1446 год 3 Рабиус сани | 2024 год 06 октябрь, воскресенье
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Фикх

Положение о мавлиде. Часть 1

11:30 / 03.12.2020 2248 Режим чтения + -

После того, как с помощью видных улемов всех мазхабов мы узнали, что такое бидъа, правильно будет обсудить положение о мавлиде.

Если следовать улемам, считающим бидъу – будь то в поклонениях, будь то в обычаях – «отсутствущим в Куръане и Сунне новоявленным обрядом», то мавлид непременно окажется в категории мандуб. Иными словами мавлид относится к бидъа хасана – хорошей бидъе.

Если же следовать улемам, давшим бидъе два определения: «Бидъа есть новоизобретенный путь в религии и посредством его в шариат вводится уподобление. Следованием ей умышляется преувеличение в поклонении Аллаху. Бидъа есть новоизобретенный путь в религии и посредством его в шариат вводится уподобление. Следованием ей умышляется следование пути шариата», то мавлид и вовсе не является бидъой. Ибо никто никогда не считал и не будет считать мавлид «относящимся к сущности религии».

Если, согласно определению второго направления, мавлид не является бидъой, то возникает вполне уместный вопрос: Что же он собой представляет?

Каждый из нас знает, что мир состоит из постоянных (неизменных) и изменчивых явлений. Мир развивается постоянством неизменного и переменами изменяющегося. Возьмем земной шар, на котором мы живем. На Земле есть огромные океаны, континенты, моря и горы, известные всем. Они относительно постоянны. Недопустимо, чтобы они были изменчивыми.

Наряду с ними существует множество рек и ручьев, рощ, участков суши и всего другого, что подвержено постоянным изменениям. Ибо сама жизнь требует этого. Мир благоустраивается благодаря этим непрерывным изменениям.

Точно так же и в религии есть постоянные, незыблемые истины. Недопустимо, чтобы они менялись со временем. Например, вопросы вероубеждения. Нельзя сегодня веровать в Аллаха, пророков, книги, а завтра уверовать во что-либо другое. Также неизменны столпы религии, которые составляют ее основу. Все это Всевышний Аллах подробно изложил, исключая вмешательство человека в эти вопросы.

Что касается вопросов, меняющихся по мере появления перемен и прогресса в жизни, то Аллах оставил в них послабления – дал возможность мусульманам, применив свой разум, совершать иджтихад для решения таких вопросов. Улемы фикха совершали иджтихад в основном именно в этих вопросах.

Наши великие муджтахиды действовали на основе Священного Куръана и Сунны Пророка, строго придерживаясь правил шарита, действовали с учетом идей, целей Ислама, имеющих силу действия на все времена и пространства, а также с учетом возможностей и потребностей людей. Для своих иджтихадов они разработали правила, обеспечивающие целостность шариата, и взяли за основу следующие источники:

1. Куръан;

2. Сунна;

3. Иджмаъ;

4. Кийас;

5. Истихсан;

6. Шаръу ман коблана;

7. Масалихул мурсала;

8. Урф;

9. Мазхабус-сахаби;

10. Истисхаб.

Последние восемь источников возникли на основе первых двух – Куръана и Сунны, и связаны с ними. Относительно первых четырех – Куръана, Сунны, иджмаъ и кийаса – все факихи были единодушны и приняли их в качестве источника в этой же последовательности. По остальным среди улемов нет единодушного мнения. Есть и те, кто включил в число источников иджтихада только некоторые из названных.

Безусловно, в этой книге мы не ставили перед собой задачу изучить все подробности, связанные с этими источниками. Поэтому мы будем искать ответ на актуальный в данный момент вопрос: «На основе какого источника был внедрен мавлид?»

Улемы утверждают, что мавлид стал соблюдаться на основе источника «масалихул-мурсала». Словарно значение словосочетания «масалихул-мурсала» – это «выгоды, оставленные на усмотрение».

Чтобы узнать о терминологическом значении словосочетания «масалихул-мурсала» в науке усулул фикх (основы фикха), придется сделать некоторое вступление.

Все учения исламского шариата преследуют три вида выгод:

1. Предотвращение вредного.

Для этого внедрены учения, законы и правила для защиты пяти важных ценностей: религии, имущества, жизни, чести (достоинства) и разума.

2. Привлечение полезного.

Для достижения этого внедрены учения, направленные на избавление людей от излишних тягот в поклонениях и взаимоотношениях, в которых возникает потребность в повседневной жизни.

3. Соответствие требованиям благородной нравственности и красивым проявленим этикета.

Для этого внедрены положения тахсиният – улучшающие положения.

В вопросе учитывания шариатом этих трех видов выгод существуют три направления:

1. Учитываемые выгоды.

Шариат учел эти выгоды и предпринял меры по их защите. Например, в целях защиты пяти важных ценностей: религии, имущества, жизни, чести и разума предусмотрены меры наказания в отношении посягающих на них.

2. Неучитываемые выгоды.

В такого рода действиях может быть некоторая выгода. Но ввиду преобладания в них вреда, малозначительная выгода от них не учитывается. Например, в азартных играх и хамре[1] есть возможность получить материальную выгоду. Однако в этих двух явлениях вреда больше, чем пользы. Поэтому шариат отказался от их малой пользы.

3. Выгоды, оставленные на усмотрение верующих.

Об этих выгодах в шариате нет определенных указаний. Также нет аргументов или доказательств, с которыми можно было бы их сопоставить (совершить кийас). Все улемы единодушны во мнении о том, что в поклонениях не может быть выгод, оставленных на усмотрение человека. Но во всем, кроме поклонений, ханафитский, маликитский и ханбалитский мазхабы приняли «масалихул-мурсала» – выгоды, оставленные на усмотрение – как один из источников шариата.

Подводя итоги можно сказать, что все факихи учитывают, принимают во внимание масалихул-мурсала и используют их.

Ибо основная цель шариата – обеспечить человеку счастье в обоих мирах. Все положения в Куръане и Сунне внедрены в жизнь ради достижения этой цели. Однако малые выгоды и интересы людей нескончаемы. Вернее, со временем они обновляются. Поэтому шариат оставил в отношении них широкое поле действия. Улемы уммы будут решать вопросы, не упомянутые в Куръане и Сунне, по мере их появления на основе правил, взятых из этих двух главных источников. При этом улемы будут строго придерживаться правила Ислама «привлекать выгоду, устранять вред». Этот процесс продолжается с древних времен.

[1]Хамр – всякое опьяняющее, одурманивающее вещество, воздействующее на человеческий разум.

Из книги Разногласия: причины и решения.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.

Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Статьи по теме
Хвала Аллаху, Господу миров Да будут благословение и мир Мухаммаду нашему господину и последнему из пророков, его роду и его сподвижникамПОСТАНОВЛЕНИЕ 15 33 Об читать полностью

3539 09:04 / 04.01.2017
.. Здесь мы должны задаться вопросом можно ли считать бесплодие такой болезнью, в случае которой женщине разрешается обнажаться для лечения перед читать полностью

2993 21:07 / 08.12.2018
..Здесь имеется в виду искажение слов, в результате которого изменяется смысл произносимых фраз. Примером может служить такой случай, когда послание читается не читать полностью

2031 15:00 / 14.02.2019
И в настоящее время встречаются отдельные группы, вооружившиеся некоторыми идеями старых захиритов. В этой книге мы их называем .зачинщиками разногласий,, читать полностью

2682 10:30 / 15.07.2020
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью