1445 год 16 Шаввал | 2024 год 25 апрель, четверг
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Куръан

Сура «КАХФ», аяты 91-100

13:11 / 16.12.2021 1726 Режим чтения + -

аяты 91-100

كَذَٰلِكَ وَقَدْ أَحَطْنَا بِمَا لَدَيْهِ خُبْرًا

91. Вот так! И несомненно, Мы объяли весть того, что есть у него.

То есть истинные слова, установленные на западе, были установлены и на востоке. Зулкарнайн стал правителем как запада, так и востока. Мы, несомненно, владеем полным знанием того, что есть у Зулкарнайна.

ثُمَّ أَتْبَعَ سَبَبًا 

92. Потом последовал он пути.

Он отправился в другую сторону — на север.

حَتَّىٰ إِذَا بَلَغَ بَيْنَ السَّدَّيْنِ وَجَدَ مِنْ دُونِهِمَا قَوْمًا لَا يَكَادُونَ يَفْقَهُونَ قَوْلًا 

93. Когда он достиг до [места] между двумя горными преградами, нашел перед ними народ, что почти не постигал смысл речи.

Сложно сказать точное название места между двумя горными преградами, которого достиг Зулкарнайн. Собственно говоря, Священный Куръан и не имеет такого обычая. Некоторые люди, кто упоминает название места, основываются всего лишь на предположениях. Для нас главное — Зулкарнайн подчинил себе еще одно место и там тоже встретил какой-то народ. Эти люди не понимали смысл речи. Возможно, они были очень отсталыми.

Но эти люди увидели славу и величие Зулкарнайна, его войско и возможности. Они осознали, что могут извлечь из него выгоду и поспешили попросить о помощи в своей нужде.

قَالُوا يَا ذَا الْقَرْنَيْنِ إِنَّ يَأْجُوجَ وَمَأْجُوجَ مُفْسِدُونَ فِي الْأَرْضِ فَهَلْ نَجْعَلُ لَكَ خَرْجًا عَلَىٰ أَنْ تَجْعَلَ بَيْنَنَا وَبَيْنَهُمْ سَدًّا 

94. Сказали: «О Зулкарнайн, поистине, Йаъджудж и Маъджудж — распространяющие порчу на земле. А не сделать ли нам тебе вознаграждение за то, чтобы ты сделал между нами и ними плотину?».

Люди, что жили между двумя горными преградами и не постигали смысл речи, пожаловались Зулкарнайну на Йаъджуджа и Маъджуджа. Заявили, что те распространяют порчу на земле.

«Сказали: “О Зулкарнайн, поистине, Йаъджудж и Маъджудж — распространяющие порчу на земле”».

Существует достаточно много версий о том, кто такие Йаъджудж и Маъджудж. Они тоже состоят из предположений. Мы же, по своему обыкновению, ограничимся сведениями из Священного Куръана. Это приемлемее всего.

«А не сделать ли нам тебе вознаграждение за то, чтобы ты сделал между нами и ними плотину?»

Этот народ спросил у Зулкарнайна: «Если мы соберем вознаграждение, возведешь ли ты преграду между нами и этими Йаъджуджем и Маъджуджем?». Тем самым они пожелали избавиться от их нападений и распространения порчи. Зулкарнайн учтиво ответил на этот их вопрос:

قَالَ مَا مَكَّنِّي فِيهِ رَبِّي خَيْرٌ فَأَعِينُونِي بِقُوَّةٍ أَجْعَلْ بَيْنَكُمْ وَبَيْنَهُمْ رَدْمًا 

95. Сказал: «То, в чем дал мне возможность мой Господь, — лучше. Помогите же мне силой, я сделаю между вами и ними преграду. 

Зулкарнайн решил не брать предложенное этим народом вознаграждение. «Мне не нужно ваше вознаграждение,

«То, в чем дал мне возможность мой Господь — лучше».

То есть Всевышний Аллах даровал мне достаточно имущества и богатства.

«Помогите же мне силой».

«Дайте рабочую силу, пусть люди работают на строительстве этого сооружения-препятствия», — сказал он.

«…я сделаю между вами и ними преграду».

Слово, которое мы перевели как «преграда», в Священном Куръане выражено как радм. Это слово означает особое сооружение, более прочное и большое, чем плотина — препятствие, возводимая между двумя чего-либо.

Затем Зулкарнайн продолжил свою речь и сказал:

آتُونِي زُبَرَ الْحَدِيدِ ۖ حَتَّىٰ إِذَا سَاوَىٰ بَيْنَ الصَّدَفَيْنِ قَالَ انْفُخُوا ۖ حَتَّىٰ إِذَا جَعَلَهُ نَارًا قَالَ آتُونِي أُفْرِغْ عَلَيْهِ قِطْرًا 

96.  Принесите мне куски железа».  Когда же он сравнял [заполнив пространство] между двумя склонами, то сказал: «Раздувайте!». А когда он превратил ее [кучу железа] в огонь, он сказал: «Принесите мне, я вылью на это расплавленную медь».

Зулкарнайн стал возводить между этим народом и Йаъджуджем с Маъджуджем радм — огромную и прочную преграду. Сначала он сказал:

«Принесите мне куски железа».

То есть приказал людям найти и принести железо. А принесенные ими куски железа приказал складывать между теми двумя горными возвышенностями-преградами.

«Когда же он сравнял [заполнив пространство] между двумя склонами, то сказал: “Раздувайте!”».

То есть они складывали куски железа, пока не заполнили пространство между двумя горами. После этого Зулкарнайн кузнечными мехами стал раздувать огонь и плавить железо.

«А когда он превратил ее [кучу железа] в огонь, он сказал: “Принесите мне, я вылью на это расплавленную медь”».

То есть они посредством кузнечных мехов стали нагнетать воздух в огонь, разоженный под собранным меж двух гор железом, расплавили его так сильно, словно железо горело. И тогда Зулкарнайн сказал своим людям: «А теперь принесите мне расплавленную медь, я вылью ее на огненное железо».

Недавно было сделано открытие, что железо при наличии примеси меди становится еще прочнее. Значит, в те времена Зулкарнайн тоже хорошо знал об этом секрете посредством знания, дарованного Аллахом, и возвел очень прочную стену. Этим он помог тем людям обезопаситься от нападений Йаъджуджа и Маъджуджа.

فَمَا اسْطَاعُوا أَنْ يَظْهَرُوهُ وَمَا اسْتَطَاعُوا لَهُ نَقْبًا 

97. И не смогли те ни взобраться на нее, ни пробить ее.

Йаъджудж и Маъджудж не смогли взобраться на возведенный Зулкарнайном радм — преграждающую плотину и не смогли сделать в ней брешь, чтобы пройти сквозь нее. Люди, которые обратились к Зулкарнайну с жалобой на Йаъджуджа и Маъджуджа и с просьбой о помощи, оказались в безопасности. Зулкарнайн весьма основательно выполнил свое дело. Однако Зулкарнайн был верующим человеком и не возгордился возведением такого огромного сооружения. Он не стал хвастаться и выставлять свое дело напоказ перед людьми. Но благовидно и скромно

قَالَ هَٰذَا رَحْمَةٌ مِنْ رَبِّي ۖ فَإِذَا جَاءَ وَعْدُ رَبِّي جَعَلَهُ دَكَّاءَ ۖ وَكَانَ وَعْدُ رَبِّي حَقًّا 

98. Сказал: «Это — милосердие от Господа моего. Когда же придет обещание Господа моего, сровняет ее с землей. И обещание Господа моего — истина!».

Это были слова истинного верующего. Даже являясь царем всех континентов и совершив то, чего никто не мог сделать в истории, только истинный верующий скажет:

«Это — милосердие от Господа моего».

Он никогда не скажет: «Я сделал, никто кроме меня не смог бы этого сделать». Вместе с тем он всегда признает, что совершенное им недолговечно, и если того пожелает Всевышний Аллах, Он в один миг может разрушить все это.

На этом заканчивается история о Зулкарнайне. Также существует множество мнений о Йаъджудже и Маъджудже, чей путь в конце истории был перекрыт преградой Зулкарнайна. Некоторые утверждают: «Они — монголо-татары». Как мы уже не раз до этого повторяли, все эти суждения являются выводами улемов, основанных на собственном иджтихаде. О Йаъджудже и Маъджудже существует еще один священный аят в суре «Анбийа»: «Пока не откроется Йаъджудж и Маъджудж и хлынут они с каждого холма»[1].

Кроме того, в хадисе, переданном имамом Ахмадом ибн Ханбалом рахматуллахи алайхи от Суфяна Саври радияллаху анху, супруга Пророка саллаллаху алайхи васаллам, мать правоверных, почтенная Зайнаб бинт Джахш сказала следующее:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам проснулся с раскрасневшимся лицом и со словами: “Горе арабам от приблизившегося зла! Сегодня вот столько открылось в радме — преграде Йаъджуджа и Маъджуджа”, показал круг, сомкнув большой и указательный пальцы. 

Я спросила:

— О Посланник Аллаха, неужели мы погибнем, тогда как среди нас есть праведные люди? 

Он сказал:

— Да, если злодеяния умножатся».

Кроме того, сообщения о Йаъджудже и Маъджудже приводятся и в хадисах, переданных имамом Муслимом, имамом Тирмизи, имамом Ибн Маджа, имамом Ахмадом и имамом Абу Давудом.

Улемы науки акоид[2], обобщив благословленные аяты и хадисы о Йаъджудже и Маъджудже, и тщательно изучив их, сделали следующее заключение:

«Йаъджудж и Маъджудж являются чрезвычайно многочисленным народом, и их появление представляет собой один  из признаков наступления Судного дня. Они наполнят всю землю порчей и разрухой. О том, когда они появятся, не знает никто, за исключением Всевышнего Аллаха».

Все другие соображения являются неуместными.

Улемы извлекли множество мудрых наставлений и назиданий из истории о Зулкарнайне.

Мы же хотим сказать, что в упомянутых выше историях есть указание на то, как человек в этой мирской жизни может подвергаться испытанию властью и могуществом, а также различными материальными и духовными преимуществами; или подобно тому, как это имело место в истории об обитателях пещеры, он может быть испытан политическим гнетом, невзгодами и гонениями из-за своей веры, или, как владелец двух садов, подвергнуться испытанию имуществом и богатством, украшениями и благами, а может, подобно Мусе алайхиссалам, быть испытан знаниями. И Куръан учит, что в период такого испытания верующий человек должен брать пример с Зулкарнайна. Несмотря на то, что Всевышний Аллах даровал Зулкарнайну царство над землями от запада до востока и прочими  местами, он не потерял голову. Даже когда ему была предоставлена свобода вынести любой приговор над живущими там людьми, он принял решение воздать добром тем, кто совершал добро, а совершавших злодеяния наказать. Он не стал наказывать и вознаграждать по собственному желанию. Пояснил правильным образом, что совершает свои деяния по милосердию и благоволению Аллаха. Он стремился защитить жителей своей страны от различных злоключений.

Следующим аятом завершается история о Зулкарнайне:

وَتَرَكْنَا بَعْضَهُمْ يَوْمَئِذٍ يَمُوجُ فِي بَعْضٍ ۖ وَنُفِخَ فِي الصُّورِ فَجَمَعْنَاهُمْ جَمْعًا 

99. И оставим Мы их в тот день хлынуть волной друг на друга, и будет подуто (вострублено) в Трубу. Так соберем же Мы их вместе!

То есть в Судный день люди различных национальностей, народов и общин хлынут волной в ошеломленном состоянии. Когда же будет подуто в Трубу (Сур), Мы всех соберем в одном месте.

وَعَرَضْنَا جَهَنَّمَ يَوْمَئِذٍ لِلْكَافِرِينَ عَرْضًا 

100. И представили Мы геенну в тот день поперек неверным.

То есть в Судный день Мы показали неверным ад поперек. Стало ясно, что неверные непременно войдут в него. Если ты хочешь узнать, кого настигнет такое наказание, то это:


[1] Сура «Анбийа», аят 96.

 [2] Акоид — форма мнчисла от акийда.

 

Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Источник
islam.uz
Статьи по теме
Каждый пророк обладал присущим ему личным дарованием и соответствующей своему времени и окружению способностью творить чудеса. Например, род фараонов был сведущ читать полностью

2625 16:00 / 10.10.2019
.. Сура . Тауба ,, оят 24. 24. Скажи .Если ваши отцы родители, и ваши сыновья дети, и ваши братья и сестры, и ваши супруги, и ваша родня, и имущество, что вы приобрели, и читать полностью

4859 16:00 / 17.07.2019
Ниспослана в Мекке. Состоит из 6 аятов.Это ndash последняя сура священного Куръана, и она названа .Наас, от слова первого аята. Арабское слово наас означает .люди,. Эта читать полностью

3161 09:30 / 12.10.2019
Сура .АСР,Ниспослана в Мекке. Состоит из 3 аятов.Эта священная сура также названа по первому аяту. Слово аср означает .время,, .век,, .жизнь,, а также это название и читать полностью

3597 09:30 / 28.11.2019
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью