Наступает время, когда расспросы и про невесту, и про жениха завершились. Изучены их качества, религиозность и уровень религиозных знаний, нравственность, воспитание и человечность. Опираясь на эти сведения, теперь следует вознамериться на создание семьи.
Возникает вопрос, сразу ли после вышеперечисленных расспросов и получения нужных сведений молодожены получают благословение и начинаются свадебные торжества?
Считается ли грехом или не считается таковым, если кандидаты в женихи и невесты видятся друг с другом до свадьбы?
Или все же, как говорят некоторые, молодым следует повстречаться пару лет и испытать друг друга?
В Исламе оба вышеназванных способа знакомства и сближения жениха и невесты считаются неправильными.
И в то же время неприемлемо создавать семью, не видя друг друга. Во-первых, люди, предварительно не видевшиеся друг с другом, при встрече могут не понравиться друг другу. Во-вторых, есть вероятная опасность, что при расспросах о качествах кандидатов могут показать одного, а привести на никах уже другого человека. Найдутся и такие, которые покажут фотографию одного, а на никах приведут совершенно другого человека. Поэтому предпочтительно, чтобы стороны, желающие создать семью, увидели друг друга перед никахом.
Однако этим не подтверждается широко распространенное мнение о том, что «молодым людям, создающим семью, следует испытывать друг друга какое-то время, и только потом сочетаться никахом». Как бы долго не продолжалось это «испытание», опыт показывает, что ни одна сторона не сможет добиться желаемого испытаниями.
Все мы видим и знаем, как семьи тех, кто заключал брак посредством так называемых добрачных испытаний, распадаются быстрее и чаще. Потому что обе стороны прилагают все усилия для того, чтобы во время «испытаний» скрыть свои недостатки и выставить напоказ те достоинства, которых у них нет. В результате обе стороны обманывают друг друга и кажутся друг другу «ангелами». Однако обман не может продолжаться всю жизнь. Вскоре после никаха супруги раскрывают свой подлинный облик, что приводит к неурядицам и распаду семьи. Остаются лишь совершенные в период «испытаний» недозволенные шариатом деяния, грехи, а в некоторых случаях даже прелюбодеяние и ребенок, рожденный вследствие этого.
Именно поэтому в Исламе такого рода предварительные «личные испытания» не разрешаются. Пусть стороны расспрашивают, узнают друг о друге, смотрят и изучают в рамках, установленных шариатом, этого будет достаточно. Сам Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам побуждал интерес к этому и наставлял других делать это. Именно поэтому во всех сборниках хадисов и многих книгах по фикху существуют отдельные главы, посвященные смотринам невесты и жениха в процессе сватовства.
Конечно, в этой ситуации речь пойдет не только о том, чтобы смотреть на предполагаемого партнера. Выражаясь современным языком, мы будем говорить о правах и благопристойности жениха и невесты во время сватовства.
I. Права кандидата в женихи и адабы, которые он должен блюсти.
Сватовство — это еще не никах! Именно поэтому сватающийся кандидат в женихи остается чужим, немахрамным по отношению к кандидатке в невесты. В такой период ни в коем случае не следует забывать об этом.
Учитывая этот важный фактор, права и адабы кандидата в женихи состоят из следующего:
1. Кандидат в женихи вправе встретиться с кандидаткой в невесты и увидеть ее.
«Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Я был у Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Некий человек, прийдя к нему (саллаллаху алайхи васаллам), сообщил о своем намерении жениться на женщине из ансарок. Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам спросил:
— Ты видел ее?
— Нет, — ответил тот.
— Иди! Посмотри на нее! У ансарок что-то бывает в глазах, — сказал он (саллаллаху алайхи васаллам)».
Передали Муслим и Насаи.
Следовательно, человеку, желающему жениться, допускается увидеть свою будущую спутницу жизни и даже удостовериться в разнице ее глаз. Также допускается давать подобные советы.
Передается от Джабира радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Если кто-то из вас захочет свататься к какой-нибудь женщине, и он может взглянуть на то, что побудило его на никах с ней (этой женщиной), пусть сделает это».
Передали Абу Давуд, Шафиъи и Хāким. Хāким назвал «сахихом».
Следовательно, перед женитьбой допустимо видеться со своей будущей спутницей жизни.
В других хадисах речь идет о том, как сами сподвижники, следуя сунне, виделись с девушками, на которых они собирались жениться, и женились на них после того, как те понравились им.
Передается от Мугийры радияллаху анху:
«Когда он (Мугийра) хотел засватать некую женщину, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Посмотри на нее, потому как это нужно для продолжительности ваших отношений».
Передали Насаи и Тирмизи. Тирмизи назвал «хасан».
Следовательно, мудрость того, что в шариате разрешено один раз увидеть свою будущую спутницу жизни, заключается в том, чтобы создавать супружескую жизнь лишь после того, как потенциальные супруги повидаются, понравятся друг другу, сочтут достойным партнера и станут желать друг друга. Однако у такого рода смотрин и встреч существуют соответствующие адабы — шариатские приличия.
Во-первых, вышеупомянутые так называемые смотрины происходят до помолвки. Поэтому в этом деле нужно быть предельно осмотрительными. Вследствие смотрин стороны не должны распространять всякую молву друг о друге. Даже если стороны посчитают друг друга неподходящими, нельзя распускать слухи, которые могли бы задеть достоинство не понравившейся стороны и которые причинили бы обиду. Если потенциальный партнер не подходит и стало ясно, что помолвка не состоится, все должно оставаться без комментариев и всяких лишних разговоров.
Во-вторых, некоторые деликатные нюансы упомянутой встречи и знакомства должны проходить при посредничестве и содействии представителей сторон или даже при личном участии кандидатов.
Имам Ахмад, Табарани, Хāким и Байхаки передают от Анаса радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, отправляя Умму Сулайм посмотреть на одну женщину для себя, сказал:
— Присмотрись к ее сухожилиям над пятками и понюхай по обе стороны ее шеи».
Такие вещи, конечно же, может осуществить только женщина. Таким же образом и будущая невеста может посмотреть на жениха, отправить к нему своих представителей, чтобы узнать его поближе. Личная встреча людей, желающих создать семью, должна проходить в соответствии с положениями (хукмами) шариата. Они не должны оставаться наедине — кто-то из махрамов должен быть вместе с ними. Юноша может смотреть на лицо и руки девушки. В ханафитском мазхабе сказано «и на ее ступни тоже». Лицо — зеркало красоты, по нему можно сделать полное заключение о красоте человека. Судя же по рукам можно узнать о других частях тела, например, узнать о худобе или полноте тела. О манерах двигаться и осанке можно получить представление и с виду.
2. Кандидат в женихи вправе общаться с претенденткой в невесты. Безусловно, в процессе встреч и бесед соблюдение правил исламких адабов и стыдливости обязательно.
3. Кандидат в женихи при встрече с кандидаткой в невесты вправе дарить ей подарки.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Дарите друг другу подарки, потому как подарок развеет смутное беспокойство в душе».
Передали Бухари и Тирмизи.
И в самом деле, взаимный обмен подарками способствует развеиванию некоей душевной тревоги. Человек дарит другому человеку подарок только в том случае, если у него на душе нет зависти. Человек, получивший подарок, забывает обиды, которые у него могли быть. Ведь даже самый простой недорогой подарок делает человека радостным и помогает сгладить ошибки.
II. Права кандидатки в невесты и адабы, которые она должна блюсти.
Для кандидатки в невесты существуют также свои правила и адабы.
1. Кандидатка в невесты имеет право нарядиться и приукраситься для того, чтобы показать себя красивой.
На этот случай наши улемы приводят в пример хадис Субайхи бинт Харисы радияллаху анха. В нем есть фраза: «Когда очистилась от нифаса, она приукрасилась для сватов». В другой передаче этого хадиса сказано: «приготовилась, нанеся сурьму и хну…».
2. Кандидатка в невесты вправе заранее увидеть жениха.
Слова Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в хадисе от Мугийры радияллаху анху: «Посмотри на нее, потому как это нужно для продолжительности ваших отношений», касаются и невесты.
3. Невеста вправе побеседовать с кандидатом в женихи. Это естественно. Раз уж они встретились и есть намерение создать семью, разумеется, между ними состоится и беседа.
4. Кандидатка в невесты имеет право выбирать и изъявлять желание о заключении никаха с тем из мужчин, кто приходится ей по нраву.
«Умму Салама рассказывает:
«Субайха Асламиййа родила спустя пол месяца после смерти мужа. Двое мужчин стали свататься к ней. Один из них был молодым, другой старым. Она проявила склонность к молодому. Старик сказал:
— Ты еще не стала халалной (дозволенной).
Родные женщины отсутствовали. Старик надеялся на то, что придут родные женщины и они выдадут ее за него. Женщина же пошла к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Тогда он алайхиссалам сказал:
— Ты стала халалной (дозволенной). Заключай никах, с кем пожелаешь».
Передал Малик.
III. Приличия, которые должны блюсти обе стороны.
Кандидаты в невесты и в женихи во время встреч и других отношений до никаха, должны придерживаться следующих приличий:
1. Не следует забывать о том, что они не приходятся друг другу махрамами.
Потому как за исключением никаха ничто иное, в том числе сватовство и помолвка, не сделает махрамами людей двух разных полов, не являющихся изначально махрамами. Состояние махрамности наступает только после никаха.
2. Если они желают увидеться, то должны видеться исключительно в присутствии своих махрамов.
3. При встрече им категорически запрещается здороваться за руки.
4. До никаха им категорически запрещается оставаться наедине.
Из книги «Счастливая семья»
________________
[1] Ансары (انصار) — «помощники»; мусульмане из числа коренных мединцев, всячески помогавших мухаджирам из Мекки во главе с Пророком саллаллаху алайхи васаллам в вопросах жилья, пищи и других нуждах.
[2] Нифас (نفاس) ― досл. «нифас» имеет значения «рожать» и «кровь». В шариате этим словом обозначается кровь, которая течет из матки женщины после рождения ребенка. Эти послеродовые кровяные выделения у рожениц могут длиться до сорока дней. Кровотечения сверх этого срока происходят по причине недуга и называются истихазой.
..