1445 год 11 Шаввал | 2024 год 20 апрель, суббота
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Статьи

Действия, выполняемые после наступления смерти

22:06 / 19.11.2021 3509 Режим чтения + -


- Следует закрыть глаза покойника.

Если этого не сделать своевременно, глаза покойника останутся открытыми и будут иметь устрашающий вид.

- Челюсть покойника подвязывают к макушке головы мягкой тряпичной повязкой.

В результате его вид уже не будет иметь неприятный, страшный вид, и будет предотвращено проникновение через рот в него какой-либо живности.

Передается от Шаддада ибн Авса:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

- Когда присутствуете при покойнике, прикройте его глаза. Потому что газа следуют за духом. Также говорите о хорошем. Потому что ангелы говорят «аминь» словам, произносимым обитателями дома».

Передали Ибн Маджа и Хаким.

Человек, выполняющий эти действия, произносит: «Бисмиллахи ва алаа миллати Расулиллахи (саллаллахумалайхи васаллам)».

- Из помещения, где находится покойник, выводят тех, кто пребывает в состоянии джунуба, хайда и нифаса.

Потому что эти люди не имеют омовения, то есть пребывают в состоянии осквернения.

- Вблизи покойника ставят благовония.

Его тахту и саван окуривают благовониями, которые используются в нечетном количестве.

Передается от Джабира радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам:

- Когда станете окуривать благовониями покойника, делайте их нечетное количество».

В другом ривайате сказано:

«Окуривайте для него благовония три раза». 

Передали Ахмад, Ибн Хиббон и Хаким.

Такое действие устраняет различные неприятные запахи.

- Покойника (недавно умершего) необходимо хорошо уложить на ровную поверхность и постараться добиться, чтобы суставы встали на свои места выпрямленными. 

Если не сделать этого, тело покойника остынет в искривленном виде.

- Покойника укрывают легкой материей. 

Когда скончался Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, почтенные сподвижники накрыли его благословенное лицо и тело полосатым халатом из Йемена, называемым хибара.

- Чтобы живот покойника не вздулся, на него кладут что-нибудь тяжелое. 

В некоторых краях существует обычай класть Священный Куръан, однако этого делать нельзя.

- Покойника рекомендуется положить на приподнятое от земли место, наподобие тахты, а его руки положить по бокам. 

Тогда части тела покойника будут остывать, будучи выпрямленными, это сделает удобным омывание и оборачивание в саван.

- Нельзя руки покойника положить  на его грудь. 

Это дело людей других вероисповеданий. Класть руки покойника на грудь не подходит ни для нашего омовения, ни для оборачивания в саван.

- Соглсно ханафитскому мазхабу нельзя читать Куръан рядом с покойником, пока его не омоют.

Потому что покойник до омовения находится в состоянии наджаса. Естественно,  в этом состоянии при немнельзя читать Куръан. Обычно и после омывания покойника Священный Куръан не читают вслух.

- Целовать покойника дозволяется.

Передается от Аиши радияллаху анха:

«Абу Бакр прискакал на своем коне из своего дома в Сунхе и, спустившись с коня, вошел в мечеть. Людям ничего не сказал. Вошел прямо в комнату Аиши. Он хотел к посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Он был завернут в хибару. Он открыл его алайхиссалам лицо, наклонился к нему и поцеловал. Затем, плача, сказал: 

- Да пожертвуется мой отец за Вас, О Посланник Аллаха! Аллах не объединит для вас две смерти. Вы умерли предустановленную вам смерть». 

Передал Бухари и Насаи.

 - Если жена покойного захочет взглянуть на него, ей не воспрещают. 

Так было всегда, никто и никогда не воспрещал.

- О смерти покойного дозволяется сообщать другим.

Последующее поколение улемов ханафитского мазхаба отмечали, что хорошо, когда о джаназа-намазе алимов, захидов и почитаемых людей объявляется на многолюдных рынках и площадях.

Пророк саллаллаху алайхи васаллам сообщал своим сахабийам о смерти Наджаши, Джаъфара ибн Абу Талиба, Зайда ибн Харисы и Абдуллаха ибн Равахи радияллаху анхум. Главная цель такого оповещения – надежда на молитвы как можно большого числа людей.

- Необходимо ускорить действия по погребению покойника. 

Передается от али радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

- О Али, не откладывай три вещи: намаз, когда наступило (его время), джаназу, когда (покойник) приготовлен, и незамужнюю девушку (женщину), когда найдется ее ровня».

Передали Тирмизи, Ахмад и Хаким.

Откладывать джаназу-намаз без уважительной причины является харамом. А уважительной причиной может быть только ожидание близких, обладателей достоинств и праведных людей.

Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

- Ускоряйте даназу. Если это из праведных людей – хорошо, представите его (добру). Если иначе – плохо. (Скорее) положите его с плеч».

Передали Бухари, Муслим, Абу Давуд, Тирмизи и Насаи. 

Ускорением джаназы предусматривается только добро. Если покойник был праведным, богобоязненным, хорошим человеком, в пору смерти ему будет показаны его место в ином мире и предоставляемые блага, оказываемый почет. Покойник с нетерпением будит стремиться как можно скорее достичь приготовленных для него благ и добра. Поэтому как можно скорее его нужно отнести и похоронить в его месте. Если, не дай Аллах, покойник был плохим человеком, его напасть повлечет за собой беду и на других. Чтобы избавиться от его бет, необходимо как  можно быстрее отнести его и похоронить.

 - Следует торопитбся погасить долги покойника.

Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

-Душа правоверного, пока его долг не погашен, будет привязана к его долгу».

Передали Термизи, Ибн Маджа и Ахмад.

Если у мумина после смерти остались долги, его место в Раю временно не будет ему показано. Когда же его долг будет погашен, только потом ему будет показано это место. А в этом есть своеобразное мучение могиле. Это указывает насколько высока значимость чужого имущества. Была случаи, когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не совершал джаназу-намаз по тем умершим мусульманам, у кого оставались долги. Поэтому кто не желает оказаться в могиле в неприглядном положении, тот должен приложить усилия для того, чтобы накануне смерти на нем не оставалось никаких долгов перед кем-либо или чьих-либо имущественных прав.

- Следует стремиться скорее исполнить завещание покойного. 

Безусловно, как обязательное условие, завещание должно соответствовать положениям шариата: спеша скорее исполнить завещание покойного, проявляется уважение к нему.  

Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Источник
islam.uz
Статьи по теме
Ученые Института солнечноземной физики Сибирского отделения РАН в 2010 г. заявили, что во Вселенной обнаружено 80 странных объектов ndash их назвали РОКОСами, ndash читать полностью

4005 04:42 / 03.01.2017
.Жил один юноша, и поехал он учиться в Европу на долгое время. Когда он вернулся домой, он попросил своих родителей найти исламского улема, который мог бы ответить читать полностью

104472 04:23 / 06.01.2017
.Эта Книга, нет сомнения в ней наставление для богобоязненных, второй аят из суры Бакара Корова изменил жизнь американского священника Севридо Ройсе до читать полностью

9164 04:56 / 03.01.2017
Сегодня понятия воли, свободы перемешались с понятием права человека, они даже стали в какой ndash то степени взаимозаменяющими. Вместе с тем не ушла в небытие и читать полностью

4484 04:20 / 03.01.2017
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью