Передается от Абу Умамы:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Кто прочитает Аятул Курси после каждого предписанного [намаза], не воспрепятствует ему войти в рай ничто, кроме смерти [пока не умрет]».
Передал Насаи.
На основе вышеприведенных преданий чтение Аятул Курси и произнесение всех тасбихов[1] после намаза вместе еще называется и хатмус суфи. Ибо относительно других именно суфии уделяют исполнению этого деяния большое внимание. В порядке прочтения Аятул Курси здесь – до или после тасбихов – нет никакой разницы. Улемы утверждают, что произнесение тасбихов вместе с чтением Аятул Курси еще больше увеличивает их пользу. Ибо Аятул Курси есть величайший аят Священного Куръана. Совершение такого хатма и у нас представляет собой одну из прижившихся традиций.
В качестве доказательства допустимости мольбы общиной предлагаем вниманию читателей сведения, опубликованные в 7-ом томе книги «Маджмуъатул-фатаваи шаръийя», изданной Комитетом по фатвам при Кувейтском Министерстве по делам Ислама и вакфов. Эти сведения также указывают на то обстоятельство, что данный вопрос часто поднимается и в других странах, помимо нашего региона.
«Комитету по фатвам при Кувейтском Министерстве по делам Ислама и вакфов был представлен вопрос от господина Фахда:
«Некоторые люди возносят молитву Аллаху соборно, общиной. На одном из собраний я удивился этому и спросил их имама: «Разве это существует в шариате?» Он рассказал мне хадис, который указывает на существование такого деяния в шариате.
Передается от Хабиба ибн Масламы ал-Фихри:
«Я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил:
– Если соберется группа людей, некоторые из них вознесут мольбу, а остальные будут говорить «аминь», Аллах непременно внемлет их мольбе».
Передал Табарани.
Я узнал, что такая соборная, общинная молитва совершается после каждого занятия или проповеди в мечети. Оказывается, они всегда делают так. В других местах я слышал, что такая мольба является бидъой и о ней не сказано в хадисах от Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
Когда я сказал этому человеку, что это деяние, то есть вознесение им молитвы и произнесение остальными соборно слова «аминь» является бидъой, он заступился за свое мнение и даже не посмотрел на меня. Надеюсь, вы ответите на этот мой вопрос. Благодарствую!»
Комитет дал следующий ответ:
«Все [улемы] единодушны во мнении о существовании в шариате соборной [общинной] молитвы при истиска[2] и кунуте[3] ».
Передается от Савбана радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Пусть никто не возглавляет намаз группы, будучи молящимся обособленно за себя, оставив остальных. Если сделает так, то поистине он предал их [совершил вероломство по отношению к ним]».
Передали Тирмизи и другие.
Ибн Асир говорил: «Это – то же самое, когда один возносит слова молитвы, а другие произносят «аминь», как в кунуте».
То же самое говорил и Ибн Таймия (Шархул-мунтаха. 1\1995)
Общинная (соборная) молитва допустима по шариату и в других, более общих местах и обстоятельствах, чем в приведенных выше примерах.
В «Фатхе», комментируя слова Пророка саллаллаху алайхи васаллам: «Когда кари говорит "аминь", говорите и вы "аминь", ибо ангелы тоже говорят "аминь"», Хафиз пишет: «Здесь под словом "кари" подразумевается имам, возглавивший намаз. Но есть вероятность, что слово «кари» может подразумевать более общее значение».
Доказательством этому (совершению молитвы соборно) будет хадис, переданный Хакимом (санадом сахих) и Табарани от Хабиба ибн Масламы ал-Фихри радияллаху анху:
«Он был из тех, чья молитва принималась (сбывалась). [В одном из походов] он был назначен эмиром[4] группы воинов. Когда столкнулись с врагом, он сказал: «Я слышал, как Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: "Если одна группа соберется и один из них станет возносить молитву, а другие станут произносить "аминь", то Аллах непременно внемлет их мольбе"». Потом едва, восхвалив Аллаха, начал молиться словами: «Аллах мой! Сохрани нашу кровь! Сделай наши награды, как награды мучеников!», как в шатер Хабиба (сдаваясь) вошел эмир противника».
Бахути пишет в «Кашфул кина» (1/367) следующее:
«После намазов фаджр и аср, с учетом присутствия в этот момент ангелов, имам возносит молитву. Община произносит «аминь». Тогда будет высока вероятность принятия мольбы. Также, помимо этих двух, он возносит молитвы и после других намазов. Ибо промежутки времени после фард-намазов являются из тех периодов, когда молитвы принимаются». Таким образом, совершение общинной молитвы является мустахабом, а не бидъой. Но его не признают за сунну».
[1] Произносимые определенное количество раз после намазов зикры – субханаллахи, алхамдулиллахи, аллаху акбар – собирательно также называются тасбихом или тасбихами. См. также ниже по тексту субха (четки).
[2] Истиска () – досл. «просить изобилия воды», «требовать орошения»; в терминологии шариата «прошение воды, когда ее поступление задерживается». Истиска бывает трех видов: (1) вознесение молитвы в одиночестве или в составе джамаата; (2) вознесение молитвы после намаза; (3) прошение обилия воды после совершения намаза в два ракъата в составе большого джамаата и произнесения хутбы в двух частях, как это делается при совершении пятничной хутбы. Истиска совершается вновь и вновь, пока не прибудет вода в изобилии.
[3] Кунут () – досл. «мольба», «искреннее смиренное прошение»; умолять Аллаха, стоя в намазе, об устранении зол и привлечении добра. По ханафитскому мазхабу в намазе витр читается молитва кунут.
[4] Эмир – досл. «повелитель»; здесь – повелитель-начальник вооруженного отряда.
Из книги Разногласия: причины и решения.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.