1445 год 19 Рамадан | 2024 год 29 март, пятница
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Акийда

99 прекрасных имен Аллаха

14:30 / 01.07.2019 12883 Режим чтения + -
..

Теперь ознакомимся со значениями каждого из этих прекрасных имен Всевышнего Аллаха.

1. Аллах.

Слово «Аллах» образовано от производного масдара илах, происходящего от глагольной основы алаха и имеет значение маъбуд — «Тот, Кому совершают ибадат», то есть объект поклонения. Добавлением к слову илах определенного артикля «ал-» (буквы «алиф» и «лам») было образовано ал-илаху. Затем, с перенесением огласовки хамза на букву «лам» артикля «ал-» и удвоением одинаковых согласных (то есть буквы «лам») по принципу идгам, образовалось слово «Аллах».

Слово «Аллах» стало именем Единственного истинного объекта ибадата. Это имя не употреблялось в отношении кого-либо или чего-либо другого, помимо Него.

Некоторые улемы утверждают, что это имя — Аллах — и есть Исму Аъзам, то есть «Самое Величественное Имя». Улемы, такие как Ибн Атауллах Сакандари, написали отдельные книги об этом прекрасном имени.

2. Рахман (Милостивый).

Рахман — дарующий великие блага.

Этот сифат свойственен только Аллаху, несет значение проявления милости и дарования благ ко всем — и по отношению к верующим, и по отношению к неверным. Сифат «Милостивый» нельзя использовать по отношению к кому-либо помимо Всевышнего Аллаха.

3. Рахим (Милосердный).

Рахим — дарующий изысканные блага.

Качество «Рахим», являясь более своеобразным, подразумевает проявление Всевышним Аллахом милосердия в Судный день лишь к верующим, и употребляется также по отношению к другим, помимо Аллаха, в том числе по отношению к Пророку Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам.

4. Малик (Владыка).

Малик — истинный властитель всего сущего.

Истинный властитель всего. Нет властителя помимо Него. И посему творения становятся рабами только по отношению к Нему. И никогда не может быть у одного раба двух господ. Поэтому людям следует быть рабами лишь истинного властителя — Владыки — Малика, а не подобных себе людей.

5. Куддус (Священный).

Куддус — свободный и пречистый от всех недостатков, недостойных качеств. Лишь Всевышний Аллах обладает святостью и абсолютной чистотой.

6. Салам (Мирный).

Салам — здравый от всех недостатков, а также дарующий мир и спокойствие, умиротворение, безмятежность. Этим Своим сифатом Всевышний Аллах дарует рабам мир, спокойствие, безопасность и благополучие.

7. Мумин (Владеющий ийманом и благополучием).

Мумин — наделяющий верой и безопасностью, благополучием.

8. Мухаймин (Блюститель).

Мухаймин — объемлющий все, то есть Всевышний Аллах является свидетелем всех состояний и событий жизни каждого человека, ничто не может утаиться от него.

9. Азиз (Превосходящий).

Азиз — превосходящий всех и всё. Ничто не может превзойти Его, и ничто не обладает могуществом, подобным Его могуществу.

10. Джаббар (Величественный).

Джаббар — наивысшей меры, величественный, и нет ничего величественнее Его, перед Его могуществом все ощущают себя беспомощными, ничтожными.

11. Мутакаббир (Высокомерный).

Мутакаббир — чрезвычайно высочайший в Своем высокомерии и величии. Он — Тот, по отношение к Кому другие являются рабами.

12. Халик (Творец).

Халик — Тот, Кто творит из небытия то, что не имеет подобия, в точных мерах. Всевышний Аллах обладает сифатом Творца даже при отсутствии Его творений. То есть Всевышний Аллах не присваивал Себе имя Творца с сотворением существ. Всевышний Аллах обладал качеством Халик еще до создания существ. Халик — абсолютно творящий, создающий.

13. Бариъ (Создатель).

Бариъ — создающий из ничего, приводящий в существо.

Бариъ — создающий с отсутствием различий.

14. Мусаввир (Образователь).

Мусаввир — Тот, Кто формирует строение и образы творений, и наделяет каждое творение своеобразным, свойственным лишь ему образом.

15. Гаффар (Наипрощающий).

Гаффар — всепрощающий, премного прощающий провинности Своих рабов Своей милостью, не укоряя их.

16. Каххар (Всевластный, Вседержитель).

­Каххар — Всевластный, властно держащий все творения у Себя в подчинении, заставляющий их повиноваться Своим повелениям и быть покорными Своему могуществу.

17. Ваххаб (Вседарящий).

Ваххаб — дарующий в Своей щедрости бесчисленное, несметное количество благ.

18. Раззак (Наделяющий уделом).

Раззак — наделяющий бесчисленным уделом, создающий уделы и средства для них. Всевышний Аллах наделяет уделом Свои создания без каких-либо затруднений, обременений и без привлечения чьей-либо помощи.

19. Фаттах (Открывающий).

Фатах — открывающий бесчисленные блага. Открывающий сокровище Своей милости Своим рабам.

20. Алим (Знающий).

Алим — ведающий обо всем в прошлом и будущем, Знающий все — начальное и конечное, явное и сокрытое.

21. Кабиз (Удерживающий).

Кабиз — удерживающий души, удерживающий удел тех, кого пожелает. Держащий, сжимающий сердца. Отнимающий душу.

22. Басит (Распростирающий).

Басит — отпускающий, распростирающий души на простор, делающий простор в уделе — преумножающий удел тех, кого пожелает, по Своему благоволению. Расширяющий сердца.

23. Хофид (Понижающий).

Хофид — понижающий положение и статус. К примеру, понижает положение неверных и вероломных лицемеров.

24. Рафиъ (Возвышающий).

Рафиъ — возвышающий положение. К примеру, возвышает положение верующих и богобоязненных, делая их почитаемыми, дорогими.

25. Муъизз (Возвеличивающий).

Муъизз — возвеличивающий в почет, делающий почитаемым. Удостаивает почетом того, кого Он пожелает, направив его на правильный путь.

26. Музилл (Принижающий).

Музилл — уничижающий, попирающий и принижающий тех, кого пожелает за следование неверному пути.

27. Самиъ (Всеслышащий).

Самиъ — слышащий все.

28. Басир (Всевидящий).

Басир — видящий все.

29. Хакам (Судья).

Хакам — Устанавливающий предписание, положение, решающий и выносящий приговор.

30. Адл (Справедливый).

Адл — вершащий абсолютную справедливость.

31. Латиф (Благосклонный).

Латиф — премного благоволящий, любезный, доброжелательный, проявляющий милость и любезность по отношению к Своим рабам. Знающий обо всем до тончайших деталей.

32. Хобир (Всеведущий).

Хобир — абсолютно осведомленный, ведающий обо всем.

33. Халим (Кроткий).

Халим — Тот, Кем не овладевает гнев и Кто не спешит наказывать.

34. Азим (Непостижимо Величественный).

Азим — Его величественность и могущество не постижимы разумом.

35. Гафур (Прощающий).

Гафур — премного прощающий грехи.

36. Шакур (Благодарный).

Шакур — благодарный — дарующий бесчисленные награды за малые деяния.

37. Алий (Возвышенный).

Высочайший, Обладатель до бесконечности высочайшего положения.

38. Кабир (Великий).

Велик относительно всего.

39. Хафиз (Охраняющий, Хранитель).

Хафиз — охраняющий, оберегающий все сущее совершенным образом.

40. Мукит (Питающий).

Мукит — создающий материальные и духовные блага.

41. Хасиб (Рассчитывающий, Учитывающий).

Хасиб — Тот, Кого достаточно. Считающий, учитывающий, все. В Судный день подвергнет людей расчету.

42. Джалил (Величественный).

Джалил — обладающий величием во всех Своих качествах.

43. Карим (Щедрый).

Карим — щедрый, премного дарующий блага безвозмездно, даже если Его об этом не просят. Укоряющий с благосклонностью и любезностью. Чистый от противоречий. Обладатель благородных деяний и качеств.

44. Ракиб (Наблюдающий).

Ракиб — следящий, наблюдающий за всем, не упуская даже малейшей частицы.

45. Муджиб (Отвечающий).

Отвечающий на мольбы — принимающий их.

46. Васиъ (Всеобъемлющий).

Широкий — охватывающий все Своим всеобъемлющим знанием. Объемлющий всех Своей всеохватной милостью.

47. Хаким (Премудрый).

Хаким — вершащий все согласно великой мудрости.

48. Вадуд (Доброжелательный).

Вадуд — желающий всем добра. Премного Любящий — проявляет Свою любвеобильность и непрестанно одаривает Своей любовью и доброжелательностью.

49. Маджийд (Благородный, Почтенный).

Маджийд — обладающий безгранично высоким благородством и достоинством.

50. Баъис (Посылающий).

Баъис — посылающий созданиям Своих пророков. Ниспосылающий милость людям, воскрешающий мертвых.

51. Шахид (Присутствующий, Свидетель).

Шахид — присутствующий при каждом событии, наблюдающий за всем происходящим. Свидетельствующий о каждом.

52. Хакк (Истинный, Справедливый).

Хакк —­ постоянен, неизменен и незыблем. Выявляющий истину — устанавливает справедливость.

53. Вакил (Покровитель, Поручитель, Представитель).

Вакил — Тот, в распоряжение Которого отданы дела всего сущего, Тот, Чьего покровительства и поручительства достаточно.

54. Кави (Всесильный).

Кави — безгранично сильный.

55. Матин (Крепкий, Прочный).

Матин — обладающий непостижимой разумом прочностью и стойкостью.

56. Валий (Любящий, Помогающий, Благодетельствующий, Опекающий).

Валий — любящий своих рабов, благодетельствующий им, распоряжающийся их делами.

57. Хамид (Восхваленный, Достохвальный).

Хамид — восхваленный всеми достойными похвалами.

58. Мухси (Учитывающий).

Мухси — Тот, Кто произвел расчет и учел все сущее, Знающий счет всему, даже тому, что бесконечно — ничто не ускользает от Его счета (учета).

59. Мубдиъ (Начинающий, Создающий).

Мубдиъ — начинающий, давший начало всему сущему.

60. Муъид (Возвращающий).

Муъид — возвращающий, воссоздает то, чего уже не стало.

61. Мухйи (Оживляющий).

Мухйи — оживляющий. Он воскрешает мертвых, наделяет жизнью, и этого имени Он достоин до их оживления. Он будет именоваться Оживляющим при воскрешении Им мертвых после их смерти и даровании им жизни вновь, как именовался Оживляющим и до их сотворения и дарования им жизни. Подобно тому, как Он являлся Творцом еще до того, как сотворил все творения.

По причине того, что Всевышний Аллах оживит, воскресит мертвых в Судный день, Он именуется Оживляющим. Так, отсюда стало известно, что качество «Оживляющий» неизменно для Всевышнего Аллаха даже до воскрешения.

62. Мумит (Умерщвляющий).

Мумит — умерщвляющий, забирающий души всего живого.

63. Хайй (Живой).

Хайй — живой, не умирающий. То есть существование Всевышнего Аллаха бесконечно, Его существование никогда не кончится смертью. Существование — жизнь Всевышнего Аллаха извечно.

Существование Единого Всевышнего Аллаха — Его жизнь — является самодостаточным, обособленным и свойственным лишь Ему. Это существование не дано из какого бы то ни было источника, как это имеет место в жизни людей. Это существование извечно и навечно. Не имеет пределов — начала и конца. Существование Всевышнего Аллаха во всех отношениях не походит на существование Своих рабов.

64. Каййум (Самосущий).

Каййум — установившийся и существующий Сам по Себе, установивший всех других.

Значение сифата «Каййум» заключается в том, что Аллах табарака ва таъала[1] возглавляет все, стоит над всем сущим. Аллах является причиной всего, что существует-стоит. Наряду с этим, существование Всевышнего Аллаха не похоже на существование других существ, это существование постоянно и неизменно.

 

65. Ваджид (Находящий).

Ваджид — находящий, который находит то, что пожелает, и никто не может воспрепятствовать Ему в этом.

66. Мāджид (Прославленный).

Мāджид — прославленный, обладающий величием и благородностью.

67. Вахид (Единый).

Вахид — единый, единственный, один — неделимый. Всевышний Аллах Един и в Своей сущности, и в Своих сифатах, и в Своих делах.

68. Сомад (Бодрствующий, Прибывающий, Не нуждающийся, Вольный).

Качество Сомад вобрало в себя множество понятий:

- Тот, Кому все подчиняются — без Него не свершится ни одно дело;

- Тот, Кто ни в ком не нуждается, но все нуждается в Нем;

- Он Сам Вечный и будет существовать даже когда исчезнут все существа, и т. д.

69. Кадир (Всемогущий).

Кадир — всемогущий, обладатель безграничного могущества. Он может все. Всякое дело для Него легко осуществимо.

Всевышний Аллах извечно обладает могуществом — способностью творить все. Если бы Всевышний Аллах не обладал могуществом извечно, то когда и каким образом Он мог бы обрести могущество творить все?

Приверженцы Ахлус сунна вал джамаъа утверждают: «Аллах могущественен — способен творить все. Сюда входит все, что может произойти. А на то, чего не может быть, что неосуществимо, разумные люди не обращают внимания».

Некоторые подстрекатели с целью нанести ущерб вере правоверных мсусульман задают такие глупые вопросы, как «Может ли Аллах сотворить камень, который не сможет поднять сам?». Подобные допущения являются неосуществимыми, неисполнимыми, и верующим людям не следует обращать на них внимания.

70. Муктадир (Могущественный).

Муктадир — обладающий безграничным могуществом.

71. Мукаддим (Продвигающий).

Мукаддим — продвигающий: Он продвигает вперед того, кого пожелает, и то, что пожелает, и продвигает вперед относительно того, чего пожелает.

72. Муаххир (Отодвигающий).

Муаххир — отодвигающий: Он отодвигает назад того, кого пожелает, и то, что пожелает, и отодвигает назад относительно того, чего пожелает.

73. Аввал (Первый).

Аввал — извечно первый, Который существовал изначально. То есть даже когда не было никаких существ, Аллах существовал. Творения создал Аллах, обладающий сифатом «Аввал». И нет начала существования Аллаха.

74. Ахир (Последний).

Ахир — последний, Который будет существовать Сам, даже когда исчезнет все. Он — Вечно Остающийся.

75. Захир (Явный).

Он — явный, существование Которого откровенно, очевидно, ясно. Он явнее и превыше всего.

76. Батин (Сокрытый).

Батин — сокрытый, невидим для глаз, всегда знает все тайные явления и сокрытые от всего сущего.

77. Вāлий (Правитель, Господствующий).

Вāлий — правитель над всем — истинный обладатель всего.

78. Мутаъалий (Возвышающийся).

Мутаъалий — возвышающийся, Который выше всяких недостатков и изъянов.

79. Барр (Благодетельствующий).

Барр — благодетельствующий, Который величественен в совершении благ и добра.

80. Тавваб (Принимающий Покаяния).

Тавваб — направляющий рабов Своих на путь раскаяния и премного Принимающий их покаяния.

81. Мунтаким (Мстящий).


Мунтаким — мстящий, Который мстит творившим зулм[2] и непокорным. 

82. Афувв (Оказывающий Помилование).

Афувв — оказывающий помилование, прощающий, извиняющий грехи и провинности.

83. Раъуф (Сострадательный, Кроткий).

Раъуф — премного милосердный, добрый, благосклонный, заботливый.

84. Маликул Мулк (Властелин Власти).

Маликул Мулк — властелин власти, Который обладая единоличной властью, распоряжается этим миром по Своему желанию. Нет ничего, что могло бы отразить и изменить Его предопределение и Его распоряжение.

85. Зул Джалали вал Икрам (Обладатель Величия и Почести).

Зул Джалали вал Икрам — обладатель величия и почести, обладатель благородства и совершенства, обладатель щедрости и милости.

86. Муксит (Устанавливающий Справедливость).

Муксит — устанавливающий справедливость, Который со Своей справедливостью наделяет беспомощных защитой и помощью, наказывает совершивших зулм.

87. Джамиъ (Собирающий).

Джамиъ — собирающий все истины воедино. Собирающий всех людей в Судный день.

88. Гани (Не нуждающийся).

Гани — не нуждающийся, не нуждается ни в ком-либо и ни в чем-либо.

89. Мугни (Делающий не нуждающимся).

Мугни — делающий не нуждающимся, делает не нуждающимся того из рабов, кого пожелает.

90. Маниъ (Запрещающий).

Маниъ — запрещающий, Который устанавливает определенные запреты.

91. Зарр (Создающий вред).

Зарр — создающий вредных существ и вредные вещи.

92. Нафиъ (Дающий пользу).

Нафиъ — дающий пользу.

93. Нур (Освещающий).

Нур — Сам Он Явный, Явственный и сделал других явными.

94. Хади (Наставляющий на правильный путь).

Хади — направляющий, наставляющий на правильный путь. Своим благоволением Он наставляет на правильный путь того, кого пожелает. То есть если Аллах наставит кого-либо на правильный путь, поистине, наставит по Своему желанию и Своим благоволением.

95. Бадиъ (Бесподобно творящий).

Бадиъ — творец, создающий бесподобные творения.

96. Баки (Вечный).

Баки — вечно остающийся. Он — всегда существующий, бренность на Нем не проявится.

97. Варис (Наследующий).

Варис — наследующий, остающийся вечно даже при исчезновении всего сущего.

98. Рашид (Направляющий на правильный путь).

Рашид — направляющий на правильный путь.

99. Сабур (Терпеливый).

Сабур — терпеливый, обладающий чрезвычайным терпением. Он не спешит наказать неповиновавшихся.

Из книги «Суннитские вероубеждения. Основы исламской веры» 



[1] Аллах табарака ва таъала — Аллах, Благословен Он, Всевышний.

[2] Зулм (ظلم) — досл. «ставить что-либо на другое, помимо своего, место»; злонамеренное проявление беззакония, необоснованно несправедливое действие в отношении кого-либо. Взыскание соразмерно совершенному злодеянию является наказанием. Однако когда мера наказания превышает тяжесть содеянного, это будет зулмом. Такое же обращение, но уже в отношении невинного, сплошь является зулмом. Зулм может быть совершен в отношении человека морально, физически, в отношении его имущественных прав, ограничения его свобод и т. д. Неповиновение Аллаху, игнорирование Его повелений и Его отвращений (запретов) есть наитягчайшая форма зулма. В Исламе категорически осуждается допущение всякой формы зулма в отншении себя и других.

..
Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Источник
islom.uz
Статьи по теме
Улемы дали следующие определения понятиям кад и кадар.Кад ndash это извечное знание Всевышнего Аллаха обо всем том, что и как произойдет в будущем,..Кадар ndash это читать полностью

1589 15:03 / 28.06.2021
Наша вера ийман не всегда так сильна и крепка, как хотелось бы. Часто она колеблется в зависимости от жизненных обстоятельств. Есть несколько причин для ослабления читать полностью

3482 09:45 / 05.04.2019
СУЩЕСТВОВАНИЕ АЛЛАХА часть 1В древних книгах по акоид не было принято приводить доказательства существования Всевышнего Аллаха. Улемы тех времен хорошо знали, читать полностью

5599 09:31 / 28.12.2016
Слово .ийман, в переводе означает веру, подтверждение и признание. Улемы науки акийды вероубеждения дают ийману следующее определение .Ийман ndash это признание читать полностью

2033 15:03 / 28.06.2021
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью