1446 год 5 Зулкаъда | 2025 год 02 май, пятница
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Статьи

Абу Иса Мухаммад ат-Термези

12:00 / 18.06.2019 4892 Режим чтения + -


Имя и происхождение

Мухаммад ибн Иса ибн Саура ибн ад-Даххак ас-Сулами ал-Буги ат-Термези. Прозвище (кунья) — Абу Иса (т.е. отец Исы). Во многих источниках о происхождении Термези приводятся аналогичные данные. Есть две версии относительно его родословной. Первая — Мухаммад ибн Иса ибн Язид ибн Саура ибн Шаддад, вторая — Мухаммад ибн Иса ибн Саура ибн ас-Сакан.

Дата рождения

Ат-Термези родился в 209 году Хиджры (824–825г.г.). Хафиз аз-Захаби в своей книге «Мизан-ал-иътидал» сообщает  дату его смерти — 279 г.х., затем говорит: «Ко времени смерти было ему семьдесят лет». Выдающийся ученый Мулла Али ал-Кари в книге «Аш-шамаил» передал то же самое.

Место рождения

Имам ат-Термези родился в Узбекистане, в деревне Буг или в городе Термез. Его называют ал-Буги, так как происхождение его относят к этой деревне: либо он родился, либо жил и умер в ней. Мулла Али ал-Кари передает со слов самого Термези: «При Лейсе ибн Саяре его отец проживал в Марвазе, после переселился в Термез». Буг относится к городу Термез, находится от него на расстоянии шести фарсангов (12.000 шагов, четырех часов пешего пути). Он расположен у самого берега реки Джейхун (совр. Амударья), очень старинный и удивительный город. ( Джейхун называют еще «рекой Балх».) Термези имеет большие заслуги в деле процветания исламских знаний в Туркестане. Термез был связующим звеном между Самаркандом и Бухарой, с одной стороны, и Балхом, старинным центром просвещения, с другой. Поэтому происхождение многих ученых связывают с этим регионом. Один из этих ученых — Абдулла Мухаммад ибн Бишр Хаким Термези (243–320 г. х, 895–932 г. г.). Он создал более 300 трудов, из них до нас дошли 57.

 Поиски и путешествия

В двадцать лет Термези учился у шейха Исхака ибн Рахвайха Марвази и у многих других ученых. Двадцати пяти — двадцати шести лет он поехал в Ирак, в город Басру, брал уроки у выдающихся ученых. После отправился в Хиджаз. О пребывании его в Багдаде, Египте, Шаме в источниках не упомянуто. Причиной этому является неспокойная обстановка тех лет. Путешествия Термези затянулись, на родину он вернулся лишь в 250 г.х. Отсюда известно, что он двадцать лет собирал хадисы за пределами своей родины. После приезда он много беседовал с Имамом Бухари, они совместно пересматривали хадисы. После этого он начал писать книгу «Ал-Джамиъ-ас-сахих».

 Наставники и ученики ат-Термези

Термези встречался со многими первыми Имамами. Это время — 3 век Хиджры, когда наука о хадисах достигла своих высот — было кульминационным  временем в развитии хадисоведения. Имамы, авторы шести знаменитых книг хадисов «Кутуби ситта», достигли своего совершенства в этом «золотом веке». Ниже приведены даты рождения и смерти авторов этих книг хадисов:

1. Мухаммад ибн Исмаил Абу Абдуллах Бухари (194–256 г.х.)

2. Муслим ибн Хаджжадж ал-Кушайри Абул-Хусейн (204–261 г.х.)

3. Абу Иса Мухаммад ат-Термези (209–279 г.х.)

4. Абу Дауд Сулейман ибн ал-Ашъас ас-Сиджистани (202–275 г.х.)

5. Ахмад ибн Шуъайб Абу Абдел-Рахман ан-Насаи (215–303 х.)

6. Ибн Маджа Мухаммад ибн Язид ибн Маджа Абу Абдуллах (209–273 г.х.) Следующие шейхи принимали участие в передаче хадисов авторам шести книг: Мухаммад ибн Башшар Бундер (167–252 г.х.) Мухаммад ибн ал-Мусанна Абу Муса (167–252 г.х.)

В книге «Ат-Тахзиб» говорится о странствиях Термези и о его встречах с учеными Ирака, Хорасана, Хиджаза.  Ахмад Мухаммад Шакир, в прошлом кади (судья) Египта, передает: «Не могу сказать, что Термези был в Багдаде, так как у него нет хадисов от величайшего мухаддиса Ахмада ибн Мухаммада ибн Ханбала (164–241), Хафиз Абу Бакр ал-Хатыб написал бы в своей книге «Тарих-ул-Багдад» об этом». На Термези ссылаются при передаче многих хадисов. Некоторые из них встречаются в книгах «Тазкират-ул-хуффаз» («Хронология хафизов») и «Ат-Тахзиб». Первый рассказчик, передававший хадисы от Термизи,— это ал-Махбуби. Ибнул-Имад говорит об этом: «Абул-Аббас Махбуби — Мухаммад ибн Ахмад ибн Махбуб ал-Марвази, мухаддис, шейх и руководитель города Мерв, умерший в месяце Рамадан, в 97 лет, в 346 году Хиджры, передал хадисы от автора книги «Сунан Термези» ( т.е. от Термези)».

Мнения ученых о личности Термези и его трудах

Великий учитель имам Бухари, почитая своего ученика, сказал с присущей ему скромностью: «Я тобой удовлетворен больше, чем ты мной». Эта заслуженная оценка, данная Имаму Термези, приводится в книге «Ал-Миркат», том 1, стр. 22. Хафиз Абул-Фадл Мухаммад ибн Тахир ал-Макдиси, передавая от Хасана ибн Ахмада Абу Мухаммада  ас-Самарканди и от Бишра Абдуллаха ибн Мухаммада ибн Амра, сказал: «Мухаммад Ибн Иса  ибн Саура ат-Термези является одним из имамов, за которым можно следовать в области хадисоведения. Книги «Ал-Джамиъ» («Сунан ат-Термези»), «Ат-Таварих» и «Ал-Хал» написал высокообразованный и квалифицированный ученый. Он являл собой пример абсолютной памяти». Самъани так характеризовал ат-Термези: «Он один из самых основательных и превосходных ученых. У него есть очень ценные труды  по фикху. Он видел первых шейхов. Брал хадисы у выдающихся мухаддисов». Ибнул-Имад ал-Ханбали в книге «Шузурат-уз-захаб» говорит: «Среди современников он был самым превосходным по памяти, а по мастерству был недосягаем». Ал-Хаким Абу Ахмад передает слова своего наставника: «В то время, когда умер Мухаммад ибн Исмаил Бухари, я жил в Хорасане. После него не осталось никого в сфере науки, в деле подвижничества как опоры, кроме Абу Исы (Термези). Термези пролил много слез, впоследствие лишился зрения и так прожил долгие годы». В книге «Ат-Тахзиб», Хафиз Юсуф ибн Ахмад ал-Багдади говорит о Термези: «В конце своей жизни Термези потерял зрение».

Мнения о книге «Сунан»

Ибнул-Асир говорит в книге «Тарих» («История»): «Он являлся имамом и хафизом. Написал бесценные труды. Самым совершенным сборником из них считается  «Ал-джамиъ-ул-кабир» («Большой сборник»,  т.е. «Сунан Термези»). В книге «Кашф-уз-Зуннун» о сборнике «Сунан Термези» говорится: «Этот сборник — третья книга из числа шести известнейших книг — «Кутуби ситта». Его называют «Ал-Джамиъ-ас-сахих» («Достоверный сборник»), а также «Сунан». Но первое название распространеннее. Хафиз Абул-Фадл ал-Макдиси сказал: «Для меня это книга полезнее книг Бухари и Муслима, потому что из них могут почерпнуть знания только высокообразованные ученые, а книгой Термези может пользоваться каждый». Выдающийся ученый Ташкуприлзаде в сборнике «Тарджима-ул-хал» сказал: «(Термези) оставил много трудов в сфере хадисоведения. «Ал-Джамиъ-ас-сахих» среди них — самый сжатый, самый полезный, с самым малым количеством повторений. В нем есть некоторые особенности, которые не встречаются в других книгах хадисов: уделено внимание мнениям  мазхабов и их отводам хадисов, указаны категории хадисов — «сахих», «хасан», «гариб», уделено место для науки отвода и подтверждения; в конце книги есть специальная часть, где говорится об обычаях. Книга содержит много полезного». Надеемся, что читатели книги не раз убедятся в этом». Хафиз Абул-Фадл ал-Макдиси, проведя критический анализ книги, сказал: «В книге Абу Исы (Термези), хадисы распределены по четырем категориям: а) хадисы, признанные абсолютно достоверными; к этой категории относятся хадисы Муслима и Бухари;

б) хадисы, переданные Абу Даудом, ан-Насаи, Ибн Маджей; эти хадисы занимают вторую степень; в) категория отвергаемых хадисов, у которых  выявлены  недостатки, поэтому к ним надо относиться особо осторожно; г) Термези о четвертой категории хадисов сказал: «Для этой части я выбрал те хадисы, которые приводились и использовались факихами (учеными)». Эти хадисы не ограничены какой-либо категорией. Ими воспользовались ученые в качестве доказательства в своей работе, поэтому не смотрели на иснад, достоверность. Термизи привел безукоризненно полные пояснения к хадисам этой группы. Термези о своем «Сунане» сказал: «Закончив эту книгу, я предложил ее вниманию ученых Хиджаза, Хорасана, Ирака. Они приняли ее и дали свое одобрение. У того, кто хранит эту книгу, в доме как будто бы говорит сам Пророк (да благословит Его Аллах и да приветствует!)»

Из книги: «Абу Иса Мухаммад ат-Термези и его собрание хадисов»


Источник
islam.uz
Статьи по теме
.О пророческом врачевании часть 6   Индийский ладан   Индийский ладан это душистое вещество обычно смола, получаемое из ладанника ладанного дерева и привозимое читать полностью

3640 04:14 / 06.01.2017
.1.Сторонитесь неподобающих дел и бесполезных разговоров. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, говорил «Когда ктото из вас постится, пусть читать полностью

3803 08:36 / 28.12.2016
. . . . . . 44. .   3 Поклонение идолам   Но этого им было недостаточно, напротив, они высекали камни превращая их в истуканов читать полностью

4582 05:32 / 06.01.2017
.аяты 2830 Раз уж все в руках Аллаха, а неверные не владеют ничем, 28. Пусть не берут верующие неверных друзьями, минуя верующих. А кто делает это, то нет ему от Аллаха читать полностью

4290 05:28 / 05.01.2017
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью