1446 год 20 Зулхиджжа | 2025 год 16 июнь, понедельник
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Фикх

Суждения правоведов о браке

18:00 / 06.12.2018 2874 Режим чтения + -
..

Суждения факихов о браке могут разниться в зависимости от конкретных обстоятельств. Так, например, когда кого-либо охватывает сильное желание удовлетворить свою страсть, вступление в брак считается обязательным (ваджиб), поскольку в противном случае мужчина может совершить прелюбодеяние. Обязательным брак считается и тогда, когда человек не может удерживать себя от взоров на нечто запретное или от рукоблудия. В подобных случаях он обязан жениться, даже если возможность совершения прелюбодеяния исключена.

В том случае, когда мужчина уверен, что совершит прелюбодеяние, если не женится, ему предписывается заключить брак при том условии, что он может сделать свадебный подарок и располагает необходимыми средствами для содержания семьи. Объясняется это тем, что использование единственного средства, позволяющего избежать совершения запретного, относится к категории предписанных (фард) действий. Тот, кто боится совершить прелюбодеяние, но не может сделать брачный подарок, обязан взять деньги в долг, а Аллах Всевышний поможет ему вернуть его. Сообщается, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Аллах обязательно поможет троим: рабу, заключившему со свои хозяином договор о самовыкупе и желающему рассчитаться, мужчине, который хочет вступить в брак и сохранить целомудрие, и тому, кто сражается на пути Аллаха Всевышнего» (Тирмизи, Насаи, Ибн Маджа).

Таким образом, вступление в брак относится к действиям категории «сунна муаккада», которые нормальному человеку следует совершать по примеру Пророка саллаллаху алайхи васаллам.

Однако в таких случаях, когда можно опасаться, что, женившись, мужчина станет проявлять несправедливость (зулм) по отношению к своей жене и притеснять ее, вступление в брак рассматривается как крайне порицаемое действие (макрух тахрима). Не следует жениться и тому, кто опасается как совершения прелюбодеяния в случае отказа от брака, так и проявления несправедливости в семейных отношениях. Объясняется это тем, что проявление несправедливости является грехом, связанным с поклонением, а запрет на совершение прелюбодеяния относится к числу прав Аллаха Всевышнего. Однако в случае возникновения подобных противоречий праву раба отдается предпочтение перед правом Аллаха, так как раб относится к числу нуждающихся, а Аллах Всевышний, слава Ему, не нуждается ни в чем.

Если в семейной жизни определенно будут иметь место несправедливость и притеснения, вступление в брак рассматривается как запретное (харам) действие, поскольку брак был узаконен для обеспечения защиты души и снискания награды, в то время как любая несправедливость греховна и запретна. Это значит, что пагубного в таком браке будет больше, чем полезного.

В обычных условиях вступление в брак лучше, чем полное посвящение себя дополнительным молитвам (нафиля) и прочим видам поклонения. Имам Ахмад сказал: «Удаление (от мира) не имеет с Исламом ничего общего, а тот, кто призывает к отказу от вступления в брак, призывает не к Исламу».

Наши праведные предшественники считали отказ от брака достойным порицания и побуждали неженатых к вступлению в брак. Так, например, Ибрахим бин Майсара сказал Таусу: «Ты непременно должен жениться, а не то я скажу тебе то же, что Умар сказал Абуз-Заваиду: невступление в брак тебе дает либо немощь, либо распутство». Сообщается также, что Ибн Аббас сказал Саиду бин Джубайру: «Женись, ибо лучшим в этой общине является тот, у кого больше всех жен».

Однако некоторые факихи считали, что полное посвящение себя поклонению Аллаху лучше, чем вступление в брак и забота о жене и детях. Люди, придерживавшиеся такого мнения, приводили в качестве довода тот айат, в котором Аллах Всевышний воздал хвалу Йахйе, мир ему. В этом айате сказано: «...ангелы воззвали к нему: "Поистине, Аллах возвещает тебе благую весть о Йахйе, который будет господином, (мужем) целомудренным и Пророком из числа праведников и подтвердит (истинность) слова от Аллаха"». Из этого можно сделать вывод о том, что если бы вступление в брак было лучше, то Йахйа не удостоился бы похвалы за отказ от брака. Тем не менее наиболее предпочтительным следует считать первое мнение, поскольку в Куръане и сунне есть множество указаний на достоинство брака, и некоторые из этих указаний были приведены нами выше. Что же касается упоминания в Куръане о Йахйе, мир ему, то у него был свой религиозный закон, от которого отличается наш шариат.

..
Статьи по теме
ЧТО ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЕЙ mdash ПРОИЗНОСИТЬ .АМИНЬ, ПРО СЕБЯ ИЛИ ВСЛУХМы не преувеличим, если скажем, что рассматриваемый вопрос является одним из самых распространенных читать полностью

11920 11:30 / 17.09.2019
Както раз я спросил одного моего знакомого о том, как протекает знакомство с религиозными предписаниями среди простых верующих. Он ответил мнеndash Все шло хорошо, читать полностью

4762 09:30 / 07.02.2020
..Здесь имеется в виду искажение слов, в результате которого изменяется смысл произносимых фраз. Примером может служить такой случай, когда послание читается не читать полностью

2345 15:00 / 14.02.2019
Хвала Аллаху, Господу миров Да будут благословение и мир Мухаммаду нашему господину и последнему из пророков, его роду и его сподвижникамПОСТАНОВЛЕНИЕ 46 85 Об читать полностью

4203 09:05 / 04.01.2017
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью