1445 год 18 Шаввал | 2024 год 27 апрель, суббота
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Фикх

Мнение муфтия Египта по этому вопросу

12:30 / 25.08.2020 2918 Режим чтения + -

В подтверждение того, что такие спорные вопросы возникают не только у нас, в Центральной Азии или в странах СНГ, но и в других странах, позвольте привести фрагмент перевода из книги «Современные фатвы» верховного муфтия Арабской Республики Египет почтенного шейха Али Джумъа.

«ВОПРОС: Каково положение о чтении Куръана при похоронах или после них возле могилы? Каково положение о талкине[1] Куръана покойному? Некоторые люди говорят: «Такое действие является бидъой. Об этом нет сведений ни в Куръане, ни в хадисе, ни в сведениях, которые следует соблюдать, и Куръан не ниспослан, чтобы его читали у могил». Каково же положение шариата по этому вопросу?

ОТВЕТ: О чтении Куръана в повелениях шариата сказано в обобщенном виде. Обобщенное же повеление подразумевает все возможные пространства, времена, людей и обстоятельства. Такую общность можно ограничить только доказательством. Если ограничить без доказательств, то это будет бидъой и установлением ограничений в деле, в котором был предоставлен простор Аллахом и Его Посланником саллаллаху алайхи васаллам.

Согласно этому, чтение Куръана возле могилы до или после захоронения является шариатским деянием, на что также указывает и общность нассов (шариатских текстов). В дополнение к этому, существует множество хадисов Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и дошедшие до нас произведения праведных предков.

Об этом вопросе сказано в томе с названием «Кираат у могил» в книге «Джамиъ» имама Абу Бакра Халлала Ханбали (ум. в 311 г.), в посвященном этому вопросу разделе книги Хафиза Шамсуддина ибн Абдулвахида Макдиси Ханбали, в книге «Дела ахирата и напоминание о состоянии усопших» имама Куртуби Малики (ум. в 671 г.), в книге «Открыватель сердца в пояснении состояний усопших и могилы» хафиза Суюти Шафиъи (ум. в 911 г.), в книге «Ясность изложения в вопросе достижения саваба Куръана» хафиза Абдуллаха ибн Сиддика ал-Гимари (ум. В 1413 г.) и многих других трудах.

Существует множество хадисов, ясно освещающих этот вопрос. Некоторые из них приведем ниже.

1. Передается от Абдуррахмана ибн Алаа ибн Ладжладжа, он – от своего отца:

«Отец мой сказал мне:

– О, сынок мой! Когда я умру, опусти меня в могилу, а когда положишь меня туда, скажи: «Бисмиллахи ва ъалаа суннати Расулиллахи». Затем засыпай меня землей. Потом прочти над моей головой начало «Бакары» и ее конец. Поистине, я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил это».

Передал Табарани.

Этот же хадис передал Ибн Умар радияллаху анху в состоянии мавкуф[2]. Также передали Халлал в книге «Кираат у могил», Байхаки в «Сунанул Кубро» и другие. Имам Навави и Ибн Хаджар назвали этот хадис «хасаном[3]».

Передается от Абдуллаха ибн Умара радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

– Когда один из вас умрет, не задерживайте его. Несите его скорей к могиле. И пусть над его могилой читается Фатихатул Китаб[4] – у его изголовья, и конец «Бакары» – у его ног».

Передали Табарани и Байхаки.

Имам Ибн Хаджар в своей книге «Фатх» привел этот хадис со словосочетанием «начало «Бакары», вместо словосочетания «фатихатул китаб». Касательно этого вопроса существует много других хадисов, но они относительно слабы.

Передается от Али ибн Абу Талиба радияллаху анху:

«Кто, проходя мимо могил, прочтет «Кул хуваллаху ахад» одиннадцать раз, а затем посвятит воздаяние за это [чтение] усопшим, будет одарен воздаянием, равным количеству усопших».

Этот хадис передали Халлал в своей книге «Кираат у могил» и Самарканди в своей книге «Достоинства "Кул хуваллаху ахад"».

Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:

«Кто войдет на кладбище, затем прочтет «Фатихатул Китаб» и «Кул хуваллаху ахад…» и «Алхаакумут такаасур…», а затем скажет: «Аллах мой! Поистине, я посвятил воздаяние за то, что я прочитал из Твоего Слова, обитателям могил из [числа] правоверных мужчин и правоверных женщин!», они [усопшие правоверные] будут ему заступниками перед Всевышним Аллахом.

Передал Абул Касим Занджани в своей книге «Фаваид».

Передается от Анаса радияллаху анху:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Кто войдет на кладбище и прочтет суру «Йа Сиин», в тот день будет облегчено [мучение могилы] им [обитателям могил], и будет ему [записано] хороших дел соответственно количеству людей на нем [кладбище]».

По этому вопросу хафиз Шамсуддин ибн Абдулвахид Макдиси Ханбали написал следующее: «Хотя хадисы по этой теме являются слабыми (заиф), их совокупность указывает на наличие подлинности в них. Мусульмане всех стран и всех времен без какого-либо отрицания – единодушно читают Куръан своим усопшим».

2. В Сунне о чтении суры «Йа Сиин» усопшим сказано следующее:

Передается от Маъкила ибн Ясара радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

– Читайте «Йа Сиин» своим усопшим».

Передал Ахмад в своем «Муснаде».

Комментируя этот хадис, Куртуби сказал: «Этот кираат может быть [совершен] как только человек умер или возле его могилы».

Ибн Хаджар ал-Хайтами с своей книге «Фатва» пишет: «Чтение «Йа Сиин» является мандубом в обоих случаях».

3. Точно так же и шариат предписывает читать суру «Фатиха» в намазе джаназа. Потому что в этом есть предназначенная для усопшего польза, она воплощает в себе милосердие и прощение Аллаха. Однако с другими сурами не так.

Передается от Убады ибн Самита радияллаху анху:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

– Уммул Куръан [«Мать Куръана» – сура «Фатиха»] – замена другим его [сурам] и другие его [суры] – не замена ей».

Передал Даракутни. Хаким назвал его «сахихом».

Поэтому имам Бухари в своем сборнике хадисов «Сахих» выделил отдельную главу под названием «Чтение «Фатихи» усопшему». Следовательно, под ее чтением подразумевается более широкое понятие, чем ее чтение в намазе джаназа или вне его.

Существуют и другие хадисы, свидетельствующие о том, что в намазе джаназа читается сура «Фатиха». Кроме этого, есть и такие хадисы, которые указывают на чтение суры «Фатиха» во время захоронения или после похорон.

Передается от Умму Афиф Нахдиййи радияллаху анха:

«Мы совершили байъат[5] Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, когда женщины совершали байъат. Так, он принял [байъат] от них [женщин] о том, что они не будут разговаривать с мужчинами, кроме махрамов[6], и велел нам читать своим усопшим суру «Фатихатул Китаб». Передал Табарани.

Передается Умму Шарик радияллаху анха:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам велел нам читать на джаназе [умершему] «Фатихатул Китаб».

Передал Ибн Маджа.

4. В пользу чтения Куръана возле могилы улемы приводят в качестве доказательства также хадис, переданный от Ибн Аббаса радияллаху анху:

«Проходя мимо двух свежих могил, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Поистине, они оба подвергаются мучениям и подвергаются они мучениям не из-за больших грехов. Один из них не очищался от своей мочи, а другой ябедничал», и взяв свежую [пальмовую] ветку, поломал ее пополам и воткнул одну в эту, другую в эту [другую] могилу и сказал: "Быть может, [мучение] будет облегчено от них, пока не высохнут"».

Передал Бухари.

Хаттаби сказал: «Это – доказательство тому, что чтение Куръана возле могил любимо и желанно (махбуб). Поскольку усопший получает пользу от тасбиха ветки дерева, то следует питать надежду, что от чтения Куръана будет еще больше пользы и благодати».

Имам Куртуби сказал: «Некоторые улемы приводят хадис о ветках в качестве доказательства в пользу допустимости чтения Куръана возле могилы и утверждают, что сажать деревья у могил и читать возле них Куръан полезно для усопших. Когда деревья облегчают мучения, почему не быть полезным чтению Куръана правоверным человеком! Поэтому улемы назвали посещение могил мустахабом, а чтение Куръана – даром усопшему от посетителя».

Имам Навави в комментариях к «Сахиху» Муслима пишет: «Чтение Куръана возле могилы улемы назвали мустахабом на основании именно этого хадиса. Если тасбих ветки облегчает мучение, то облегчение мучения от чтения Куръана еще более высоко»

5. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам несколько раз совершал намаз джаназа над могилой. Сведения об этом переданы в двух сборниках «Сахих» и других книгах. Намаз же состоит из чтения Куръана, салаватов[7], зикров и молитв. Следовательно, там, где допустимы все эти ибадаты вместе, допустимость некоторых из них естественна.

Улемы также говорили следующее:

«То, что усопшего достигает саваб от чтения Куръана, взято по аналогии (кийасу) с достижением усопшего воздаяния за хадж, совершонного за него живыми. Хадж же включает в себя и намаз. Намаз, в свою очередь, включает в себя чтение суры «Фатиха» и других сур. Следовательно, если воздаяние от всех этих деяний достигает усопшего, то воздаяние за некоторые из-них, например, чтение Куръана, достигнет непременно. Хотя некоторые спорят по этому поводу, но окончательный смысл таков. Однако большинство улемов говорят: «Если читающий Куръан просит Аллаха довести до усопшего воздаяние по мере своего чтения, то Всевышний Аллах по Своему позволению воздаст столько же. Ибо Он обладает сифатом – качеством Карим (Великодушный) – Он воздаст, если раб попросит. И Он внемлет мольбе, если раб вознесет молитву».

6. Вот это и есть действие, которое без всякого отрицания переходит от поколения к поколению, от салафов к халафам (от предшественников к преемникам), и признается достоверным в мазхабах, которым следует мусульманская умма. Даже хафиз Шамсуддин ибн Абдулвахид Макдиси Ханбали и шейх Усмани в своих книгах писали: «Поистине, в истигфаре[8], молитве, милостыне, хадже и освобождении раба есть польза усопшему, савабы от них доходят до него. А чтение Куръана возле могилы является деянием мустахаб».

Труды праведных улемов прошлого, посвященные этому вопросу:

В книге «Мусаннаф» Ибн Абу Шайбы в хадисе, переданном от имама Шаъби, сказано: «Ансары читали рядом с усопшим суру «Бакара».

Имам Халлал в своей книге «Кираат у могил» пишет: «Когда кто-то умирал, ансары по очереди посещали его могилу и читали там Куръан».

Халлал передавая от Ибрахима Нахаъи, сказал так: «Нет ничего плохого в кираате Куръана у могил».

Хасан ибн Саббаха передал от Заъфарани:

«Я спросил у Шафиъи о кираате Куръана возле могил. Он сказал: "Нет ничего плохого"».

Али ибн Муса передает от Хаддада:

«Я был в намазе джаназа вместе с Ахмадом ибн Ханбалом и Мухаммадом ибн Кудамой. Когда покойник был захоронен, один слепец сел возле могилы и стал читать Куръан. Тогда Ахмад ибн Ханбал сказал ему: «О, такой-то! Чтение Куръана возле могилы – бидъа!». Когда мы вышли с кладбища, Мухаммад ибн Кудама сказал Ахмаду ибн Ханбалу: «О, Абу Абдуллах! Что скажешь о Мубашшире ал-Халаби?». «Он – надежный», – сказал имам Ахмад, и спросил: «Ты записывал от него что-либо?». Мухаммад ибн Кудама ответил так: «Мубашшир передал мне от Абдуррахмана ибн Алаа, а он – от своего отца. Его отец завещал ему: «Когда будете хоронить, читайте у головы усопшего начало и конец «Бакары». Ибо я слышал, как Ибн Умар делал такое же завещание». Тогда имам Ахмад сказал: "Иди и скажи этому человеку, пусть продолжает читать"».
 
 

[1]Талкин – досл. «обучать, наставлять; подсказывать, суфлировать»; обычно, когда применяется в сочетании «совершать талкин шахады», подразумевается повторение фразы свидетельства иймана «Ашхаду ал-Лаа илааха иллаллаху ва ашхаду анна Мухаммадан ъабдуху ва расуулуху» у изголовья умирающего, чтобы он произнес свидетельство – повторил шахаду. Здесь подразумевается талкин, совершаемый над могилой усопшего согласно приводимому далее в тексте преданию.

[2]Мавкуф (от арабс. слова вакф – «остановка», «стояние», «прерывание») – мавкуф хадис – (1) «прерванный» – мавкуф – состояние хадиса, когда рави (передавший хадис лицо) совершил вакф – остановился на сподвижнике и не привел иснад, то есть не назвал других звеньев цепи передачи хадиса. (2) В терминологии улемов науки мусталахул хадис, переданная по цепи передатчиков весть, содержащая слово, или действие, или икрар (признание), отнесенное к сподвижнику, называется мавкуф хадисом.

[3]Хасан – досл. «хороший»; хадис, переданный заслуживающими доверия рави, но не достигающий степени достоверного хадиса;

[4]Фатихатул Китаб – досл. «Открывающая Книгу»; одно из названий первой суры Священного Куръана – суры «Фатиха».

[5]Байъат – согласно словарю, слово байъат переводится как «купля-продажа». В шариате под словом байъат понимается обещание в подчинении Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Это получило название байъат именно потому, что при этом человек взамен обещания о подчинении будто «выкупает» у Всевышнего Аллаха благое воздаяние – саваб. Обычно при заключении торгового договора, сделки купли-продажи стороны обмениваются рукопожатием. Также при байъате человек, совершающий байъат Пророку саллаллаху алайхи васаллам, давал свою руку, что означало заключение байъата. Как видим, здесь абсолютно не уместны понятия (толкования) «присяга» или «клятва». Во времена Пророка саллаллаху алайхи васаллам и праведных халифов никто даже на задумывался о клятве при совершении байъата. Следовательно, часто встречающиеся в русских переводах толкования байъата как «присяги» или «клятвы» являются серьезной ошибкой, допущенной из-за незнания арабского языка и истории Ислама.

[6]Махрам – близкое родство, при котором шариат Ислама запрещает вступать в брак; для женщин махрамом являются отец, брат, сын, дядя, а также муж, а для мужчин – мать, сестра, дочь, тетя, а также жена. Нахождение в таком родстве позволяет мужчинам и женщинам этих категорий быть вместе в одном месте.

[7]Салават – досл. «молитва»; вознесение молитвы – прошение Аллаха о благословении Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, что на арабском звучит как саллаллаху алайхи васаллам или алайхиссолату вассалам («благословление ему и приветствие»).

[8]Истигфар  – досл. «сокрытие», «прикрытие чего-либо»; фраза «Аллах совершил магфират такого-то» означает «Аллах сокрыл грехи такого-то». Истигфар – это испрашивание у Аллаха прощения грехов посредством молитвы, покаяния и иных поклонений. На деле истигфар – это произнесение рабом божьим фразы астагфируллах – «прошу прощения Аллаха» и подтверждение этого значения сердцем. В общем значении истигфар выражает религиозность человека.

Из книги Разногласия: причины и решения.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.


Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Статьи по теме
Человек в ихраме обязан оберегаться от похотливых действий, от фиска1, ссор, от умерщвления живности суши2, от указания на них охотнику и направления его на них, от читать полностью

2662 09:30 / 18.06.2020
..Аллах, слава Ему, оказал человеку честь, отдал ему предпочтение перед всеми прочими живыми существами, населяющими мир этот, возвысил его до положения наместника читать полностью

1939 10:04 / 30.11.2018
..О женщинах, с которыми запрещается вступать в брак по причине молочного родства, упоминается в том же айате, где сказано ....и ваши молочные матери, и ваши молочные читать полностью

2248 11:00 / 12.04.2019
Этот важный столп Ислама должен быть заново исследован, систематизирован и представлен согласно сегодняшним реалиям. Авторы былых веков писали о закaacuteте для их читать полностью

3227 09:03 / 04.01.2017
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью