1446 год 6 Рабиус сани | 2024 год 09 октябрь, среда
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Хадж

Таваф Байта

15:03 / 28.06.2021 1894 Режим чтения + -

Теперь ознакомимся с одним из самых трогательных моментов хаджа - обходом Каъбы.

Всевышний Аллах сказал:‎

‎«И Мы ‎заповедали Ибрахиму и Исмаилу: ‎‎«Очистите Мой ‎дом для совершающих обход, и ‎‎постоянно ‎предающихся, и совершающих ‎рукуъ, и ‎падающих ниц!‎»(Бакара, 125).‎

Всевышний Аллах говорит, что Он велел ‎очистить Байтуллах (Дом Аллаха) для ‎прибывающих с окрестностей и совершающих ‎таваф, проживающих здесь постоянно, ‎совершающих рукуъ и сажду. Это примечание ‎показывает, насколько дурным делом было ‎осквернение арабскими мушриками этой ‎священной обители духовной поганью - более ‎чем тремястами шестьюдесятью идолами, ‎догмами многобожия.‎

Всевышний Аллах сказал в суре «Хаджа»:‎

‎«И вот Мы определили для Ибрахима место ‎Дома: ‎‎«Не придавай в сотоварищи Мне ничего ‎и ‎очисти Мой дом для совершающих таваф, и ‎‎выстаивающих (ночи в поклонении), и ‎‎преклоняющихся, поклоняющихся ниц‎» (аят ‎‎26).‎

В этом аяте речь идет о возведении и тавафе ‎Байтуллаха:‎

‎«И вот Мы определили для Ибрахима место ‎‎Дома‎...»‎

Сам Всевышний Аллах определил место для ‎возведения Величественной Каъбы. И определил ‎это Своему пророку – Ибрахиму алайхиссалам. ‎После того, как по велению Аллаха Ибрахим ‎алайхиссалам вместе со своим сыном Исмаилом ‎алайхиссалам окончили возведение Байтуллаха, ‎был ниспослан аят:‎

‎«Не придавай в сотоварищи Мне ничего...»‎

Всевышний Аллах велит: «Не придавай Мне в ‎сотоварищи никого и ничего в мире». Нельзя ‎придавать никого в сотоварищи Владельцу Байта. ‎Нет у Него товарищей, помощников. Однако ‎нечестивые из курейшитов, проживая в ‎окрестностях Байта, признавали бесчисленных ‎идолов сотоварищами Аллаху и поклонялись им. ‎При этом, установив внутри Байтуллаха триста ‎шестьдесят идолов, выступая хозяевами ‎Заповедной Мечети, преграждали мусульманам ‎вход в него. ‎

‎«...‎очисти Мой дом для совершающих таваф, и ‎‎‎выстаивающих (ночи в поклонении), и ‎‎‎преклоняющихся, поклоняющихся ниц‎».‎

Эти качества, провозглашаемые Владельцем ‎Байтуллаха – Всевышним Аллахом его строителю ‎‎– Ибрахиму алайхиссалам, относятся ‎мусульманам. Именно они вправе претендовать ‎на Байтуллах, Заповедную Мечеть, а не ‎многобожники из курейшитов.‎

* * *

Передаётся от Аиши радияллаху анха:‎

‎«Первое, с чего начал Пророк саллалаху ‎алайхи васаллам по прибытии в Мекку – ‎совершил омовение и таваф Байта».‎

Передал Бухари.‎

Пояснение: Это называется тавафул-кудум – ‎обход прибытия. Совершение этого тавафа ‎является сунной.‎

* * *

Передаётся от Ибн Умара радияллаху ‎анху:‎

‎«Когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи ‎васаллам совершал таваф в хадже или умре, ‎сперва совершал три тавафа Байта ускоренно. ‎Затем (совершал) четыре (тавафа) ходьбой. ‎Затем совершал две саджды (ракъата). Потом ‎совершал саъй между Сафой и Марвой».‎

Передали пятеро.‎

Пояснение: Ускоренное совершение первых трех ‎тавафов называется «рамл». При этом таваф ‎совершается богатырскими шагами. А остальные ‎четыре тавафа совершаются обычной, ‎неторопливой ходьбой. После семикратного ‎тавафа совершаются два ракъата намаза на ‎Макаме Ибрахима. Потом совершается ‎семикратный саъй между Сафой ва Марвой.‎

* * *

Слова Тирмизи:‎

‎«По прибытии в Мекку Пророк саллаллаху ‎алайхи васаллам вошел в Мечеть, почтил ‎хаджар (истилам). Затем пошел вправо от него, ‎совершил три рамла и четыре ходьбы. Затем ‎пришел к макаму (Ибрахима) и сказал: «И ‎берите место стояния Ибрахима местом ‎‎намаза», совершил два ракъата (намаза). ‎Место (Ибрахима при этом было) между ним и ‎байтом. Затем подошел к хаджару и почтил его ‎‎(истилам). Потом вышел к Сафе. Думаю, (он  ‎саллаллаху алайхи васаллам) сказал: «Поистине, ‎Сафа и Марва – из примет ‎‎(религии) Аллаха‎». ‎

В другом предании:‎

‎«Когда Посланник Аллаха саллалаху алайхи ‎васаллам совершал таваф, совершал его ‎сперва три раза трусцой и четыре раза –‎ходьбой».‎

Пояснение: В этом предании речь идет о порядке ‎первоначальных действий, совершаемых ‎Пророком саллалаху алайхи васаллам по ‎вступлении в Мекку. Пророк саллалаху алайхи ‎васаллам по прибытии в Мекку:‎

‎1. Вначале входил в Заповедную Мечеть.‎

‎2. Почтил Хаджарул-Асвад – черный камень ‎‎(совершил истилам).  ‎

‎3. Направлялся в правую сторону, чтобы ‎совершить таваф. ‎

‎4. Три тавафа совершал неторопливым бегом – ‎рамл. ‎

‎5. Остальные четыре совершал простой ходьбой. ‎

‎6. Затем, придя к макаму (месту Ибрахима), ‎говорил: «И берите место стояния Ибрахима ‎местом ‎‎намаза» и совершал два ракъата намаза. ‎

‎7. Затем еще раз совершал истилам Хаджарул-‎Асвада. ‎

‎8. После этого, взойдя на Сафо, говорил: ‎‎«Поистине, Сафа и Марва – из примет ‎‎(религии) ‎‎Аллаха», и начинал саъй. ‎

Каждый паломник, совершающий хадж или умру, ‎стремится совершать эти действия именно в этом ‎порядке, следуя Пророку саллалаху алайхи ‎васаллам.  ‎

* * *

Передаётся от Ибн Аббаса радияллаху ‎анху:‎

‎«Прибыли Пророк саллалаху алайхи васаллам ‎и его сподвижники. Тогда мушрики сказали: ‎‎«Поистине, прибывает к вам группа тех, кого ‎изморила лихорадка Ясриба».‎ Пророк саллалаху алайхи васаллам велел им ‎‎(сподвижникам) совершить три обхода рамлом ‎и ходить между двумя рукнами. Лишь жалость ‎к ним удержала (его саллалаху алайхи ‎васаллам) велеть им (сподвижникам) ‎совершить все тавафы рамлом». 

В другом предании добавлено:‎

‎«Тогда мушрики сказали: «И это те, о которых ‎вы думали, что их изморила лихорадка?! Да ‎они крепче того-то и того-то!».‎

Передали пятеро.‎

Пояснение: Здесь речь идет о том, как ‎сподвижники во главе с Пророком саллалаху ‎алайхи васаллам прибыли совершить умру, ‎пропущенную в прошлом году, когда было ‎заключено худайбинское соглашение.‎

‎«Тогда мушрики сказали: «Поистине, ‎‎прибывает к вам группа тех, кого изморила ‎‎лихорадка Ясриба»‎

Чтобы посмеяться на мусульманами, они вошли в ‎Заповедную Мечеть поглядеть на них. Посланник ‎Аллаха узнал об этих разговорах мушриков и ‎принял меры против них. ‎

«Пророк саллалаху алайхи васаллам велел им ‎‎(сподвижникам) совершить три тавафа рамл и ‎ходить между двумя пределами».‎

В первых трех тавафах велел сподвижникам ‎расправить плечи и ходить богатырским шагом, ‎чтобы мушрики увидели, что перед ними ‎совершают таваф Байтуллаха не изморенные, ‎слабые люди, а мусульмане, сильные духом и ‎телом. Вместе с тем он саллаллаху алайхи ‎васаллам разрешил им идти не рамлом, а ‎простыми шагами между двумя рукнами - ‎йеменским пределом и пределом ‎Хаджарул Асвада, так как в этой стороне не было ‎разглядывающих их мушриков.‎

‎«Лишь жалость к ним удержала (его саллалаху ‎‎алайхи васаллам) велеть им (сподвижникам) ‎‎совершить все тавафы рамлом‎».‎

Почтенные сподвижники проделали долгий и ‎трудный путь в Благодатную Мекку. Любящий их ‎Пророк саллаллаху алайхи васаллам не смог ‎велеть им совершать все тавафы рамлом. Но им ‎было достаточно совершить первые три тавафа ‎рамл, чтобы повергнуть врагов в уныние. ‎Почтенные сподвижники великолепно исполнили ‎это повеление Пророка саллалаху алайхи ‎васаллам. ‎

‎«Тогда мушрики сказали: «И это те, о которых ‎вы думали, что их изморила лихорадка?! Да ‎они крепче того-то и того-то!».‎

Поэтому до сего дня это стало сунной для ‎мусульман.‎

* * *

Передается от Умму Саламы радияллаху ‎анха:‎

‎«Я пожаловалась Пророку саллалаху алайхи ‎васаллам на свой недуг. (Он саллалаху алайхи ‎васаллам) сказал:‎

‎«Совершай таваф за людьми, верхом».‎

Я совершила таваф. А Посланник Аллаха ‎саллалаху алайхи васаллам совершал намаз ‎возле Байта, читая «Ват-Тури ва китабим ‎мастури».‎

Передали пятеро, кроме Тирмизи.‎

Пояснение: Этот хадис является доказательством ‎того, что больным, слабым людям и тем, кто не ‎имеет возможность передвигаться, так же ‎дозволено совершать хадж. Когда мать ‎правоверных Умму Салама радияллаху анха не ‎смогла из-за болезни совершать таваф на своих ‎ногах, Пророк саллалаху алайхи васаллам велел ‎ей исполнить таваф, сидя верхом. Поэтому до сих ‎пор людям, не имеющим возможности совершать ‎таваф и другие обряды хаджа на ногах, помогают ‎исполнить таваф, саъй и другие деяния, перенося ‎их на носилках.‎

Продолжение следует...

 

Из "Книги хаджа и умры"

Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Источник
islom.uz
Статьи по теме
Понедельник, 7 ноября. 11 ЗулХиджжаВчерашние события в Мино можно образно выразить следующими словами огромный людской поток хлынул во все стороны. Сверху, из окон читать полностью

3729 04:26 / 04.01.2017
Поклонения, касающиеся хаджа и умры, в шариате называют .нусук,.Эти поклонения подразделяются на три вида ndash ифрод, таматтуъъ и киран. В них совершаются следующие читать полностью

974 15:03 / 28.06.2021
. В событии жертвоприношения высшее совершенство принадлежит Ибрахиму алайхиссалам. Ибо самоубийство совершалось многими людьми и об этом мы слышали не раз. Но читать полностью

4282 09:09 / 06.01.2017
.Жертвование животного по сути есть жертвование собственной жизньюПринося в жертву животного, символически вы представляете Всевышнему душу животного, в читать полностью

4009 09:10 / 06.01.2017
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью