
Щедрость можно рассматривать как разумную инвестицию в будущее. Щедрость и садака могут проложить путь в Рай, потому что Господь вознаграждает каждый наш щедрый поступок.
Однако щедрость заключается не только в раздаче того, что у нас есть в изобилии, что больше не полезно и не нужно, а в том, чтобы свободно отдавать даже то, что мы любим или в чем нуждаемся.
Аиша радияллаху анха сказала:
«Одна женщина вместе со своими двумя дочерьми подошла ко мне с просьбой о милостыне, но у меня ничего небыло, кроме финика, который я дала ей, и она разделила его между дочерьми» (Бухари).
Аллах говорит нам в Куръане, что все, что мы щедро раздаем с намерением угодить Ему, Он заменит и умножит. Бог знает, что в сердцах людей.
Всевышний Аллах говорит:
«Скажи: “Поистине, Господь мой расширяет удел, кому пожелает из Своих рабов, и умеряет ему». И то, что вы расходовали, Он это возместит. Ведь Он — Лучший из наделяющих уделом!”»(сура «Сабаъ», аят 39).
Сподвижники понимали ценность щедрости. Абдуллах ибн Умар был замечен на рынке, покупая фураж для своего верблюда в долг. Один из мужчин, зная, что Абдуллах получил 4000 дирхамов и одеяло накануне, спросил об этом. Но ему объяснили, что до наступления темноты Абдуллах распределил эти деньги между нуждающимися. Затем он взял одеяло, бросил его через плечо и направился домой, но к тому времени, когда он пришел, даже одеяло исчезло, — он отдал его нуждающемуся человеку.
После смерти Пророка саллаллаху алайхи васаллам люди столкнулись с большими трудностями из-за засухи. Они пришли к Абу Бакру с просьбой предоставить им еду, но он не смог помочь, казна была пуста. Именно в это время из Дамаска прибыл караван, принадлежащий Усману. Он был наполнен продуктами питания и другими товарами. Торговцы собрались в доме Усмана, предлагая ему большие суммы денег за товары; однако он отверг их, сказав, что готов дать товар тому, от кого он получит наибольшую награду. Усман отдал все товары голодающим людям в Медине совершенно безвозмездно. Он знал, что Аллах вознаградит его чем-то большим, чем деньги.
Даже в самых сложных обстоятельствах истинным верующим является тот, кто щедро дает.
Однажды люди пришли к Пророку Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам и спросили: «Если кому-то нечем дать милостыню, что он должен делать?». Он сказал: «Он должен работать своими руками и извлекать выгоду сам, а также отдавать милостыню (из того, что он зарабатывает)». Люди спросили: «Если он этого не найдет?». Он ответил: «Он должен помочь нуждающимся, которые обращаются за помощью». Затем люди спросили: «Если он не может этого сделать?» Он ответил:
«Тогда он должен совершать добрые дела и избегать злых дел, и это будет считаться его милостыней» (Бухари).
И Аллах говорит в Куръане, что Он воздаст верующему за его великодушие.
«И за то, что расходуете из добра, воздастся вам сполна! И вам не причинят зулма (с вами не поступят несправедливо)!»(сура «Бакара», аят 272).
Бог – это Тот, кто обеспечивает нас, и Он ожидает, что мы будем щедро делиться с другими Его дарами. Нам следует быть доброжелательными и бескорыстными по отношению к нашему имуществу, нашему времени, а также к другим людям.