название мазхаба Джабрийа — Джахмийа. Это название было дано им по имени их предводителя Джахма ибн Сафвана Самарканди (умер в 118 году хиджры).

Ученые мазхаба Ахлус сунна вал джамаъа дали весомые опровержения доводам мазхаба Джабрийа

Ответ на использование джабритами первого аята в качестве доказательства таков:

Аят 96 суры «Соффат» содержит ответ на вопрос в предшествующем ему аяте. Обеими аятами вместе образован один смысловой фрагмент. И в таком виде получается следующий смысл: «Будете ли [вы] поклоняться тому, что вытесали [сами]?! Тогда как Аллах сотворил вас и то, что вы делаете?!».

То есть «ведь и вас, и то, чему вы поклоняетесь, вытесав это своими руками, сотворил Аллах»?!

Аят «не ты бросил, когда бросил, но Аллах бросил» является доказательством не в их пользу, а против них. Потому что Всевышний Аллах Своими словами «когда бросил» подтверждает, что бросил Его Посланник саллаллаху алайхи васаллам.

Очевидно, что подтверждаемое словами «когда бросил» — это одно, а отрицаемое словами «не ты бросил» — совсем другое.

Детализация этих слов такова:

Безусловно, бросание имеет начало и завершение. Его началом является замах и кидание. А завершением является попадание в цель. Оба эти действия называются «бросанием».

И тогда смысл аята будет звучать следующим образом: когда ты бросил, цель поразил не ты. Аллах поразил цель.

Если бы это было не так, то пришлось бы также говорить: «Когда ты совершал намаз, не ты совершал намаз. А совершал намаз Аллах». Точно так же, «Не ты постился, когда постился, но Аллах постился».

«Не ты совершал прелюбодеяние, когда прелюбодействовал…», «Не ты воровал, когда воровал,…» и т. д. Совершенно ведь ясно, что такой подход представляет собой явную порочность.

2. Мазхаб Кадарийа.

Суждение, абсолютно противоположное мнению мазхаба Джабрийа по рассматриваемому вопросу, высказали кадариты. Они отрицают кадар — предустановление, и утверждают, что человек творит свои деяния сам. По их мнению, человек обладает своей силой и он сам творит свои деяния, и нет никакой причастности Всевышнего Аллаха к его делам. Это мнение разделяли также и муътазилиты.

Приверженцы мазхаба Кадарийа, подобно приверженцам мазхаба Джабрийа, приводят доказательства из Священного Куръана для подтверждения своего мнения.

Всевышний Аллах в суре «Муминун» сказал:

«Благословен же Аллах, Лучший из творцов» (аят 14).

Из этого аята, по мнению кадаритов, следует, что Аллах, один из творцов, а остальными являются рабы.

Всевышний Аллах в суре «Вакиъа» сказал:

«В воздаяние за то, что они содеяли» (аят 24).

Следовательно, воздаяние в ахирате — последней жизни — зависит от деяний в этом мире. Рабы удостаиваются наказания или награды за совершенные деяния.

Кадариты верят, что рабы властны совершать свои деяния, что они сами творят их. Они отрицают, что все хорошее или плохое случается по предустановлению Аллаха. По их мнению, дела рабов не происходят по предустановлению, знанию и воле Аллаха.

К такому мнению приверженцев мазхаба Кадарийа присоединились и представители мазхаба Муътазила. Ученые мазхаба Ахлус сунна вал джамаъа дали весомые опровержения представленным доводам мазхаба Кадарийа.

Смысл первого из упомянутых аятов таков: «Самый лучший среди дарящих облик, среди предустановляющих». Ибо у арабов в некоторых случаях слово халк используется в значении «творить», а подразумевается смысл «предустановить».

Смысл аята «В воздаяние за то, что они содеяли» сводится к тому, что каждый будет наказан или вознагражден по причине совершенных деяний. То есть то, в рай или в ад войдут рабы зависит от их деяний. Создателем же причин является Аллах.

Буква «ба», использованная в этом аяте во фразе бимаа («за то, что»), выражает значение причины.

3. Позиция Ахлус сунна.

Мазхаб Ахлус сунна вал джамаъа принял по этому вопросу умеренное решение.

Однако даже в Ахлус сунна вал джамаъа, среди двух главных направлений — ашъаритов и матуридитов, в отношении к рассматриваемому вопросу существует некоторое различие.

По мнению ашъаритов все дела человека делает осуществимым Сам Всевышний Аллах. Человек к этому не причастен. Человек обретает свое деяние, и только. И это обретение является обыкновенным соединением новой силы (вновь даруемой мочи) и действия . Человеку в зависимости от этого обретения воздастся награда или наказание за грехи.

Однако это мнение было подвергнуто критике большинством ученых Ахлус сунна вал джамаъа.

Самое приемлемое суждение высказали матуридиты. По их мнению, у человека существует иститаъат — способность для выполнения дела, которое он собрался сделать. Именно это и становится причиной саваба и греха.

Этот смысл мы изучим на основе цитаты из книги «Шарху “Акийдатит Тахавийа”».


Из книги Суннитские Вероубеждения.

Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Источник
islam.uz
Статьи по теме
О различиях между набий пророком и расул посланником было высказано несколько мнений1. Кому Всевышний Аллах ниспошлет весть с небес и повелит донести эту весть до читать полностью

5255 09:30 / 30.04.2020
По этому вопросу также возникало множество споров между различными мазхабами и группами. Осадок от этих споров сохранился и по сей день. На это существует своя читать полностью

3547 09:30 / 02.04.2020
..Поскольку разум ограничивается знанием, полученным в границах чувственного восприятия, возникает вопрос, как же нам постигнуть знания сокровенного мира, читать полностью

1872 15:08 / 21.11.2018
Для нас, мусульман, уверование в пророков и посланников, которых упомянул Всевышний Аллах в Своей Книге, является ваджибом. Ваджибом также является уверование в читать полностью

2524 15:00 / 22.06.2020
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью