1447 год 2 Раджаб | 2025 год 21 декабрь, воскресенье
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Счастливая семья

После сватовства

11:30 / 05.07.2019 8827 Режим чтения + -
..

Наступает время, когда расспросы и про невесту, и про жениха завершились. Изучены их качества, религиозность и уровень религиозных знаний, нравственность, воспитание и человечность. Опираясь на эти сведения, теперь следует вознамериться на создание семьи.

Возникает вопрос, сразу ли после вышеперечисленных расспросов и получения нужных сведений молодожены получают благословение и начинаются свадебные торжества?

Считается ли грехом или не считается таковым, если кандидаты в женихи и невесты видятся друг с другом до свадьбы?

Или все же, как говорят некоторые, молодым следует повстречаться пару лет и испытать друг друга? 

В Исламе оба вышеназванных способа знакомства и сближения жениха и невесты считаются неправильными.

И в то же время неприемлемо создавать семью, не видя друг друга. Во-первых, люди, предварительно не видевшиеся друг с другом, при встрече могут не понравиться друг другу. Во-вторых, есть вероятная опасность, что при расспросах о качествах кандидатов могут показать одного, а привести на никах уже другого человека. Найдутся и такие, которые покажут фотографию одного, а на никах приведут совершенно другого человека. Поэтому предпочтительно, чтобы стороны, желающие создать семью, увидели друг друга перед никахом.

Однако этим не подтверждается широко распространенное мнение о том, что «молодым людям, создающим семью, следует испытывать друг друга какое-то время, и только потом сочетаться никахом». Как бы долго не продолжалось это «испытание», опыт показывает, что ни одна сторона не сможет добиться желаемого испытаниями. 

Все мы видим и знаем, как семьи тех, кто заключал брак посредством так называемых добрачных испытаний, распадаются быстрее и чаще. Потому что обе стороны прилагают все усилия для того, чтобы во время «испытаний» скрыть свои недостатки и выставить напоказ те достоинства, которых у них нет. В результате обе стороны обманывают друг друга и кажутся друг другу «ангелами». Однако обман не может продолжаться всю жизнь. Вскоре после никаха супруги раскрывают свой подлинный облик, что приводит к неурядицам и распаду семьи. Остаются лишь совершенные в период «испытаний» недозволенные шариатом деяния, грехи, а в некоторых случаях даже прелюбодеяние и ребенок, рожденный вследствие этого.

Именно поэтому в Исламе такого рода предварительные «личные испытания» не разрешаются. Пусть стороны расспрашивают, узнают друг о друге, смотрят и изучают в рамках, установленных шариатом, этого будет достаточно. Сам Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам побуждал интерес к этому и наставлял других делать это. Именно поэтому во всех сборниках хадисов и многих книгах по фикху существуют отдельные главы, посвященные смотринам невесты и жениха в процессе сватовства. 

Конечно, в этой ситуации речь пойдет не только о том, чтобы смотреть на предполагаемого партнера. Выражаясь современным языком, мы будем говорить о правах и благопристойности жениха и невесты во время сватовства.

I. Права кандидата в женихи и адабы, которые он должен блюсти. 

Сватовство — это еще не никах! Именно поэтому сватающийся кандидат в женихи остается чужим, немахрамным по отношению к кандидатке в невесты. В такой период ни в коем случае не следует забывать об этом.

Учитывая этот важный фактор, права и адабы кандидата в женихи состоят из следующего:

1. Кандидат в женихи вправе встретиться с кандидаткой в невесты и увидеть ее.

«Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:

«Я был у Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Некий человек, прийдя к нему (саллаллаху алайхи васаллам), сообщил о своем намерении жениться на женщине из ансарок. Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам спросил:

— Ты видел ее?

— Нет, — ответил тот. 

— Иди! Посмотри на нее! У ансарок что-то бывает в глазах, — сказал он (саллаллаху алайхи васаллам)».

Передали Муслим и Насаи.

Следовательно, человеку, желающему жениться, допускается увидеть свою будущую спутницу жизни и даже удостовериться в разнице ее глаз. Также допускается давать подобные советы.

Передается от Джабира радияллаху анху:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Если кто-то из вас захочет свататься к какой-нибудь женщине, и он может взглянуть на то, что побудило его на никах с ней (этой женщиной), пусть сделает это».  

Передали Абу Давуд, Шафиъи и Хāким. Хāким назвал «сахихом». 

Следовательно, перед женитьбой допустимо видеться со своей будущей спутницей жизни.

В других хадисах речь идет о том, как сами сподвижники, следуя сунне, виделись с девушками, на которых они собирались жениться, и женились на них после того, как те понравились им.

Передается от Мугийры радияллаху анху:

«Когда он (Мугийра) хотел засватать некую женщину, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Посмотри на нее, потому как это нужно для продолжительности ваших отношений». 

Передали Насаи и Тирмизи. Тирмизи назвал «хасан». 

Следовательно, мудрость того, что в шариате разрешено один раз увидеть свою будущую спутницу жизни, заключается в том, чтобы создавать супружескую жизнь лишь после того, как потенциальные супруги повидаются, понравятся друг другу, сочтут достойным партнера и станут желать друг друга. Однако у такого рода смотрин и встреч существуют соответствующие адабы — шариатские приличия.

Во-первых, вышеупомянутые так называемые смотрины происходят до помолвки. Поэтому в этом деле нужно быть предельно осмотрительными. Вследствие смотрин стороны не должны распространять всякую молву друг о друге. Даже если стороны посчитают друг друга неподходящими, нельзя распускать слухи, которые могли бы задеть достоинство не понравившейся стороны и которые причинили бы обиду. Если потенциальный партнер не подходит и стало ясно, что помолвка не состоится, все должно оставаться без комментариев и всяких лишних разговоров.

Во-вторых, некоторые деликатные нюансы упомянутой встречи и знакомства должны проходить при посредничестве и содействии представителей сторон или даже при личном участии кандидатов.

Имам Ахмад, Табарани, Хāким и Байхаки передают от Анаса радияллаху анху:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, отправляя Умму Сулайм посмотреть на одну женщину для себя, сказал:

— Присмотрись к ее сухожилиям над пятками и понюхай по обе стороны ее шеи».

Такие вещи, конечно же, может осуществить только женщина. Таким же образом и будущая невеста может посмотреть на жениха, отправить к нему своих представителей, чтобы узнать его поближе. Личная встреча людей, желающих создать семью, должна проходить в соответствии с положениями (хукмами) шариата. Они не должны оставаться наедине — кто-то из махрамов должен быть вместе с ними. Юноша может смотреть на лицо и руки девушки. В ханафитском мазхабе сказано «и на ее ступни тоже». Лицо — зеркало красоты, по нему можно сделать полное заключение о красоте человека. Судя же по рукам можно узнать о других частях тела, например, узнать о худобе или полноте тела. О манерах двигаться и осанке можно получить представление и с виду.

2. Кандидат в женихи вправе общаться с претенденткой в невесты. Безусловно, в процессе встреч и бесед соблюдение правил исламких адабов и стыдливости обязательно.

3. Кандидат в женихи при встрече с кандидаткой в невесты вправе дарить ей подарки.

Передается от Абу Хурайры радияллаху анху: 

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Дарите друг другу подарки, потому как подарок развеет смутное беспокойство в душе».

Передали Бухари и Тирмизи.

И в самом деле, взаимный обмен подарками способствует развеиванию некоей душевной тревоги. Человек дарит другому человеку подарок только в том случае, если у него на душе нет зависти. Человек, получивший подарок, забывает обиды, которые у него могли быть. Ведь даже самый простой недорогой подарок делает человека радостным и помогает сгладить ошибки.

II. Права кандидатки в невесты и адабы, которые она должна блюсти. 

Для кандидатки в невесты существуют также свои правила и адабы.

1. Кандидатка в невесты имеет право нарядиться и приукраситься для того, чтобы показать себя красивой.

На этот случай наши улемы приводят в пример хадис Субайхи бинт Харисы радияллаху анха. В нем есть фраза: «Когда очистилась от нифаса, она приукрасилась для сватов». В другой передаче этого хадиса сказано: «приготовилась, нанеся сурьму и хну…».

2. Кандидатка в невесты вправе заранее увидеть жениха.

Слова Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в хадисе от Мугийры радияллаху анху: «Посмотри на нее, потому как это нужно для продолжительности ваших отношений», касаются и невесты. 

3. Невеста вправе побеседовать с кандидатом в женихи. Это естественно.  Раз уж они встретились и есть намерение создать семью, разумеется, между ними состоится и беседа.

4. Кандидатка в невесты имеет право выбирать и изъявлять желание о заключении никаха с тем из мужчин, кто приходится ей по нраву.

«Умму Салама рассказывает:

«Субайха Асламиййа родила спустя пол месяца после смерти мужа. Двое мужчин стали свататься к ней. Один из них был молодым, другой старым. Она проявила склонность к молодому. Старик сказал: 

— Ты еще не стала халалной (дозволенной).

Родные женщины отсутствовали. Старик надеялся на то, что придут родные женщины и они выдадут ее за него. Женщина же пошла к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Тогда он алайхиссалам сказал:

— Ты стала халалной (дозволенной). Заключай никах, с кем пожелаешь». 

Передал Малик. 

III. Приличия, которые должны блюсти обе стороны. 

Кандидаты в невесты и в женихи во время встреч и других отношений до никаха, должны придерживаться следующих приличий:

1. Не следует забывать о том, что они не приходятся друг другу махрамами.

Потому как за исключением никаха ничто иное, в том числе сватовство и помолвка, не сделает махрамами людей двух разных полов, не являющихся изначально махрамами. Состояние махрамности наступает только после никаха.

2. Если они желают увидеться, то должны видеться исключительно в присутствии своих махрамов.

3. При встрече им категорически запрещается здороваться за руки.

4. До никаха им категорически запрещается оставаться наедине.

Из книги «Счастливая семья»


________________

[1] Ансары (انصار) — «помощники»; мусульмане из числа коренных мединцев, всячески помогавших мухаджирам из Мекки во главе с Пророком саллаллаху алайхи васаллам в вопросах жилья, пищи и других нуждах.

[2] Нифас (نفاس) ― досл. «нифас» имеет значения «рожать» и «кровь». В шариате этим словом обозначается кровь, которая течет из матки женщины после рождения ребенка. Эти послеродовые кровяные выделения у рожениц могут длиться до сорока дней. Кровотечения сверх этого срока происходят по причине недуга и называются истихазой.

..
Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Статьи по теме
4. Женщине следует удовлетворять половые потребности мужа, когда он этого пожелает, если на то нет уважительных причин по шариату. Передается от Абу Хурайры читать полностью

6357 11:30 / 04.10.2019
Принятие ребенка под свою опеку включает в себя его защиту от всего вредного, воспитание и обеспечивание всем необходимым одеждой, едой, условиями для отдыха, читать полностью

3576 12:00 / 07.09.2020
Мудрость публичного объявления о никахе упоминалась выше. Существуют хадисы о том, что на таких мероприятиях в определенной мере использовалась и музыка. Вместе с читать полностью

3958 18:00 / 13.08.2019
14. Нафака mdash долг отца и право детей. Нафака детей, обеспечение их пропитанием, одеждой и местом жительства, является долгом отца. Требуется, чтобы все это было читать полностью

4314 11:30 / 09.10.2020
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью