1446 год 5 Зулкаъда | 2025 год 02 май, пятница
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Статьи

Чрезмерность в вероубеждении

10:02 / 28.12.2016 4490 Режим чтения + -
.

Во времена Посланника Аллаха саллаллаху алайхи ‎васаллам еще не было категории людей, поддавшихся ‎чрезмерности в вероубеждении, однако Пророк алайхиcсалам говорил об их появлении в будущем, ‎что известно из его хадисов.‎

‎1. О хавариджитах и выходящих из религии

Передается от Абу Саъийда радияллаху анху:‎

‎«Али ибн Абу Талиб отправил Посланнику Аллаха ‎саллаллаху алайхи васаллам из Йемена неочищенный ‎от земли золотой самородок, завернутый в ‎обработанную карзом (раствор растительного происхождения) кожу. Он разделил его на ‎четыре части между Уяйном ибн Бадром, ал-Акраъ ‎ибн Хабисом, Зайдом ал-Хайлом и Алкамой ибн ‎Улясом. Тогда один из сподвижников сказал: «Мы ‎имели больше прав на него, чем они».‎

Это дошло до Пророка саллаллаху алайхи васал‎лам и он воскликнул:‎

‎«Вы не доверяете мне?! Ведь я доверенный Того, ‎Кто на небесах! Днем и ночью мне поступает вахий с ‎Небес».‎

Тогда один мужчина с провалившимися внутрь ‎глазами, вытаращенными щеками, выпуклым лбом, ‎бородатый, лысый и с подвернутыми штанами встал и ‎сказал:‎

‎«О Посланник Аллаха! Побойся Аллаха!».‎

Он ответил: «Горе тебе! Не я ли самый достойный ‎в богобоязненности перед Аллахом?!».‎

После этого, тот человек ушел обратно.‎

Тогда Халид ибн Валид сказал:‎

‎«О Посланник Аллаха! Ударить ли его по ‎шее?».‎

Он сказал: «Нет, возможно, он совершает намаз».‎

Халид сказал: «Сколько совершающих намаз гово‎рят то, чего нет в их сердцах».‎

Он сказал: «Воистину, мне не велено ни проникать ‎и смотреть в сердца, ни вскрывать животы».‎

После этого он, смотря вслед тому человеку, ска‎зал:‎

‎«Вот из его потомства появятся такие люди. Они ‎будут много читать книгу Аллаха. Но она не пройдет ‎дальше их горла. Они будут выходить из религии, ‎словно стрела из лука. Если бы я встретил их, то унич‎тожил бы так же, как род Самуда».‎

Передал Бухари.‎

В этом хадисе приводится описание некоторых осо‎бенностей внешности, качеств и деяний категории людей, ‎которые появятся в будущем и, допуская чрезмерность, ‎будут сеять смуту среди мусульман.‎

‎«Тогда один мужчина с провалившимися внутрь ‎глазами, вытаращенными щеками, выпуклым лбом, ‎бородатый, лысый и с подвернутыми штанами встал и ‎сказал: «О Посланник Аллаха! Побойся Аллаха!»».‎

Одним из отличительных качеств этих людей будет то, ‎что они будут проявлять неуважение к предводителям му‎сульман, ученым, почитаемым людям и стремиться прини‎зить их авторитет своими лживыми претензиями.‎

Упоминаемые в этом предании лица также обвиняют ‎Пророка саллаллаху алайхи васаллам в несправедливости ‎и в том, что он не боится Аллаха. Обратите на это внима‎ние – какой-то никчемный негодяй обвиняет Посланника ‎Аллаха! Его последователи будут проявлять такое же от‎ношение к мусульманским ученым, являющимся наслед‎никами Пророка саллаллаху алайхи васаллам.‎

‎«Они будут много читать книгу Аллаха».‎

И это они будут делать, чтобы отличаться перед дру‎гими. Они будут делать это не искренне, не во имя Аллаха. ‎Они будут просто читать.‎

‎«Но она не пройдет дальше их горла».‎

Это не дойдет до их сердец. Они и не будут стремить‎ся осознать его (Куръан) и проникнуться им. Поэтому:‎

‎«Они будут выходить из религии, словно стрела из ‎лука».‎

Достаточно будет малейшего повода. Они быстро ‎сбреют бороды, поменяют одежду и сделают вид, словно ‎ничего и не было.‎

‎«Если бы я встретил их, то уничтожил бы так же, ‎как род Самуда».‎

Где бы они ни были, они порождают интриги и наносят ‎огромный вред мусульманам.‎

 

Передается от него же:

‎«Когда Али был в Йемене, он отправил Посланнику ‎Аллаха саллаллаху алайхи васаллам золотой саморо‎док вместе с землей. Он разделил его на четыре части ‎между: Уяйном ибн Бадром, ал-Акраъ ибн Хабисом, ‎Зайдом ал-Хайлом и Алкамой ибн Улясом. Курейши‎ты разозлились и сказали:‎

‎«Отдав старшим Нажда, он проигнорировал нас?!».‎

Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи ва‎саллам сказал:‎

‎«Я намеренно сделал это, чтобы подружиться с ‎ними».‎

Затем один бородатый и лысый мужчина, с двумя ‎вытаращенными скулами, провалившимися во внутрь ‎глазами и выпуклым лбом пришел и сказал:‎

‎«Побойся Аллаха, о, Мухаммад!».‎

Он спросил: «Если я отступаю от веры, кто же то‎гда верует в Аллаха?! Он доверил мне живущих на ‎земле, а вы не доверяете мне?!».‎

Затем тот человек ушел обратно. Один из людей ‎спросил разрешения убить его. Тогда Посланник ‎Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:‎

‎«Вот из его потомства появятся такие люди. Они ‎будут много читать книгу Аллаха. Но она не пройдет ‎дальше их горла. Они будут убивать мусульман, но ос‎тавлять идолопоклонников. Они будут выходить из ‎религии, словно стрела из лука. Если бы я встретил ‎их, то уничтожил бы так же, как род Самуда».‎

Передали Бухари, Муслим и Термизи.‎

Это предание дополняет предыдущее и вносит некото‎рую ясность в него.‎

‎«Они будут убивать мусульман, но не идолопо‎клонников».

Если внимательно присмотреться к состоянию и исто‎рии тех, кто сеял и сеет смуту среди мусульман, то можно ‎увидеть явное подтверждение этой великой истины. Они ‎всегда нападают на мусульман. Им нет дела до остальных. ‎Иногда же, они даже сотрудничают с немусульманами.‎

 

Передается от него же:‎

‎«Мы были с Пророком саллаллаху алайхи васал‎лам. Он делил имущество. К нему пришел Зулхувай‎сира. Он был из рода Бану Тамим. Он сказал:‎

‎«О Посланник Аллаха! Будьте справедливы!».‎

Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи ва‎саллам сказал:‎

‎«Горе тебе! Если не я поступаю справедливо, то ‎кто поступает так?! Если я не справедлив, то я безна‎дежен, я в убытке!».‎

Умар ибн Хаттаб сказал:‎

‎«О Посланник Аллаха! Позвольте мне ударить его ‎по шее!».‎

Он сказал: «Оставь его. Несомненно, у него есть ‎сообщники. Кто-то из вас считает свой намаз по срав‎нению с их намазом и свой пост по сравнению с их по‎стом худшими. Они читают Куръан, но он не проходит ‎дальше их горла. Они будут выходить из религии, ‎словно стрела из лука. Но если посмотреть на нако‎нечник стрелы, в нем нет ничего.‎

Если затем посмотреть на место, куда попадает на‎конечник стрелы, там тоже ничего нет. Если затем по‎смотреть на саму стрелу, и там ничего нет. Если затем ‎посмотреть на оперение стрелы, то там тоже ничего ‎нет. Между тем, она прошла и сквозь навоз, и сквозь ‎кровь.‎

Их знаком является черный человек, у которого на ‎одном из запястий свисает нечто похожее на сосок ‎женщины или кусочек мяса. Они выходят, когда между ‎людьми происходит раскол».‎

Передали Бухари, Муслим и Термизи.‎

Упоминаемые в этом предании раздел имущества и ‎связанные с ним события произошли после битвы Хунайн ‎в местечке Джаърона.‎

Зулхувайсара – один из известных негодяев, просла‎вившийся своей враждебностью. В хадисе упоминаются и ‎другие качества представителей смутьянов.‎

‎«Кто-то из вас считает свой намаз по сравнению с ‎их намазом и свой пост по сравнению с их постом ‎худшими».‎

Когда они совершают намаз, они так делают это, что ‎наблюдающий со стороны поражается ими. Когда они по‎стятся, они делают это так, что наблюдающий со стороны ‎в восторге от этого. Вплоть до того, что даже сподвижники ‎Пророка саллаллаху алайхи васаллам считали свой намаз ‎и пост по сравнению с их намазом и постом менее достой‎ными.‎

Теперь рассмотрим некоторые из перечисленных в ха‎дисах качеств этих людей:‎

‎1. Они много читают книгу Аллаха. Но она не проходит ‎дальше их горла.‎

‎2. Они выходят из религии, словно стрела вылетает из ‎лука.‎

‎3. Одним из отличительных качеств этих людей будет ‎то, что они будут проявлять неуважение к предводителям ‎мусульман, ученым, почитаемым людям и стремятся за‎нижать их авторитет своими лживыми претензиями.‎

‎4. Они будут убивать мусульман, но не тронут идоло‎поклонников.‎

‎5. Они будут говорить красиво, но поступать плохо.‎

‎6. Они будут призывать следовать Книге Аллаха, но их ‎дела будут иными.‎

Первая группа людей, воплотивших в себе данные ка‎чества, появилась во время правления халифа Али радияллаху анху для того, чтобы лучше понять это, следует ‎хоть немного рассказать о «хавариджитах».‎

Слово «хавариджиты» происходит от слова «хурудж» - ‎‎«выступать против», им были названы те, кто выступил ‎против халифа Али ибн Абу Талиба радияллаху анху. В ‎дальнейшем их идейное противостояние еще более рас‎ширилось. Они обвинили Али ибн Абу Талиба радияллаху ‎анху, в неверии из-за того, что он принял дело суда.‎

Али ибн Абу Талиб радияллаху анху, попытался пого‎ворить с ними, используя различные способы, наставлял ‎их, но пользы это не принесло.‎

Хавариджиты, воспользовавшись отсутствием почтенного ‎Али, устроили большую смуту. Пролив кровь невинных му‎сульман, они творили разбой и позволяли себе то, что Ал‎лах объявил запретным. Среди людей, которых они убили, ‎были и сподвижник Посланника Аллаха саллаллаху алайхи ‎васаллам - Абдуллах ибн Хаббаб радияллаху анху и его бе‎ременная жена. Это произошло следующим образом.‎

Хавариджиты, разделившись на группы, ходили по се‎лам и городам, пропагандируя свои ошибочные идеи. ‎Встретив любого человека они спрашивали его:‎

‎«Разве принятие решения суда не было куфром? Со‎грешил ли Али приняв его? Разве мы должны признавать и ‎подчиняться ему, пока он не признает свою вину и не по‎кается?»‎

Тех, кто соглашался с ними, они отпускали. А тех, кто ‎возражал им, они убивали.‎

Поймав Абдуллаха ибн Хаббаба радияллаху анху, и ‎его жену, они удерживали их. Именно Абдуллах ибн Хаб‎баб первым назвал их «хавариджитами». Они спросили у ‎него некоторые хадисы Пророка саллаллаху алайхи ва‎саллам.‎

Он сказал им:‎

‎«Я слышал от своего отца, что Посланник Аллаха ‎саллаллаху алайхи васаллам сказал: «В будущем про‎изойдет смута. В ней тот, кто сидит, будет лучше стоя‎щего, стоящий лучше идущего, идущий лучше пытаю‎щегося».‎

Они спросили у него об Али ибн Абу Талибе ‎радияллаху анху. Он сказал о нем только хорошее. Тогда ‎разозлившись, хавариджиты погнали Абдуллаха ибн ‎Хаббаба радияллаху анху и его жену.‎

Когда они шли по дороге, с дерева сорвался и упал ‎финик. Когда один из хавариджитов положил финик себе в ‎рот, другой из них обругал его, упрекнув в том, что тот ест ‎его без разрешения владельца и не купил его. Тогда тот ‎поспешно вынул финик изо рта, начал раскаиваться и про‎сить прощения.‎

Всего через несколько шагов они с наслаждением за‎резали сподвижника Посланника Аллаха саллаллаху алай‎хи васаллам Абдуллаха ибн Хаббаба радияллаху анху За‎тем они набросились на его жену. На них нисколько не по‎действовали даже крики женщины: «Я беременна! Побой‎тесь Аллаха!», они задушили её.‎

Вина этих двух великих людей заключалась в том, что ‎они сказали правду об Али ибн Абу Талибе радияллаху ан‎ху, о лучшем в то время в мире мусульманине.‎

Невольно возникает вопрос, кто же эти изверги, назы‎ваемые хавариджитами, для которых съесть один финик ‎без разрешения считается грехом, но которые тут же, не ‎задумываясь, убивают двоих великих людей: сподвижника ‎Посланника Аллаха и его беременную жену за то, что они ‎сказали правду?‎

В действительности, хавариджиты – это люди, не по‎лучившие ни образования, ни воспитания, но претендую‎щих на высочайшую степень религиозности. Не имея зна‎ний, они прикрывают свой недостаток тем, что фанатично ‎и чрезмерно следуют тому немногому, что им известно, и ‎обвиняют в недостатках других.‎

Первые хавариджиты, восставшие во времена Али ибн ‎Абу Талиба радияллаху анху, в основном, состояли из ‎степных невоспитанных бродяг и арабов с зачерствевши‎ми сердцами. В них не было и намека на мораль и культу‎ру, мягкость и сдержанность. Из-за отсутствия знаний они ‎твердо придерживались того, что им нравится. Именно эти ‎факторы превратили хавариджитов из самых рьяных сто‎ронников Али ибн Абу Талиба радияллаху анху, в его са‎мых заклятых врагов.‎

Ислам основан на умеренности и в вопросах вероуче‎ния, и в вопросах поклонения, и в вопросах поведения, а ‎также во всем остальном. Для того, чтобы узнать границы ‎этой умеренности, необходим основательный научный ‎подход. А для того, чтобы обладать этим основательным ‎научным подходом, необходимо досконально изучать все ‎исламские науки из первичных источников, от полноцен‎ных и богобоязненных ученых. Только когда все это будет ‎еще дополнено культурой, мягкостью и сдержанностью, ‎способностью правильно оценивать каждую вещь, можно ‎будет избежать уклонения вправо или влево и опасности ‎оказаться на краю пропасти.‎

Последствия чрезмерности в вероучении очень пла‎чевные – она приносит горе и беды многим людям. Наши ‎ученые утверждают, что одной из причин сегодняшних бед, ‎выпавших на долю мусульман, являются именно они – до‎пускающие чрезмерность в вероучении современные ха‎вариджиты.‎

Из книги "Васатыя - путь жизни"

.
Автор
islom.uz
Источник
islom.uz
Статьи по теме
.Шейх Салих Абул Касим Хаззаз Суфии Багдади передает «Я слышал, как Кади Абу Бакр Мухаммад ибн Абдул Баки ибн Мухаммад Баззаз алАнсари рассказывал следующее Я читать полностью

2840 04:30 / 06.01.2017
В Исламе принято просить исцеление от болезней и недуга у Аллаха, есть много хадисов где Пророк соллаллоху алайхи васаллам говорил сахабам просить исцеление у читать полностью

3304 18:00 / 29.08.2019
.. . ,. . . Со слов Абу Хурайры да будет доволен им Аллах сообщается, что Пророк да благословит его Аллах и приветствует сказал .Войдут в Рай люди, сердца которых читать полностью

3370 09:30 / 12.07.2019
.Основные требования поста в Рамадан не только отказ от питья, еды и любовных утех в светлое время суток, но служение Всевышнему, искреннее поклонение Аллаху и читать полностью

5193 07:31 / 28.12.2016
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью