1447 год 25 Рабиул аввал | 2025 год 17 сентябрь, среда
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Акийда

Доказательство достижения саваба за хадж и за возмещение долгов умершего

09:30 / 15.02.2020 3588 Режим чтения + -

Доказательство достижения саваба за хадж

В хадисе, переданном от Ибн Аббаса радияллаху анху в «Сахихе» Бухари, говорится:

«Одна женщина из племени Джухайна пришла к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и сказала:

— Моя мать давала обет совершить хадж. Но умерла, не совершив хадж. Могу ли я совершить хадж от ее имени?

Он саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Соверши хадж от ее имени. Скажи, если бы у твоей матери был долг, ты исполнила бы его? Исполняйте также долги перед Аллахом. Аллах (больше всех) вправе на то, чтобы была соблюдена верность Ему».

 

Доказательство достижения саваба
за возмещение долгов умершего

Также мусульмане сошлись во мнении (иджмаъ) о том, что если долги умершего человека вернет другой, будь то даже посторонний человек, то обязательство его долга будет снято.

Доказательством этому служит хадис от Абу Катады.

«Абу Катада радияллаху анху взял на себя (обязательство оплатить) долг одного умершего в два динара. Потом, когда отдал правообладателю эти два динара, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Теперь тело (усопшего) остыло».

Передал Хāким.

Подобно тому, как достигают умершего савабы за пост и хадж, так достигает усопшего и посвященный ему саваб от искреннего чтения Священного Куръана без взимания за это платы.

Могут последовать возражения, вроде: «Это деяние не было известным среди предшественников. Ведь и Пророк саллаллаху алайхи васаллам не давал наставлений совершать это!» Но если возражающий признает, что саваб от хаджа, поста и молитвы достигает усопшего, то какая же разница между достижением саваба от них и достижением саваба от чтения Священного Куръана?

Не совершение этих деяний предшественниками не может являться доказательством в пользу того, что саваб не достигает покойных.

Если последует возражение: «Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам давал указания держать пост, совершать хадж и давать милостыню от имени другого человека, но не давал наставлений по поводу чтения Куръана», мы отвечаем следующим образом: «Если бы Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам дал бы указания по этому поводу с самого начала, без причин, то это могло бы служить доказательством того, что саваб за чтение Куръана не доходит до покойного. Но в действительности этого не было. Когда люди приходили и спрашивали о соблюдении поста, совершении хаджа от имени умерших, Пророк саллаллаху алайхи васаллам дал позволение. А это не значит, что остальные деяния в этом отношении запрещены. Если бы кто-то спросил о чтении Куръана, то он саллаллаху алайхи васаллам дал бы ему позволение».

Что касается посвящения саваба за чтение Куръана Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, то некоторые из поздних улемов сочли это мустахабом (желательным), а другие посчитали бидъой. Поскольку сподвижники не делали этого, к тому же и без того Пророка саллаллаху алайхи васаллам достигает саваб от всякого благого деяния, совершенного каждым членом его уммы — будь то чтение Куръана или другое благое деяние. Ибо сам он алайхиссалам указывал и наставлял свою умму совершать праведные деяния.

Как не существует определенной формы соблюдения поста, совершения хаджа и дачи милостыни от имени усопшего, так и не существует определенной формы или условий чтения Куръана. Человек, желающий преподнести саваб умершему, сам читает Куръан и посредством дуа посвящает саваб ему.

Однако наши предшественники не нанимали человека для чтения Куръана и посвящения саваба за это умершему. Никто из великих улемов не повелевал делать это, и не давал разрешения на такое деяние. Достижение саваба происходит только в случае совершения деяния с ихласом — искренне ради довольства Аллаха. Чтение же Куръана, совершенное за определенную плату, не может быть искренним. За такое чтение саваб даже не образуется, чтобы можно было его посвятить покойнику.

Именно поэтому никто из числа имамов не высказывался о том, что для соблюдения поста, совершения намаза с целью посвятить воздаяния за них покойному следует нанимать кого-нибудь.


Из книги Суннитские Вероубеждения.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.

Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Статьи по теме
Об уделе созданийПо определению улемов мазхаба Ахлус сунна вал джамаа, .каждая мирская и послемирская вещь, даруемая Всевышним Аллахом Своим творениям, состоящим читать полностью

5666 09:51 / 28.12.2016
bull ЖизньЭто качество изначально присутствует в сущности Всевышнего Аллаха и оно ведет к установлению других качеств. Если бы не был установившимся этот сифат, не читать полностью

2903 17:00 / 13.09.2019
Улемыхалафы мазхаба Ахлус сунна вал джамаъа, тщательно и всесторонне изучив благословленные аяты и хадисы о сифатах и прекрасных именах Всевышнего Аллаха, пришли читать полностью

5609 16:30 / 05.08.2019
..Калам ndash одно из качеств Аллаха. Однако слово Аллаха отлично от слова рода человеческого. Человек выражает свою мысль путем произнесения слов или письменным их читать полностью

4135 13:55 / 11.06.2019
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью