1445 год 19 Рамадан | 2024 год 29 март, пятница
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Хадис

«Сунна» в понимании сподвижников. Часть 2

16:00 / 04.03.2020 1474 Режим чтения + -

Однако со временем смысловые оттенки терминов менялись. В процессе этих изменений термин «сунна» стал использоваться для обозначения всего, что касается Пророка саллаллаху алайхи васаллам, независимо от того, относится ли то к положениям шариата или нет. Поэтому ученые постоянно напоминают о том, что сунна может включать в себя как относящееся к положениям шариата, так и то, что к ним отношения не имеет. Обратимся к некоторым примерам, дабы это помогло нам лучше разобраться в данном вопросе.

Имам Абу Мухаммад ибн Кутайба в своей книге «Таъвилу мухталафил хадис» писал следующее:

«По нашему разумению, существуют три вида сунны:

Первый вид сунны — это сунна, переданная от Всевышнего Аллаха через Джабраила алайхиссалам. К нему относятся такие положения, как: “Не может заключаться брак с женщиной, тетя которой уже состоит в браке с тем же мужчиной”, “Запретные по линии родства лица также являются запретными по линии молочного родства”, “Однократное или двукратное кормление ребенка не приводит к запрету (харам)”, “Выплата отступных за убийство (денежной компенсации вместо кровной мести) возлагается на разумных родственников (из числа мужчин по линии отца)”.

Второй вид сунны — это то, что Аллах установил для Пророка саллаллаху алайхи васаллам как мубах-деяния и предоставил их ему на собственное усмотрение. В этих вопросах Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам дозволено делать исключения для отдельных людей, учитывая те или иные уважительные причины. К примеру, Пророк саллаллаху алайхи васаллам предписал мужчинам харамом носить одежду из шелка. В то же время, учитывая имевшийся у Абдуррахмана ибн Авфа недуг, он разрешил ему носить такую одежду.

Когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам провозгласил, что в Мекке “деревья не вырубаются и трава в ней не вырывается”, Аббас ибн Абдулмутталиб сказал:

“О Посланник Аллаха, кроме изхира[1] — он нужен нам для наших домов”.

Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: “Кроме изхира”.

Если бы Всевышний Аллах запретил вырубать все деревья в Мекке, Посланник саллаллаху алайхи васаллам не согласился бы с просьбой Аббаса. Но в силу того, что Аллах предоставил Пророку саллаллаху алайхи васаллам право делать исключения в необходимых вопросах на свое усмотрение, он разрешил рубить изхир в интересах людей.

Третий вид сунны — это то, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам оставил нам в качестве сунны нраво-учения. Следование им — благо для нас самих,  обретем дополнительные достоинства. Неисполнение же, ин шаа Аллах, не будет для нас грехом. Примером тому являются указания Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам завязывать переднюю часть чалмы поверх горла, не употреблять мясо животных “джаллала” (животные, питающиеся нечистой пищей), а также запрет заниматься ремеслом кровопускания».

Имам Абу Мухаммад ибн Кутайба (умер в 276 г.х.) является представителем ученых древности.

* * *

Теперь же ознакомимся с тем, что писал по этому поводу представитель более позднего поколения ученых имам Шах Валийуллах Дихлави (умер в 1176 г.х.). Имам Дихлави рахматуллахи алайхи в своей книге «Худжатуллахил балига» пишет следующее:

«Знай, что переданное от Пророка саллаллаху алайхи васаллам и записанное в сборниках хадисов, подразделяется на две части:

Первое — то, что исходило от него как доведение пророчества.

Об этом Всевышний Аллах сказал:

“Берите то, что дает вам Посланник, и отвращайтесь от того, от чего он вас отвращает”.

Сюда входят учения, имеющие отношение к ахирату — миру последнему, и удивительные события сокровенного мира ангелов. Все эти учения основаны на вахий Аллаха. 

К этой же категории относятся положения шариата, доскональное определение поклонений (ибадатов) и все то, что служит основанием для разновидностей этих доскональных определений. Некоторые из них основаны на вахий, а другие на иджтихаде. Иджтихад Пророка саллаллаху алайхи васаллам приравнивается к вахий, поскольку Сам Всевышний Аллах оберегал Пророка саллаллаху алайхи васаллам от неверных умозаключений. Помимо этого, иджтихад Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не нуждается в выведении заключений из положений шариата, как думают некоторые. Ибо Всевышний Аллах Сам научил Пророка саллаллаху алайхи васаллам шариату, его целям, правилам облегчений и положений, сообщив об этом через вахий.

Сюда также входят нормы и примеры высокой нравственности, время и границы действия которой не определены, а также противоположные им и схожие с ними вольные изречения и все остальное, что приносит безусловную пользу. В большинстве случаев основой таких действий и изречений является иджтихад. Следовательно, Аллах обучил Пророка саллаллаху алайхи васаллам основополагающим законам выведения заключений.

Также сюда относятся добрые деяния и достойные похвалы качества тех, кто их совершает. По моему разумению, некоторые из них основаны на вахий, а некоторые — на иджтихаде. 

Второе — то, что исходило от него вне пророчества. Об этом Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил: “Воистину, я тоже человек. Когда я даю указания относительно вашей религии, принимайте их. Когда же я говорю вам свое личное мнение, воистину, я ведь тоже человек”.

Относительно истории об опылении финиковых пальм Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: “Ведь я всего лишь высказал свое предположение. Не ловите меня на предположениях. Но если я говорю вам что-либо от имени Аллаха, следуйте тому строго, ибо я не говорил от Аллаха неправду”.

Таким же образом не являются доведением пророчества до людей и рекомендации по врачеванию.

К этому ряду относятся и такие рекомендации Пророка саллаллаху алайхи васаллам, как “Используйте карабаира[2] с белым пятном на лбу”. Подобные его высказывания основаны на личном опыте.

Сюда же относятся и высказывания близких Пророка саллаллаху алайхи васаллам, аналогичные хадисам Умму Зарр и Хузафа. Примером тому может служить история, когда несколько человек, придя к Зайду ибн Сабиту, сказали:

“Расскажи нам что-нибудь из хадисов Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.

 Тогда он сказал:

— Я был его соседом. Каждый раз, когда ему ниспосылался вахий, он отправлял кого-нибудь ко мне. Я записывал для него то, что было ниспослано. Когда мы говорили о мирских делах, он также говорил об этом вместе с нами. Когда мы говорили о том, что относится к миру вечному, он также говорил с нами об этом. Если мы говорили о еде, он тоже говорил с нами о ней. И что, мне рассказать вам обо всем этом?!”.

Сюда также относится то, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам совершал исходя из обстоятельств определенного дня, и потому не обязательное для всей уммы. Кроме того, это такие дела, как приказы халифа о подготовке войска, определение девиза (для различения подразделений воинов).

Примером тому могут служить следующие слова почтенного Умара радияллаху анху: “Что же до рамла (совершения тавафа бравой походкой), то этим мы всего лишь показали себя перед народом, погубленным Аллахом”. Но затем из опасения, как бы в том высказывании не проявилась другая причина (повод для иного действия), не стал вносить изменений в этот обряд. 

В действительности, многие положения относятся к этой категории, так же, как и слова Пророка саллаллаху алайхи васаллам: “Кто убьет одного врага, получит его вещи”.

К этому также относятся особые положения и решения суда. В таких случаях Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам поступал исходя из слов и показаний людей, а также их клятв. Примером тому может служить его изречение, адресованное Али радияллаху анху: “Присутствующий (свидетель) видит то, чего не видит отсутствующий”».

* * *

  Надеюсь, что комментарий к небольшому отрывку из книги «Худжатуллахил балига» выдающегося ученого Шаха Валийуллаха Дихлави поможет многим из нас еще больше прояснить рассматриваемый вопрос. 

[1] Изхир (اذخر) — душистый тростник. 

 

[2] Карабаир — название одной из пород лошадей.


Из книги «Хадисы и Жизнь» 1-том. Введение.

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.

 

Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Калит сўзлар: sunna-ponimanii-spodvijnikov
Статьи по теме
Передается от Усмана радияллаху анху Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал В Судный день заступаются трое пророки, алимы и мученики. Передал Ибн Маджа. читать полностью

1379 12:00 / 09.09.2020
Хафизулкабир1 Абу Мухаммад Абдуллах ибн Абдуррахман ибн Фазл ибн Бахрам ибн Абдуссамад Тамими Самарканди адДарими родился в 182 г.х. в Самарканде. Его дед, будучи читать полностью

2552 16:00 / 30.03.2020
Передается от нее же.Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам спросили mdash Какое деяние любимее АллахуОн сказал mdash Постоянное, пусть даже и малое,.Передали читать полностью

2015 14:00 / 22.07.2020
31. Передается от Абу Хурайры радияллаху анху.Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал mdash Поистине, Аллах простил моей умме то, что говорится про себя, не высказав читать полностью

1816 16:00 / 28.04.2020
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью