Наряду с тем, что Мухаммад Мустафа саллаллаху алайхи васаллам был самым любимым пророком Аллаха, он являлся еще и обычным человеком. Исполняя миссию последнего посланника, отправленного Всевышним Аллахом к Своим рабам, он одновременно жил жизнью обычного человека.
Поэтому естественным образом, все, что исходило от него как действие вообще, относится к двум указанным его качествам. Как мы уже упоминали выше, мухаддисы собрали предания обо всем, что происходило с ним и исходило от него. Они собрали сведения не только о тех моментах, что были связаны с его пророческой миссией, но и все остальное тоже. При этом они не отделяли относящееся к пророчеству от того, что с ним не связано.
Как уже отмечалось, ученые-мухаккики[1] стремились разъяснить людям данные различия, основываясь на определенных правилах и законах, поскольку каждый мусульманин обязан неукоснительно следовать словам, наставлениям и делам Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, сказанным и совершенным им в качестве Посланника Всевышнего Аллаха.
Изречениями и деяниями, совершенными им в качестве пророка, он довел до людей положения религии Аллаха — Ислама. Соблюдение этих положений предписано Аллахом. Кто же последует примеру Пророка саллаллаху алайхи васаллам и в тех действиях, которые исходили от его обычных человеческих качеств, получат награду (саваб), однако это не является обязательным. Человек, не следующий этому примеру, не считается грешником. В этом нет ни малейшего принижения значимости каких-либо слов или изречений Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Напротив, в этом как раз есть возвеличивание, расставление всего на свои места.
Все, что делал Пророк саллаллаху алайхи васаллам, очень дорого для нас. В то же время следует знать, является ли какое-либо из деяний Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам требованием религии Аллаха или не является. Именно поэтому наши ученые уделяли данному вопросу особое внимание.
Никто из почтенных сподвижников не проявлял такого твердого рвения следовать всему, что делал Пророк саллаллаху алайхи васаллам, как Абдуллах ибн Умар радияллаху анхума. Только он стремился поступать во всем точно так, как это делал Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Другие же сподвижники не проявляли в этом такого усердия, дабы люди не восприняли данные действия как положения религии Аллаха.
К примеру, не все из них надевали такую же одежду, какую носил Пророк саллаллаху алайхи васаллам. Если бы они это делали, то вся исламская община ходила бы в одинаковой одежде. Точно так же они не стремились полностью подражать Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в походке, выборе еды или в том, чтобы во время хаджа ходить только по тем местам, где ступала его нога. В сущности, Пророк саллаллаху алайхи васаллам и сам не давал таких указаний.
[1] Ученые-мухаккики — ученые, проверяющие и исследующие что-либо досконально до понимания истинной сути вещей.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 1-том. Введение.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.