1445 год 14 Зулхиджжа | 2024 год 20 июнь, четверг
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Статьи

Ислам и рабство. Часть 1

11:00 / 25.11.2020 2469 Режим чтения + -

В то время когда Аллах озарил всю землю светом Ислама, во всем мире было в самом разгаре рабство и рабовладение, люди увлеченно занимались куплей-продажей, эксплуатацией друг друга в качестве рабов, бесправной рабочей силы и товара.

До появления Ислама ни один общественный строй, ни одна философия и идеология мира, считающиеся гуманистическими, свободолюбивыми, не смогли словом обмолвиться о том, что и рабы являются людьми и должны быть освобождены.

Более того, многие всемирно известные идеологи, философы, которые занимались мудрствованием именно при тех обществах, пытались объяснить, обосновать естественную природу рабства. К ним относятся, в частности, древнегреческие Философы Платон и Аристотель.

Эти идеи различными путями проникли даже в некоторые небесные религии. К примеру, одна из небесных религий того времени объявляла определенный народ независимым, свободным, а все Другие народы рабами того привилегированного народа, а другая религия подчеркивала, что рабы не должны ждать свободы даже тогда, когда этого заботят их хозяева.

В такой сложной обстановке во всем мире Ислам первым и в одиночестве начал борьбу против рабства. Прежде всего, была проведена широкая разъяснительная работа о том, что все люди равны, появились на свет от одних и тех же родителей и изначально созданы из глины. В учениях Ислама рабовладельцам разъяснялось, что рабы, находящиеся в их владении, такие же люди, как они сами, и являются их братьями.

В хадисе, переданном Имамом ал-Бухари, Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам говорил:

Ваши рабы — братья ваши. Аллах сделал вас хозяевами их. При желании мог бы сделать их вашими хозяевами. Давайте им пропитание как самим себе, одевайте их как самих себя. 

Это объяснение оказало свое влияние на мусульман, они стали по-другому относиться к рабам. Рабовладельцы-мусульмане начали делить свою еду и одежду со своими рабами.

Позднее появилось указание-рекомендация Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам о том, что:

Раба следует одевать той же одеждой, что у его хозяина, и кормить той же пищей, и нельзя поручать непосильную для него работу. 

Постепенно этот вопрос возрос до того, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам повелел рабовладельцам:

Не говори «мой раб», «моя рабыня», а говори «мой юноша (мальчик)», «моя девушка (девочка)». 

И такое обращение вошло в обиход рабовладельцев. Затем был ниспослан аят суры «Женщины», в котором сказано:

А кто из вас не обладает достатком, чтобы жениться на охраняемых верующих, из тех, которыми овладели десницы ваши, то женитесь на ваших верующих рабынях. ( аят 25) 

Тем самым поощрялась женитьба рабовладельца на своей рабыне, что раньше запрещалось. Это тоже явилось значительным возвышением их достоинств. Далее пропаганда освобождения рабов получила широкое развитие. Об этом ниспосылалось немало аятов, излагалось множество хадисов.

Вот по одному примеру из них. В суре «Город» сказано:

Он не стал преодолевать крутую тропу. Откуда ты мог знать, что такое крутая тропа? Это — ос-вобождение раба... (аяты 11—13) 

Пpopoк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам говорил:

Тому, кто освобождает одного раба, Аллах за каждую часть тела этого раба освобождает и его часть тела от огня Геенны. 

Прислушиваясь к этим разъяснениям и желая соответствующего воздаяния Всевышнего, мусульмане приступили к массовому освобождению рабов. Обращаясь к историческим документам, мы убеждаемся в том, что отдельные хозяева освобождали рабов сотнями. Кроме того, Шариат закрепил некоторые обязательные условия освобождения рабов, например:

в случае, если даже рабовладелец шутя обронил слова, что он освобождает раба, это сразу вступало в законную силу;

покупать и освобождать рабов за 1/8 часть средств, поступивших от заката, стало долгом Исламского государства;

очищение от некоторых грехов было увязано с освобождением раба. Так, совершение убийства по неосторожности, сознательное нарушение поста (савм, ураза), произнесение мужем клятвы, что жена становится ему запретной, клятвопреступление в повседневной жизни — впредь все эти грехи отпускались только после освобождения раба.

Из книги «Права человека в Исламе»

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф

Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Статьи по теме
Человек не может сдержать удивления, когда видит проявления милосердия Посланника Аллаха солаллоху алайхи васаллам к детям, и удивление это становится ещё читать полностью

1377 18:30 / 14.08.2019
1. Аят mdash составная часть Куръана с определенным началом и концом. Суры в Куръане состоят из аятов. Слово .аят, имеет несколько лексических значений .чудо,, .знак,, читать полностью

3622 11:08 / 05.01.2017
Человек в тарикате имеет четко определенные ежедневные задачи.В первую очередь, он уделяет отдельное внимание обязательным предписаниям фард и ваджиб. Эти читать полностью

18525 07:01 / 03.01.2017
.   8   . . . . 29. 31. 33. . . .   II. 8ПРЕДАННОСТЬ И ДОВЕРИЕ   Жена правителя призвала Юсуфа к измене. Однако Юсуф читать полностью

1843 06:05 / 12.06.2018
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью