Однажды Ибрахим ибн Адхам куддиса сирруху отправился пешком в хадж и по пути встретил всадника на верблюде. Всадник спросил у Ибрахима ибн Адхама куддиса сирруху:
− О, старик! Куда ты направляешься?
− Я иду к Каъбе.
− У тебя нет верхового животного. Как ты доберешься?
− У меня много средств передвижения.
− Что же это?
− Когда со мной происходит беда, я сажусь на терпение. Когда на меня нисходит благо, я сажусь на благодарность. Когда со мной происходит что-либо хорошее, я сажусь на довольство. Когда мой нафс зовет меня к чему-либо, я вспоминаю, что моя оставшаяся жизнь короче прожитой, и поступаю, исходя из этого.
− Это ты являешься настоящим наездником, а я – пешеход.
Пусть же твое путешествие будет благословенным.
(Рухул-Байан 2/158)
Назидание: Как мы используем средства передвижения для перемещения с одного места на другое, так и для достижения довольства Аллаха существуют духовные средства передвижения.
Когда с человеком происходит какое-либо несчастье, он должен сесть на терпение, то есть проявлять терпение. В Куръане говорится: «И непременно Мы испытаем вас кое-чем из страха и голода, а также потерей из имущества, душ и плодов. Благовести же терпеливых!»(сура «Бакара», аят 155); «Поистине, терпеливым сполна воздастся их вознаграждение несметно!» (сура «Зумар», аят 10).
Когда человек обретает какие-нибудь блага, он должен садиться на благодарность, то есть благодарить за них, так как благодарность является средством, препятствующим утрате полученного блага, и средством его приумножения. Всевышний Аллах сказал в Куръане:
«Вот возвестил Господь ваш: «Действительно, если возблагодарите, то непременно умножу вам!» (сура «Ибрахим», аят 7).
Когда с человеком что-то происходит, необходимо помнить, что это происходит по воле Аллаха, и быть довольным Его предопределением.
Из книги «Рассказы и назидания»