1446 год 6 Рабиус сани | 2024 год 09 октябрь, среда
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Религия - насиха

Во времена праведных халифов

17:41 / 18.03.2017 2106 Режим чтения + -

ВО ВРЕМЕНА ПОЧТЕННОГО АБУ БАКРА

После кончины Пророка саллаллаху алайхи васаллам предводителем мусульман стал почтенный Абу Бакр радияллаху анху. Но многие арабские племена заявили: «Закат мы давали только Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам. Он умер, и теперь нет того, кто вправе взимать закат». Это было своевольное толкование религиозных предписаний и представляло собой крайне неправильный поступок.

Несмотря на то, что они были верующими, совершали намаз, хадж и постились, почтенный Абу Бакр объявил их муртадами (вероотступниками) и пошел на них с войском.

Начались знаменитые в истории Ислама сражения, получившие название «Войны ридда» (войны против вероотступников). Были полностью ликвидированы те, кто отказался давать закат, что является одним из пяти столпов Ислама. Все лично убедились, какое наказание ждет тех, кто истолковывает предписания Ислама по-своему. Поэтому впоследствии никто не осмеливался поступать своевольно. Продолжительное время общество жило своей благополучной, счастливой жизнью, соблюдая религию Аллаха.

  

ВО ВРЕМЕНА ПОЧТЕННОГО УМАРА

Будучи настоящим ученым, почтенный Умар очень боялся говорить то, о чем он не знал. Он был категорически против тех, кто, притязая на обладание знанием, поднимал среди людей разные неуместные вопросы. Он непрестанно преследовал таких подстрекателей.

Имам Дарими и другие передают от мавлы[1] Умара ибн Хаттаба радияллаху анху следующее:

«Сабийг ал-Ираки стал расспрашивать мусульманских воинов о разных вопросах из Куръана. Когда он прибыл в Египет, Амр ибн Асс отправил его к Умару ибн Хаттабу.

Прочитав послание, которое принес гонец, Умар радияллаху анху спросил:

— Где этот человек?

— Рядом с поклажей.

— Быстро найди его! Если он уже ушел, то тебе конец!

Он привел этого человека. Умар спросил его:

— О чем ты расспрашиваешь?

Тот рассказал. Умар отправил ко мне человека, прося ветвь финиковой пальмы. Ею он побил того по спине до крови. Потом предоставил его самому себе. Когда же тот вылечился, побил еще раз. Затем снова подождал, пока не вылечится, и снова побил. Затем снова привели его, чтобы побить. И тогда тот сказал:

— О повелитель правоверных, если Вы желаете убить меня, то убейте подобающе. Если же Вы хотите вылечить (образумить) меня, то клянусь Аллахом, я вылечился!

Он радияллаху анху позволил ему вернуться к себе на родину и написал Абу Мусе Ашъари радияллаху анху следующее послание:

“Пусть никто из мусульман не садится вместе с ним”.

Это стало для того человека очень тяжким. Абу Муса написал:

“Его поведение улучшилось”.

В свою очередь Умар радияллаху анху ответил:

“Разреши людям садиться с ним”».

Это был человек по имени Сабийг ибн Исл из племени Бани Тамим, который пытался вывести из некоторых аятов проблемные разногласия. После мер, предпринятых Умаром, если он подходил даже к сотне человек, те расходились. Прежде он был предводителем своего народа. После этого он унизился.

Такие меры, предпринимаемые Умаром ибн Хаттабом радияллаху анху против зачинщиков фитны, до сих пор дают свои результаты.

Ибн Джарир Табари передает от Хасана:

«Группа людей встретилась в Египте с Абдуллахом ибн Амром и они сказали:

— Мы видим, как то, что повелено в Книге Аллаха к соблюдению, не соблюдается. Мы хотели бы встретиться по этому поводу с повелителем правоверных.

Абдуллах ибн Амр привел их с собой. Затем, встретившись с Умаром, сказал:

— О повелитель правоверных, в Египте со мной встретилась группа людей и они сказали: “Мы видим, как не соблюдается то, что повелено соблюдать в Книге Аллаха” и хотят встретиться с Вами по этому поводу.

Умар радияллаху анху ответил ему:

— Собери их ко мне.

Абдуллах ибн Амр собрал их. Умар спросил одного из них, сидевшего поближе к нему:

— Спрашиваю ради прав Аллаха и прав Ислама на тебе. Ты прочитал весь Куръан?

— Да, — ответил он.

— Усвоил ли ты его душой? — спросил Умар.

— Нет, — ответил тот.

— Усвоил ли ты его (Куръана) взгляды? — спросил он.

— Нет, — ответил тот человек.

— Привил ли ты его (Куръана) слова своему языку, следуешь ли ты ему безупречно? — спросил Умар.

Затем опросил каждого из них таким же образом.

— Горе Умару! Вы требуете, чтобы люди стали безупречными, как того требует Книга Аллаха! Тогда как наш Господь знал, что мы согрешим, — сказал Умар радияллаху анху и прочитал: “Если будете сторониться больших (грехов), от чего вы отвращены, Мы покроем (сотрем) ваши греховные деяния и введем вас входом почтенным”.[2] Затем спросил их:

— Знает ли кто-нибудь из мединцев, зачем вы пришли?

— Нет, — ответили они.

— Если бы они узнали, я непременно задал бы вам урок, чтобы другим не было повадно, — сказал он».

Из этого вытекает, что нужно остерегаться и тех, кто пытается выискивать и поднимать несуществующие в реальности вопросы и обвинить людей в несоблюдении религии. Вместе с этим, почтенный Умар строго наказывал остерегаться тех неблагочестивых, кто не следует своим знаниям.

Благодаря предпринятым решительным мерам в те времена обошлось без серьезных неприятностей. Если и имели место такие случаи, то они были вовремя исправлены и обезврежены.

 

ВО ВРЕМЕНА ПОЧТЕННОГО УСМАНА

Третий халиф[3] — почтенный Усман ибн Аффан радияллаху анху с ихласом[4] продолжил дело прежних предводителей. Меры, предпринятые с целью пресечения разногласий в чтении Куръана, через века стали большим научным правилом для мусульман. Как только почтенный Усман радияллаху анху услышал о начавшихся разногласиях в чтении Куръана, которые появились вследствие расширения границ Ислама, рассеивания сподвижников по разным краям и других факторов, посоветовавшись, он приказал сделать несколько копий из мусхафа,[5] собранного во времена почтенного Абу Бакра радияллаху анху, и отправил их в центральные города, каждую вместе с одним кари (чтецом) Куръана.[6] Всем было предписано обязательным копировать экземпляры Куръана с этих мусхафов и учиться чтению у посланных кари. Было велено сжечь все, что было записано из Куръана, кроме этих копий. Вплоть до наших дней эти усманские мусхафы служат основой для копирования, а чтение изучается только у кари, имеющих свидетельство. В других исламских науках тоже следуют этим правилам.

К концу периода правления почтенного Усмана радияллаху анху вследствие его мягкой политики появились люди, рассуждающие об исламском учении по-своему.

В тот период (в 32 году хиджры) появился нечестивец, который стал причиной распространения большой смуты во всем исламском мире. Вот что пишут об этом наши историки:

«После трех лет эмирства Ибн Бмира в Басру прибыл некий человек, который остановился у Хакима ибн Джабала ал-Абди. У него были неприемлемые мысли. Ибн Бмир вызвал его к себе и сказал:

— Кто ты?

Тот ответил:

— Я из людей книги. Я расположен к Исламу и мне захотелось жить под твоей защитой.

Ибн Бмир сказал:

— Я не нуждаюсь в этом. Покинь эти места!

Тот покинул город и прибыл в Куфу. Но был изгнан и оттуда. Затем отправился в Хиджаз и Шам. Но и оттуда его выгнали. Наконец, он приехал в Египет и обосновался там.

Это был иудей по имени Абдуллах ибн Сабаъ, его мать звали Савдой. Этот иудей выдавал себя за мусульманина, чтобы скрыть свой злой умысел и свои гнусные идеи. В частности, он говорил: “Я удивляюсь тем, кто подтверждает возвращение (воскрешение) Ийсы, тогда как не верит в возвращение Мухаммада”. Это было начало распространения идеи о “возвращении”.

Еще он говорил: “Наследником Мухаммада является Али. А тот, кто стал халифом до него, попрал его права. Стремление вернуть обладателю права то, что причитается ему, является ваджибом для мусульман”. Многие люди с порочным вероубеждением последовали за его идеями, за его мазхабом. Это стало одной из причин раскола среди исламской уммы, проявлением непослушания вместо подчинения. Ничто, кроме единства и солидарности, не принесет пользу этой умме. Ничто, кроме разногласий и раскола, не принесет ей вреда».

Письма и вести, которые сабаьиты непрерывно отправляли в Медину, начали оказывать воздействие и на некоторых людей в ней. Потому что здесь тоже находились люди, затаившие обиду, полные зависти и не достигшие своих целей. Заговорщики писали друг другу письма, в которых обвиняли своих повелителей и наместников, а полученные письма они прочитывали вслух как можно большему числу людей. День за днем они стали набирать силу и начали притеснять почтенного Усмана ибн Аффана радияллаху анху. Они стали измышлять всякого рода наветы, чтобы обвинить его, и усердно пытались распространить их среди людей. Однако он относился к этому с большой терпимостью и снисходительностью. Чистосердечные мусульмане предпринимали против этого все возможные меры.

Кем же являлись люди в этой своре смутьянов? Были ли они борцами за чистоту веры, как утверждали они сами? Или же на самом деле они были совсем другими? Улемы детально, досконально, на научной основе изучили их происхождение, раскрыли их истинное лицо. Подробное изучение их выводов по этому поводу окажет нам большую помощь в понимании ситуации и людей сегодняшнего дня.

Один из самых известных улемов, Абу Бакр ибн Араби рахматуллахи алайхи,[7] в своей книге «ал-Авасим минал кавасим» пишет следующее:

«Тех, кто принял участие в преступлении против Ислама в день Явмуд-дар,[8] можно разделить на насколько категорий:

1. Те, кто превысил пределы в религии, то есть преступившие разумные, дозволенные границы. Незначительные погрешности людей они выставили как великий грех. Но сами, стараясь отвергнуть их, совершили намного более тяжкие пагубные грехи.

2. Те, кто страстно поддерживал йеменцев против великих сподвижников-курайшитов. У этих людей не было каких-либо достижений и преимуществ в Исламе. Поэтому они завидовали курайшитам, которые первенствовали в служении Исламу и получили высшие награды за заслуги и достижения. Не имея никаких достижений и заслуг, они захотели заполучить то, чего достигли курайшиты.

3. Те, кто затаил обиду за то, что к их родственникам были применены шариатские меры наказания. Поэтому их сердца были полны ненависти и злобы.

4. Глупцы, недалекостью и невежественностью которых воспользовались сабаъиты — последователи Абдуллаха ибн Сабаъ и повели их к порочным, искаженным убеждениям, наполненным фитной.

5. Неблагодарные подлецы, которые не смогли оценить доброту и человечность Усмана радияллаху анху. Они жаждали руководящих постов и чинов, на которые у них не было права, тем самым отвечая на доброту Усмана подлостью.

6. Те, кого Усман радияллаху анху проучил за поступки, противоречащие приличиям в Исламе. Они держали зло за шариатские наказания, назначенные им Усманом радияллаху анху, тогда как до того сносили от Умара куда более жесткие взыскания.

7. Те, кто поспешил заполучить руководящие посты, будучи недостойными этого. Они обольстились своим острым умом и красноречием, тогда как были лишены мудрости.

События дня, вошедшего в историю как Явмуд-дар, закончились тем, что смутьяны убили почтенного Усмана радияллаху анху.

 

ВО ВРЕМЕНА ПОЧТЕННОГО АЛИ

Почтенный Али радияллаху анху в период своего правления занялся подавлением смуты, ставшей причиной смерти почтенного Усмана радияллаху анху. Однако в период его правления появились еще более опасные инсинуации и группы.

События развивались так, что в местечке Сиффин произошло вооруженное столкновение между сторонниками Али и Муавии радияллаху анхума.

Увидев, что в бою их ждет неудача, Муавия и Амр ибн Асс между собой посоветовались. Амр ибн Асс сказал, что надо призвать соперников к тому, чтобы судьей между сторонами была Книга Аллаха. Муавия приказал своим людям привязать к концам своих копий письменные экземпляры Куръана — мусхафы. Его люди подняли копья, прикрепив на их концы страницы Куръана.

Стороны договорились избрать для себя по одному судье и через них решить спор. Сирийцы выдвинули в качестве судьи Амра ибн Асса. Люди Али ибн Абу Талиба радияллаху анху по предложению и упрямому настоянию Ашъаса ибн Кайса избрали в судьи Абу Мусу ал-Ашъари. Обе стороны составили соглашение, согласно которому судьи должны были встретиться в местечке Давматул Джандал во время Рамадана и окончательно решить проблему.

Аъшас ибн Кайс стал расхаживать среди людей почтенного Али ибн Абу Талиба радияллаху анху и зачитывать им текст подписанного документа о судействе. Тогда некоторые группы стали восклицать: «Мы допустили ошибку, одобрив судейство! Теперь мы должны исправить эту ошибку! Нет другой власти (судейства), кроме как власть (судейство) Аллаха!».

Услышав это, Али ибн Абу Талиб радияллаху анху сказал: «После того, как мы уже заключили соглашение?!».

Как только стороны договорились решить проблему посредством представителей-судей, почтенный Али ибн Абу Талиб радияллаху анху возвратился из Сиффина в Куфу. Но к тому времени среди его людей уже произошел большой и опасный раскол. Те, кто крепко ухватились за мнение, что вручение дела судьям было заблуждением, превратились в отдельную грозную силу. Эти противники упомянутого судейства собрали свой совет в селении Харуро. Их было около двенадцати тысяч.

Али ибн Абу Талиб радияллаху анху послал к ним Абдуллаха ибн Аббаса радияллаху анху, чтобы он переговорил с ними и наставил их.

Когда Абдуллах ибн Аббас вернулся, почтенный Али спросил его, чего те хотят. Ибн Аббас ответил: «Они говорят, что нет другой власти (судейства), кроме как власть (судейство) Аллаха!». Тогда почтенный Али сказал: «Истинными словами подразумевался батил (несостоятельное)!».[9]

Этими словами почтенный Али указал, что дело не обойдется одними высокопарными словами, что за ними последует множество высказываний и действий.

После того, как Али ибн Абу Талиб радияллаху анху по делам судейства послал Абу Мусу ал-Ашъари и нескольких людей в Давматул Джандал, среди хариджитов начался переполох. В сущности, слово «хариджит» (исконно «хаваридж») образовано от слова хурудж, вылазка, выступление против кого или чего-либо. Люди, называемые хариджитами, были прозваны так потому, что они выступили против своего руководителя — почтенного Али ибн Абу Талиба радияллаху анху.[10] Но теперь их идейные нападки усилились еще больше. Они вынесли фатву и объявили Али ибн Абу Талиба радияллаху анху неверным за то, что он согласился на судейство, хотя сами еще недавно были его ярыми сторонниками.

Али ибн Абу Талиб каррамаллаху ваджхаху[11] вел всяческие переговоры с ними, увещевал их, наставлял, но все было тщетным. Наконец, он потерял всякую надежду по поводу того, что эти люди смогут исправиться и наставиться на правильный путь.

Как было сказано, слово «хаваридж» означает «выступающий против», то есть выступающий против общины мусульман и их предводителя. История хариджитов изучена досконально. Хариджиты — это необразованные, невоспитанные люди. Но они притязают на то, что достигли вершины набожности. Они невежественны, поэтому крепко хватаются за те скудные знания, которые получили или услышали где-то, и прикрывают свои недостатки чрезмерным рвением и обвинением всех других, за исключением себя. Первые хариджиты, которые выступили во времена Али ибн Абу Талиба каррамаллаху ваджхаху, были представлены в основном невоспитанными степными бродягами и жестокосердыми бедуинами. У них не было и следа от нравственности, приличий, мягкости, такта, сдержанности. Не имея никаких религиозных знаний, они крепко цеплялись за все те положения, что им приходились по душе. Именно эти факторы превратили некогда ярых сторонников Али ибн Абу Талиба радияллаху анху в его заклятых врагов.

Ислам зиждется на умеренности во всем — и в вероубеждении, и в поклонениях, и в поведении. Для того чтобы знать разумные пределы этой умеренности, необходимы научно обоснованные мерила. А для того чтобы обладать такими обоснованными, научными мерилами, необходимо изучать все науки Ислама из первоисточников, у выдающихся, богобоязненных улемов. Только тогда, когда к этим знаниям присоединяются приличия, кротость, сдержанность и умение давать правильную, объективную оценку всем явлениям, предотвращается опасность заблуждения, угроза оказаться на грани пропасти.

Почтенный Али, оказавшийся между двух огней, решил вернуться назад, чтобы утихомирить хариджитов. Потому что те могли воспользоваться отсутствием воинов и погубить их жен и детей.

Али ибн Абу Талиб радияллаху анху выступил со своими людьми в сторону хариджитов. Добравшись в Мадаин, он послал человека в Нахраван, где обосновались хариджиты, и передал через него следующее: «Отдайте нам тех, кто убил наших людей, мы их накажем, потом оставим вас и отправимся в Шам, быть может, Аллах вернет вас в лучшее состояние, чем сейчас». Они ответили: «Мы все убивали ваших людей. И вашу, и их кровь мы для себя считаем халалной».

И тогда почтенный Али ибн Абу Талиб радияллаху анху сам лично пошел к ним, увещевал их и предостерегал. Но все это не подействовало на хариджитов. Они не захотели примирения и начали призывать друг друга готовиться к битве, предвещая рай. Когда дело дошло до этого, почтенный Али ибн Абу Талиб радияллаху анху приказал Абу Аййубу ал-Ансари водрузить флаг спасения и оглашать:

«Кто соберется под этот флаг — тот в безопасности, кто уйдет в Куфу — тот в безопасности, кто вернется в Мадаин — тот в безопасности!». Это подействовало. Многие хариджиты выбрали спасение и пребывание в безопасности. Всего около тысячи человек во главе с Абдуллахом ибн Вахбом ар-Раси пожелали сразиться.

Али ибн Абу Талиб радияллаху анху строго приказал своим людям не начинать битву первыми. Хариджиты первыми начали бой. В битве почти все они погибли. А из людей Али ибн Абу Талиба радияллаху анху пали смертью мученика всего семеро.

Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в своих хадисах предрекал появление хариджитов.

Имам Муслим и Абу Давуд передали от Али ибн Абу Талиба радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

 [Впоследствии] среди моей уммы появятся люди, читающие Куръан. Ваш кираат (чтение) ничто перед их кираатом. Ваш намаз ничто перед их намазом. Ваш пост ничто перед их постом. Они читают Куръан. Считают, что он (Куръан) им на пользу, тогда как он им во вред. Они вылетят из религии подобно стреле, (пронзающей и)­ вылетающей сквозь дичь. Если бы воины, что настигают их, знали о том, что для них [за это] присуждено [из наград] устами их Пророка саллаллаху алайхи васаллам, они отказались бы от [совершения остальных] деяний. Знак тому: среди них [«вылетающих» из религии] будет человек. У того плечо, но нет предплечья. На плече у него есть сосок, похожий на грудной сосок женщины. На нем [на соске] будут белые волосинки».

Как только закончился бой с хариджитами, почтенный Али ибн Абу Талиб радияллаху анху поручил своим людям искать среди убитых человека с такими приметами. Они не смогли найти его. Али ибн Абу Талиб огорчился, что не удается найти такого человека, и сам стал его искать. Наконец, он подошел к тому месту, где тела убитых лежали грудой, и приказал осмотреть каждого. И там обнаружили его труп. Увидев его, Али ибн Абу Талиб радияллаху анху воскликнул: «Аллаху Акбар! (Аллах Превелик!) Я не стал лжецом в отношении Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам! Вот он! У него короткая рука, она без костей! На ней отросток, похожий на сосок женской груди! На нем есть пять-семь волосинок!»

Существуют еще несколько преданий, по смыслу схожих с этим хадисом. Ученые досконально изучили эти хадисы и сделали обоснованные заключения. Изучение этих хадисов и пояснений к ним поможет понять причины многих неприятностей, происходивших и происходящих в Исламском мире. Таковы заключения ученых.

Давайте внимательно рассмотрим эти предания. Надеемся, это поможет нам сделать полезные для себя выводы.

 

 [1] Мавла — освобожденный раб.

 [2] Сура «Ниса», аят 31.

 [3] Халиф — досл. «замещающий», «преемник», «наместник»; то есть преемничество после Пророка саллаллаху алайхи васаллам в качестве главы мусульман и мусульманского государства. Впоследствии это слово больше употреблялось в значении «правитель».

 [4] Ихлас — искренность; то есть совершение благих деяний — шариатских повелений исключительно ради довольства Аллаха‎.

 [5] Мусхаф — письменный экземпляр Куръана.

 [6] Кари — чтец и знаток Куръана, обладающий знаниями и навыками совершать кираат на основе таджвида.

[7] Рахматуллахи алайхи — Да будет на нем (ему) милосердие Аллаха.

 [8] Явмуд-дар — досл. «День двора»; подразумевается день, когда зачинщики фитны, окружившие дом третьего праведного халифа Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам — Усмана ибн Аффана радияллаху анху, ворвались к нему во двор и убили на глазах у членов его семьи.

 [9] Батил — несостоятельный, недействительный, ложный.

 [10] Хариджиты также называются «харуритами», что происходит от названия селения Харуро, где они появились впервые во времена правления почтенного Али ибн Абу Талиба радияллаху анху.

 [11] Каррамаллаху ваджхаху — Да осветит Аллах его лик.

Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Источник
islam.uz
Калит сўзлар: religiya-nasixa-provednix-xalifov
Статьи по теме
Шейх Абулхасан Надави рахматуллахи алайхи попал на аудиенцию к королю Саудии, Файсалу рахматуллахи алайхи. Входя на прием к королю, он тщательно осматривал читать полностью

3225 06:09 / 29.03.2018
Мы рассмотрели на примере .Хизбут тахрир, ошибочность множества утверждений относительно исламского учения и отметили, каковы последствия такого пагубного читать полностью

1870 18:33 / 17.03.2017
Основа идей партии mdash возрождение исламского образа жизни путем установления исламского халифата сначала в арабских странах, а потом и в других исламских краях. читать полностью

4856 10:06 / 18.03.2017
Следующая фатва .Хизбут тахрир, еще более позорна..Считается мубахом целовать с вожделением или без такового чужую женщину, здороваться с ней за руку,.Это есть читать полностью

1892 19:32 / 17.03.2017
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью