1445 год 14 Шаввал | 2024 год 23 апрель, вторник
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Куръан

Сура «КАХФ», аяты 51- 60

21:58 / 11.11.2021 1673 Режим чтения + -

аяты 51- 60


مَا أَشْهَدْتُهُمْ خَلْقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَلَا خَلْقَ أَنْفُسِهِمْ وَمَا كُنْتُ مُتَّخِذَ الْمُضِلِّينَ عَضُدًا

51. Я не делал их свидетелями ни сотворения небес и земли, сотворения их самих, и не брал Я в помощники вводящих в заблуждение.

Почему люди берут в друзья шайтана и его потомство? Ведь те не обладают никакими достойными для этого качествами. Шайтаны не создавали ничего, чтобы люди брали их себе покровителями.

«Я не делал их свидетелями ни сотворения небес и земли, сотворения их самих...»

Эти шайтаны не только не создавали что-либо, они даже не были свидетелями своего собственного сотворения. То есть они даже не знают, как были сами созданы. Как же можно следовать за ними, брать их друзьями-покровителями?

«…и не брал Я в помощники вводящих в заблуждение».

Гипотетически, если представить, что Аллах возьмет помощника, то шайтан не может быть Его помощником. Неужели из всех других созданий Он выбрал бы помощником его? Ведь шайтан вводит людей в заблуждение, сбивая их с пути Аллаха. Разве станет Аллах брать в помощники врагов, тех, кто был Им же проклят? Следовательно, нет совершенно никакой причины брать шайтана другом-покровителем. Как же могут люди брать его в друзья?! Как же он делают его сотоварищем Аллаху?!

وَيَوْمَ يَقُولُ نَادُوا شُرَكَائِيَ الَّذِينَ زَعَمْتُمْ فَدَعَوْهُمْ فَلَمْ يَسْتَجِيبُوا لَهُمْ وَجَعَلْنَا بَيْنَهُمْ مَوْبِقًا


52. В тот День Он скажет: «Призовите Моих сотоварищей, о которых вы утверждали!». И позвали они тех, но не вняли им. Так, Мы установили между ними место гибели.

В Судный день Всевышний Аллах скажет многобожникам: «Позовите идолов, истуканов, всяких личностей и вещей, в том числе и шайтанов, которых в земной жизни вы приписывали Мне в «сотоварищи». Тогда многобожники призовут их. Но те, кого они считали «сотоварищами» Аллаха, не смогут ответить на их призыв. Потому что в сущности они не способны на это. Кроме того, в Судный день Аллах создаст место погибели — геенну между многобожниками и ложными богами, которым они поклонялись. И вот в такой грозный час:

وَرَأَى الْمُجْرِمُونَ النَّارَ فَظَنُّوا أَنَّهُمْ مُوَاقِعُوهَا وَلَمْ يَجِدُوا عَنْهَا مَصْرِفًا 

53. И увидели грешники огонь и убедились, что, поистине, они — непреложно попадающие в него. И не нашли они от этого место избавления.

Разве можно убежать от уготовленного Аллахом ада? Они упустили момент еще в мирской жизни, чтобы избежать этого места. Если бы в этом мире они жили в вере и Исламе, то обрели бы спасение от него. Если бы в земной жизни они следовали Куръану, то сейчас убереглись бы от этого ада.

وَلَقَدْ صَرَّفْنَا فِي هَٰذَا الْقُرْآنِ لِلنَّاسِ مِنْ كُلِّ مَثَلٍ ۚ وَكَانَ الْإِنْسَانُ أَكْثَرَ شَيْءٍ جَدَلًا 

54. И действительно, Мы привели в этом Куръане для людей разные примеры. Но человек — наиболее препирающийся!

Всевышний Аллах даровал человеку Куръан, чтобы он стал в мирской жизни средством достижения вечного благоденствия и избавления от мучений Судного дня. Он велел человеку сделать Куръан своим руководством в жизни. И Он все подробно изложил в Куръане. Если бы человек следовал великому Куръану, то достиг бы своей цели. Но среди всех творений, созданных Аллахом, он стал больше всех спорящим, возражающим против всего, препирающимся. Вместо того, чтобы просто уверовать в Куръан и следовать ему, занял себя спорами о нем. Безосновательно вел споры о Куръане, о подробно изложенных в нем вещах и существующих в нем положениях, препирался о них и диспутировал. Вначале он препирался, не поверив в то, что Куръан это Слово Аллаха. Затем он спорил о соблюдении положений Куръана. После этого попытался заявить, что положения Куръана устарели. В итоге он навредил только себе. Прожил в этом мире, испытывая беды. И вот, в Судный день он оказался в горестном положении.

وَمَا مَنَعَ النَّاسَ أَنْ يُؤْمِنُوا إِذْ جَاءَهُمُ الْهُدَىٰ وَيَسْتَغْفِرُوا رَبَّهُمْ إِلَّا أَنْ تَأْتِيَهُمْ سُنَّةُ الْأَوَّلِينَ أَوْ يَأْتِيَهُمُ الْعَذَابُ قُبُلًا 

55. И ничто не мешало людям уверовать, когда пришло к ним наставление на праведный путь, и просить прощение у их Господа, кроме [ожидания] того, что с ними произойдет по обыкновению прежних или предстанет перед ними мучение.

Всевышний Аллах ниспослал Куръан и отправил посланника, сделав его хидаей — наставлением на праведный путь для всех людей. Он все изложил ясно и открыто. Люди должны были возрадоваться этому и уверовать в Аллаха, в ниспосланное Им наставление на праведный путь. И тогда их положение улучшилось бы. Но они не стали так делать. Они сказали: «Если Аллах, Посланник и Куръан являются истиной и правдой, то почему ничего не происходит, даже если мы не уверовали в них?! Ведь если бы они были правдой, то не уверовавшие должны были бы погибнуть подобно тем, кто не уверовал в прошлом?». Они так и не уверуют и не станут просить прощения у своего Господа, потому что их еще не постигло то, что обычно настигало их предшественников — гибель или открытое мучение за то, что не уверовали. Между тем,

وَمَا نُرْسِلُ الْمُرْسَلِينَ إِلَّا مُبَشِّرِينَ وَمُنْذِرِينَ ۚ وَيُجَادِلُ الَّذِينَ كَفَرُوا بِالْبَاطِلِ لِيُدْحِضُوا بِهِ الْحَقَّ ۖ وَاتَّخَذُوا آيَاتِي وَمَا أُنْذِرُوا هُزُوًا 

56. И не посылаем Мы посланников, кроме как только благовестящими и предостерегающими. Те же, которые проявили неверие, препираются посредством лжи, чтобы опровергнуть ею истину. И подвергают они насмешке Мои аяты-знамения и то, от чего их предостерегали.

Мы отправляли посланников только как приносящих людям хидаю — наставление на праведный путь, а также благовестящими уверовавших и поклоняющихся, предостерегающими проявивших неверие и непокорность. Да,

«И не посылаем Мы посланников, кроме как только благовестящими и предостерегающими».

Мы не посылали их, чтобы они принесли гибель или представили перед ними лицом к лицу мучение-наказание.

«Те же, которые проявили неверие, препираются посредством лжи, чтобы опровергнуть ею истину».

На самом деле неверные требуют представить  им различные чудеса, в частности, чтобы их настигла такая же кара, как их предшественников, или чтобы наказание явно предстало перед ними не потому, что желают уверовать, а потому, что ложное заставляет поступать таким образом. Так они пытаются уничтожить истину, ниспосланную Посланнику Аллаха. Этим они

«И подвергают они насмешке Мои аяты-знамения и то, от чего их предостерегали».

وَمَنْ أَظْلَمُ مِمَّنْ ذُكِّرَ بِآيَاتِ رَبِّهِ فَأَعْرَضَ عَنْهَا وَنَسِيَ مَا قَدَّمَتْ يَدَاهُ ۚ إِنَّا جَعَلْنَا عَلَىٰ قُلُوبِهِمْ أَكِنَّةً أَنْ يَفْقَهُوهُ وَفِي آذَانِهِمْ وَقْرًا ۖ وَإِنْ تَدْعُهُمْ إِلَى الْهُدَىٰ فَلَنْ يَهْتَدُوا إِذًا أَبَدًا 

57. И кто же несправедливее того, кому когда  напомнили посредством аятов его Господа, отвратился от них и забыл то, что представили его руки?! Поистине, сделали Мы на их сердца покровы, чтобы не постигали они его [Куръан], а на их уши — глухоту. И если призовешь их к праведному пути, не пойдут они праведным путем никогда.

Арабское слово золим, который мы перевели как «несправедливый», дословно означает «тот, кто ставит что-либо на другое, помимо своего, место». В зависимости от поступков золимы (несправедливые) отличаются друг от друга. Совершивший несправедливость в отношении людей является несправедливым, но наряду с ним несправедливым считается и тот, кто переставил что-либо на другое, помимо своего, место, в отношении Господа Миров. Однако и здесь несправедливые бывают разными. В этом священном аяте речь идет о самом несправедливом человеке.

«И кто же несправедливее того, кому когда  напомнили посредством аятов его Господа, отвратился от них и забыл то, что представили его руки?!»

Конечно же, никто другой не может быть несправедливее такого человека! Разве может быть кто-то несправедливее него, когда его Господь — его Создатель, Наделяющий Уделом его и его Пестун ниспосылает ему аяты, напоминая о необходимости следовать прямому пути и предостерегая от ложного пути, а он отворачивается от аятов своего Господа и, позабыв о совершенных своих грехах, пребывает в беспечности?!

Он совершил огромную, несравнимую ни с чем несправедливость. Когда сотворивший его Создатель, наделивший его уделом Творец, воспитавший его Господь ниспослал аяты ради его счастья и благоденствия, он вместо того, чтобы с радостью принять их, отвернулся от них. Вместо того, чтобы просить у Аллаха прощения за свои грехи, он позабыл о своих прегрешениях. Несомненно, это очень большая несправедливость. Воистину, нет человека несправедливее, чем он.

Конечно, с великим несправедливцем, совершившим подобную великую несправедливость, Всевышний Аллах тоже поступит соответствующим образом:

«И сделали Мы на их сердца покровы, чтобы не постигали они его [Куръан], а на их уши — глухоту».

Мы наказали их сообразно их поступкам. Они заслуживают такого обращения потому, что они насмехаются над Куръаном, отворачиваются от Наших аятов. А теперь,

«И если призовешь их к праведному пути, не пойдут они праведным путем никогда».

Чтобы наставиться на праведный путь необходимо открытое, подготовленное сердце.

وَرَبُّكَ الْغَفُورُ ذُو الرَّحْمَةِ ۖ لَوْ يُؤَاخِذُهُمْ بِمَا كَسَبُوا لَعَجَّلَ لَهُمُ الْعَذَابَ ۚ بَلْ لَهُمْ مَوْعِدٌ لَنْ يَجِدُوا مِنْ دُونِهِ مَوْئِلًا 

58. А Господь твой — Прощающий, Обладающий Милосердием. Если бы Он схватил их тем, что они приобрели, непременно ускорил бы Он им мучение. Но для них обещанный срок, — никогда не найдут кроме Него убежища.

Причина, по которой они продолжают жить на земле, хотя и являются настолько неблагодарными, впавшими в неверие и проявляющими неповиновение, заключается в том, что:

«Господь твой — Прощающий, Обладающий Милосердием».

Сколько бы Его рабы не совершали прегрешений, если они покаются, Он прощает. Сколько бы они не проявляли ослушания, Он проявляет милосердие и не торопится наказывать.

«Если бы Он схватил их тем, что они приобрели, непременно ускорил бы Он им мучение».

Если бы Всевышний Аллах обращался со Своими рабами в соответствии с их поступками, то давно уже наказал бы их. Рабы совершают ошибки. Они не безгрешны. Если бы за каждый их грех они получали воздаяние на месте, рабам пришлось бы туго.

Аллах предоставил широкие возможности для рабов, чтобы они могли исправиться. Он не стал торопиться с наказанием за их проступки.

«Но для них обещанный срок, — никогда не найдут кроме Него убежища».

В этом мире есть обещанный срок, когда все люди будут погублены. Тогда люди не смогут найти другого убежища, кроме как у Аллаха. Так было испокон веков. То же самое происходило и с древними городами:

وَتِلْكَ الْقُرَىٰ أَهْلَكْنَاهُمْ لَمَّا ظَلَمُوا وَجَعَلْنَا لِمَهْلِكِهِمْ مَوْعِدًا 

59. И те селения — Мы погубили их, когда они совершили несправедливость, и установили Мы для их погибели обещанный срок.

Мы видели их грехи и несправедливость, но не стали губить в тот час же. Мы погубили их в назначенный Нами срок. Следовательно, пусть их последователи не обольщаются тем, что их не постигают мучения незамедлительно за грехи и несправедливость, считая, что можно и дальше совершать злодеяния. И для них есть назначенный Нами срок наказания.

В следующих аятах в соответствии с контекстом суры приводится рассказ о Мусе алайхиссалам и праведном рабе. О героях этой истории, богатой разными поучениями, улемы-муфассиры высказывали различные мнения. Были и споры. Даже были такие, кто говорил: «Был ли человек по имени Муса в этой истории известным пророком Мусой алайхиссалам или это был другой Муса?». Также было много комментариев и разъяснений к таким вопросам, как «Где находится место слияния двух морей?», «Кем являлся упоминаемый в этой истории праведный раб?». Также было много комментариев и к ответам на такие вопросы. В итоге в некоторых тафсирах больше места уделялось спорам, тогда как сам рассказ и вытекающие из него назидания оставались в стороне. Наша цель заключается в том, чтобы легким способом понять священный Куръан, поэтому последуем за соответствующими тафсирами, и постараемся так же, как и в других аятах, понять истинный смысл этой истории, опираясь на слова Куръана.

وَإِذْ قَالَ مُوسَىٰ لِفَتَاهُ لَا أَبْرَحُ حَتَّىٰ أَبْلُغَ مَجْمَعَ الْبَحْرَيْنِ أَوْ أَمْضِيَ حُقُبًا 

60. И вот сказал Муса своему слуге: «Я не остановлюсь [идти], пока не дойду до слияния двух морей, даже если пройдут годы».

Причина, по которой Муса алайхиссалам пришел к такому решению, изложена в хадисе, переданном имамом Бухари от Саъида ибн Джубайра. В нем Саъид ибн Джубайр говорит следующее:

«Я сказал Ибн Аббасу:

— Навф Букали утверждает, что: «Муса, который был спутником Хизра алайхиссалам, не был Мусой сынов Исраила. 

Ибн Аббас сказал:

— Враг Аллаха сказал ложь. Как нам поведал Убайй ибн Каъб радияллаху анху, он слышал от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам следующую историю:

“Однажды, когда Муса произносил проповедь среди сынов Исраила, его спросили:

— Кто из людей самый знающий? 

Он ответил:

— Я.

Аллах укорил его за то, что он приписал себе знания. Всевышний Аллах сказал Мусе:

— В месте слияния двух морей находится Мой раб. Он более знающий, чем ты. 

Муса спросил:

— Господь мой, как мне найти его? 

Аллах сказал:

— Возьми с собой в корзине рыбу. Ты найдешь его там, где потеряешь рыбу...»

Муса алайхиссалам сделал приготовления в путь и сообщил своему слуге о решении, изложенном в вышеприведенном аяте. Он решил дойти до места слияния двух морей, чтобы найти человека, обладающего знаниями больше, чем он.


Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Источник
islam.uz
Статьи по теме
Обычно, когда в руки берут какуюнибудь книгу, то по прочтении её названия становится ясным, о чем в ней пойдет речь.Если ктото хочет получить информацию по читать полностью

9502 09:39 / 04.01.2017
Перевод с упрощением математических вычисленийОпределение местоположения джузов КуръанаДля определения того, на какой странице расположено начало одного из читать полностью

9348 06:06 / 25.12.2017
Истории о пророках являются повествованием, отражающим долгий путь беспрерывной борьбы на пути иймана. Будущему поколению, в назидательном плане, очень важно читать полностью

4556 04:08 / 05.01.2017
ЧИТАТЕЛЯМ .ТАФСИР ХИЛАЛ,. Бисмиллахир Рахманир РахимhellipДорогой и почтенный читатель Прежде всего любезно позвольте вашему скромному слуге, нуждающемуся в читать полностью

4252 05:54 / 05.01.2017
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью