1445 год 7 Шаввал | 2024 год 16 апрель, вторник
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Хадис

Благие деяния не прерываются

04:47 / 03.01.2017 5359 Режим чтения + -


Что останется от нас, когда мы покинем этот мир?

Великий Пророк Мухаммад алайхиссалам сказал:‎

‎«Когда умрет человеческое дитя, прервутся его деяния, кроме трех: ‎дейст‎вующей милостыни или знания, которым пользуются или праведного потомка, ‎моля‎щегося за него».‎

Передали пятеро, кроме Бухари.‎

Пояснение: Этот хадис передал Абу Хурайра радияллаху анху.‎

Известно, что мусульманин удостоится чести получить воздаяние за каждое благое ‎дея‎ние, совершенное с ихласом. Почтенные писари – ангелы записывают воздаяния в его ‎книгу ‎деяний за малейшее добро. Даже если человек не сможет совершать свои обычные ‎добрые ‎деяния из-за болезни или других уважительных причин, ангелы продолжают ‎записывать ему ‎столько воздаяний, сколько он получил бы, продолжая совершать эти ‎деяния. Но наступит ‎время, человек умирает и тогда он уже никогда не сможет свершать ‎свои добрые деяния. ‎Прерываются воздаяния, которые записывались ему при жизни за его ‎поклонения и добрые ‎дела, прекратятся воздаяния за совершение намаза, соблюдение ‎поста, чтение Куръана, по‎минания Аллаха и других поклонений. Потому что теперь он ‎умер и перестал поклоняться, ‎совершать праведные дела. Поэтому каждый правоверный ‎должен стараться как можно ‎больше успеть совершать праведные деяния при жизни. ‎

Но верующим дана возможность успеть совершать при жизни такие деяния, ‎которые при‎носили бы воздаяния и после смерти. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи ‎васаллам, говоря ‎о прекращении деяний человека после смерти, утверждает, что есть три ‎деяния, за которые ‎будут записываться воздаяния и после кончины:‎

‎1. «Действующая милостыня». ‎

Под «действующей милостыней» подразумеваются добрые дела, постоянно ‎приносящие ‎мусульманам пользу. К примеру, к действующей милостыне относятя мосты, ‎построенные ‎для общественного пользования, колодца или каналы, вырытые для ‎обеспечения людей ‎питьевой водой, а также другие вакфы (неотчуждаемые имущества, ‎завещанные на благо‎творительные цели общего пользования), приносящие постоянную ‎пользу. Тому, кто сделал ‎действующую милостыню, будут записываться воздаяния даже ‎после его смерти, до тех пор, ‎пока мусульмане буду пользоваться результатами его ‎милостыни.‎

Испокон веков мусульмане с ихласом осуществляли действующую милостыню. По ‎всему ‎исламскому миру организовались множество вакфов. Были специальные вакфы, ‎предназна‎ченные для вдов и неимущих, ищущих знаний, мусафиров (путников), ‎паломников, свер‎шающих хадж, престарелых и даже для бесхозных, заблудившихся ‎животных. Они пользо‎вались такими вакфами постоянно. Естественно, воздаяния за ‎действующую милостыню ‎продолжают записываться в книгу деяний тех праведных ‎людей, которые оставили после се‎бя эти добрые дела, до наших дней вплоть до Судного ‎дня. В книгах деяний людей, совер‎шивших эти добрые дела записываются воздания и ‎после их смерти, что приносит им пользу ‎в загробной жизни. Воздаяния не прекратятся, ‎пока их действующая милостыня будет при‎носить пользу мусульманам. ‎

‎2. «Знание, которым пользуются».‎

Если правоверный оставит после себя знание, которое будет приносит пользу ‎мусульма‎нам, это означает, что он оставил деяние с неиссякаемым воздаянием. Это и есть ‎вечность ‎знаний. Как можно оставить после себя знание, приносящее пользу?‎

В первую очередь, это осуществляется путем обучения знанию других. До тех пор, ‎пока ‎эти знания будут приносить пользу ученикам и ученикам учеников, всем людям, ‎учителю ‎будут записываться воздаяния.‎

Второе – оставить после себя написанную книгу. Если ученый человек с ийманом и ‎ихла‎сом написал книгу, посвященную наукам Куръана, хадиса и другим наукам религии, ‎за это ‎ему будут записываться воздаяния даже после его смерти, пока его книга будет ‎приносить ‎пользу мусульманам.‎

Третье – это служение знаниям. К примеру, состоятельный человек построил ради ‎служе‎ния знаниям медресе, издал книгу, открыл за свои средства библиотеку. Всем этим ‎будут ‎пользоваться учители и учащиеся. Результаты его деяний будут приносить пользу ‎всем. Это ‎и есть служение на пути знаний. В книгу деяний таких людей воздаяния будут ‎записываться ‎и после их кончины.‎

Мусульмане всегда уделяли большое внимание таким благим деяниям. Поэтому в ‎те вре‎мена, когда мусульмане полностью соблюдали предписания Ислама, знание широко ‎распро‎странилось во всем мусульманском мире, исламская умма дала всему миру ‎выдающихся ‎ученых. История не знает ни одну нацию, которая смогла вырастить так ‎много ученых, как ‎мусульмане. Также было очень много обучающихся знанию. Один из ‎западных востокове‎дов, достаточно хорошо исследовавший это явление, добросовестно ‎писал: «Мусульмане – ‎это нация, которая целиком посещает медресе». Правители ‎мусульман,   а также состоятель‎ные мусульмане проявляли большую щедрость на пути ‎служения знанию. Не оставались в ‎стороне и простые люди. Каждый мусульманин делал ‎все возможное на пути знания, считая ‎своим долгом служить распространению знаний. ‎Земледельцы по очереди работали на ва‎куфных полях медресе, безвозмездно внося свою ‎лепту в дело просвещения во имя Аллаха. ‎Каждый находил способ вносить вклад в общее ‎дело, ремесленники, животноводы – словом, ‎каждый по мере своих возможностей вносил ‎свою лепту в это дело. Таким образом, все на‎селение принимало активное участие в ‎развитии знаний и наук. Единственной их целью в ‎проявлении такой самоотверженности ‎было совершение непрестанно воздаваемых деяний. ‎Всевышний Аллах, конечно же, не ‎лишил их этой надежды. ‎

Ученым, чьи книги читаются в настоящее время, воздается за их знания. Ученики ‎их уче‎ников возносят мольбу Аллаху: «Да прости Аллах грехи наших учителей». Также ‎постоянно ‎воздаются им за построенные медресе, оставленные вакфы, книги, рукописи и ‎другие произ‎ведения.‎

‎3. «Праведный потомок, молящийся за него».‎

До верующего человека будут доходить воздаяния, если за него будут молиться его ‎по‎томки. Для этого мусульманин должен воспитать своего ребенка богобоязненным ‎человеком, ‎настоящим мусульманином, возносящим мольбу за своих родителей. ‎Верующие родители ‎рожают и воспитывают детей именно с этой целью. Родители растят ‎детей, чтобы они поми‎нали их после смерти, молились за них. Такова цель религиозного ‎воспитания! Данная цель ‎достигается, если только потомок станет верующим, набожным ‎и богобоязненным челове‎ком и не забудет свою ответственность по вознесению молитв за ‎своих родителей.‎

Пользы, извлекаемые из этого хадиса:‎

‎1. После смерти человека прервутся все его деяния, кроме трех.‎

‎2. Человеку, который дал действующую милостыню, воздаяния не прекратятся и ‎после ‎его смерти.‎

‎3. Человеку, который оставил после себя полезное знание, воздаяния не ‎прекратятся и по‎сле его смерти.‎

‎4. Человеку, который оставил после себя праведного потомка, воздаяния не ‎прекратятся и ‎после его смерти.‎

А теперь взглянем на мудрость данного благородного хадиса через призму ‎ действительности нашей сегодняшней жизни.‎

Во многих мусульманских странах продолжается осуществление действующей ‎милосты‎ни. Вакфы мусульман хорошо сохраняются. Во множестве мусульманских стран ‎функцио‎нируют министерства по делам вакуфов. Вакфные имущества используются по ‎предназначе‎нию, завещанному их владельцами. Опекуны вакфных имуществ, отчисляя ‎свой заработок от ‎прибыли использования вакфа, стараются расширить и сохранить вакф ‎в лучшем состоянии. ‎Основные средства используются согласно условиям, определенным ‎владельцем вакфа. На‎пример, если в качестве вакфа для бедных оставлена одна торговая ‎лавка, то прибыль с нее ‎расходуется на бедных. Если вакфом сделано здание, то в этом ‎здании предоставляются места для неимущих или же здание сдается в аренду, а ‎поступившие средства раздаются неиму‎щим. Если вакф был назначен для медресе, то ‎поступившие средства от вакфа расходуются в ‎пользу медресе. Таким образом, ‎продолжается действие милостыни – постоянной помощи ‎для нуждающихся, и данная ‎система поддержки неприкосновенна.‎

Такая же картина наблюдается и в оставлении полезного знания. Необходимо ‎содействие ‎всех мусульман, чтобы ученые могли подготовить как можно больше ‎учеников. Кто-то по‎может по мере своих возможностей в строительстве научного ‎учреждения, в его комплекта‎ции оборудованием, поддержании и обслуживании. Другие ‎помогут в издании или приобре‎тении книг. Каждый, кто желает служить знаниям, кто ‎хочет, чтобы после него не прекращались воздаяния за полезное знание, будет вносить ‎свой вклад по мере своих возможностей. ‎Ему воздастся соответственно его вкладу.‎

Это благое дело успешно продолжается во многих мусульманских странах. Те, кто ‎внес ‎свой вклад в это, как и сказано в хадисе, совершили деяние, воздаяния которых не ‎прерыва‎ется и после их смерти. Несмотря на то, что сам человек умер и у него ‎закончилась возмож‎ность совершать воздаваемые деяния, в его книгу деяний непрестанно ‎будут записываться ‎воздаяния. Другие не могут быть удостоены такого счастья. А те, кто ‎противится этому, ста‎вит на этом пути преграды, будут прокляты в обоих мирах. ‎

Еще одно доброе дело – оставить после себя праведного потомка. Немногим ранее ‎мы ‎упомянули, что это – одна из основных целей воспитания потомков в мусульманском ‎мире. ‎К сожалению, в последнее время люди перестали обращать внимание на проблему ‎оставле‎ния после себя праведного потомка, молящегося за родителей. Исламское ‎воспитание поте‎ряло свою значимость. В результате люди стали оставлять после себя не ‎молящихся за их ‎душу потомков, а приносящих проклятия отпрысков-негодяев. Можем ‎ли мы назвать пра‎ведным потомком того, кто не может произнести шахаду, не ведает ни о ‎вероисповедании, ‎ни о вероубеждении, ни разу в жизни не знавшего саджду, не ‎допускающего и мысли о ‎свершении других поклонений? Такие потомки никогда не ‎смогут приносить воздаяний сво‎им родителям, напротив, они принесут только проклятия ‎и проклинания.‎

Каждый, кто все еще не возносил моление за своих родителей, незамедлительно ‎должен ‎исправиться. Обретя веру и вероубеждение, поклоняясь Аллаху, после своих ‎намазов, по‎клонений и благих дел, он должен молиться за души своих родителей. И ‎только тогда он ис‎полнит свой долг раба перед Аллахом и долг потомка перед ‎родителями.‎

Наравне с этим, родители должны уделять отдельное внимание исламскому ‎воспитанию ‎своих детей. Только тогда они смогут оставить после себя потомков, ‎возносящих за ними ‎мольбу. Только тогда они оставят после себя непрестанно ‎воздаваемое деяние.‎

Из «Книги намерения, ихласа и знаний»


Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Источник
islam.uz
Статьи по теме
Передается от Абдуллаха ибн Умара радияллаху анху .Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал mdash Ислам зиждется на пяти исповедании веры mdash .Лаа илааха читать полностью

2193 09:30 / 19.10.2019
Об этом, то есть, о влиянии половых жидкостей родителей на схожесть с ними их детей, приводятся дополнительные сведения в других преданиях этого хадиса. Давайте их читать полностью

4892 08:48 / 28.12.2016
..Тайсала ибн Майас сказал .Я был с наждитами харижитами, когда совершил грехи, которые я счел относящимися исключительно к числу больших грехов. Я упомянул об этом читать полностью

1816 13:10 / 28.11.2018
..Абу атТуфайль сказал .Али спросили .Выделил ли вас семейство Пророка Пророк саллаллаху алайхи васаллам чемто, чем он не выделил других людей, Он ответил читать полностью

5192 12:02 / 01.12.2018
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью