1445 год 18 Шаввал | 2024 год 27 апрель, суббота
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Хадис

Сунна, исходившая от Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам вне его посланнической миссии. Часть 1

16:00 / 07.03.2020 1427 Режим чтения + -

С ниспосланием первого аята Священного Куръана в пещере Хира, со времени становления пророком, Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам с величайшей ответственностью стал доводить до людей ниспосланные ему вахий Аллаха, как в виде Куръана, так и в виде сунны. Тем не менее, ему по-прежнему были присущи обычные человеческие качества. Он в действительности был совершенным человеком, избранным Всевышним Аллахом для доведения до людей учения Аллаха. Этот человек должен был показать применение учения Ислама на своем личном примере. Иначе обязательно нашлись бы те, кто заявил бы, что с началом посланнической миссии Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам стал существом более высокого уровня, для которого не составляет никакого труда исполнять требования шариата, тогда как рядовым людям это, якобы, не под силу. 

Именно поэтому было крайне важно показать обычные человеческие качества Пророка саллаллаху алайхи васаллам, что и имело место в действительности. Дело доходило до того, что многобожники распространяли сплетни, заявляя: 

«Что с этим посланником — ест пищу и ходит по рынкам?!»[1] 

Да, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и в самом деле ел, спал, уставал, ходил по рынкам, зарабатывал на пропитание, вступал в брачные отношения, боялся, гневался, думал и вообще делал все то, что делают обычные люди, имел такие же потребности, какие имеют все люди. Это видно и по одному из примеров, приведенных Шахом Валийуллахом Дихлави:

«Несколько человек пришли к Зайду ибн Сабиту и сказали: 

— Расскажи нам что-нибудь из хадисов Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.

Тогда он сказал: 

— Я был его соседом. Каждый раз, когда ему ниспосылался вахий, он отправлял кого-нибудь ко мне. Я записывал для него то, что было ниспослано. Когда мы говорили о мирских делах, он также говорил об этом с нами. Когда мы говорили о том, что относится к миру вечному, он также говорил с нами об этом. Если мы говорили о еде, он тоже говорил с нами о ней. И что, мне рассказать вам обо всем этом?!».

На этом примере видно, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам доводил до людей ниспосланный ему вахий Аллаха с особой ответственностью. В быту он жил так же, как все другие члены общества.

Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил и о простых житейских вещах, как и все другие люди, среди которых он жил. Чтобы лучше понять это, обратимся к примеру выдающегося ученого Дихлави — хадису Умму Зарр.

Этот хадис, известный под названием «хадис Умму Зарр», передали от Аиши радияллаху анха имам Бухари, имам Муслим и имам Насаи. В нем говорится о том, как в древности одиннадцать женщин, оказавшись вместе, договорились рассказать все без утайки о своих мужьях. Все одиннадцать женщин по-очереди рассказали о своих супругах. Из всех рассказов особо примечательным стал рассказ женщины по имени Умму Зарр. Именно поэтому этот хадис и был отнесен к ее имени. 

Аиша радияллаху анха завершила пересказ этой длинной истории словами о том, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал ей: «Я отношусь к тебе так же, каким был Абу Зарр по отношению к Умму Зарр». 

Несмотря на то, что это была история о жизни доисламского народа, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам выслушал ее и выразил свое мнение по данному поводу. Поэтому этот хадис и был передан и записан в сборники. Участие Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в таких беседах исходило из его обычных человеческих качеств.

Вообще, тот факт, что Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам был обычным человеком, постоянно и особо подчеркивался. Всевышний Аллах, обращаясь к нему в сурах «Кахф» и «Фуссилат», сказал:

«Поистине, я — лишь человек, подобный вам»[2].

Пророк саллаллаху алайхи васаллам и сам повторял эту истину неоднократно. В одном из хадисов Он саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Воистину, я тоже человек. Когда я даю указания относительно вашей религии, принимайте их. Когда же я говорю вам свое личное мнение, воистину, ведь я тоже человек».

Следовательно, в том, что говорил и делал Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, действительно было много из того, что относится к религии, и это мы должны принимать и исполнять безукоризненно. Наряду с этим, в словах и деяниях Пророка саллаллаху алайхи васаллам также есть моменты, в которые он действовал по своему собственному разумению. В таких вопросах он считается обычным человеком, таким же, как и все. Принимать такого рода его слова и поступки за религию и следовать им мусульманам не обязательно.

Как говорилось выше, к религии Всевышнего Аллаха относится следующее: 

– аяты Священного Куръана; 

– те из вахий, ниспосланных посредством Джабраила алайхиссалам, которые не являются аятами Священного Куръана;

– положения, равносильные вахий, которые были установлены Пророком саллаллаху алайхи васаллам посредством иджтихада после того, как Всевышний Аллах обу-чил его основным правилам и законам Своей религии. 

Если в некоторых вопросах Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам принимал решения по своему усмотрению, а затем Аллах изъявлял волю, чтобы в этих вопросах было применено положение религии, то Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам незамедлительно вносил соответствующие поправки. 

Отсносительно того, как поступить с многобожниками, попавшими в плен в битве при Бадре, Пророк саллаллаху алайхи васаллам попросил совета у сподвижников. Одна группа сподвижников во главе с поч-тенным Умаром высказалась за то, чтобы их казнить. Другая же группа во главе с почтенным Абу Бакром Сиддиком высказалась за то, чтобы отпустить их пос-ле получения выкупа за них. Пророк саллаллаху алайхи васаллам склонился к мнению второй группы. За пленников был получен выкуп, после чего их отпустили. Тогда Всевышний Аллах ниспослал аят, в котором упрекнул Своего посланника.

Однажды, когда между Пророком саллаллаху алайхи васаллам и представителями знати курайшитов шла оживленная беседа, в ходе которой он надеялся склонить их к принятию Ислама, к нему подошел слепец Абдуллах ибн Умму Мактум. Своим возгласом Абдуллах ибн Умму Мактум непреднамеренно помешал их беседе. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам поморщился и отвернулся от него. И тогда Всевышний Аллах, укоряя Своего пророка, ниспослал первые аяты суры «Абаса».

[1]Сура «Фуркан», аят 7.

[2]Сура «Кахф», аят 110; сура «Фуссилат», аят 6.

 

Из книги «Хадисы и Жизнь» 1-том. Введение.

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.

Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Статьи по теме
56. Передается от Ибн Умара радияллаху анху.Когда мы совершали байъат Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам о послушании и повиновении, он говорил нам читать полностью

1066 16:00 / 15.06.2020
Передается от Ибн Аббаса радияллаху анху Пророк саллаллаху алайхи васаллам, повествуя от своего Господа, говорит Поистине, Аллах записал все хорошее и все плохое. читать полностью

2681 13:00 / 30.07.2020
78. У Аиши радияллаху анха спросили.Обособлял ли Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам чтолибо в какието дниОна ответила mdash Нет Его деяния были постоянными. читать полностью

1608 14:00 / 21.07.2020
26. Передается от Абу Хурайры радияллаху анху.Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам спросили mdash Какое деяние наилучшееОн сказал mdash Ийман в Аллаха и Его читать полностью

1943 16:00 / 22.04.2020
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью