1445 год 16 Шаввал | 2024 год 25 апрель, четверг
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Фикх

Первый довод: Книга (Куръан)

23:37 / 01.04.2017 1242 Режим чтения + -


А. Определение термина Книга (Китаб)

Слово китаб в смысле мактуб (написанная книга) в ‘ильм аль-Фикхиспользуется в значении “пред мет обсуждения, в полном объеме содержащий в себе различные главы и разделы”. Тогда как в ‘ильм Усуль аль-Фикх под словом Китаб (Книга) подразумевается Куръан[2]. В этом учении дается следующее определе ние Книги:

«Книга – это величественный словопорядок (назм), составить подобный которому человек не в со стоянии, она была ниспослана нашему Пророку, (мир ему и благословение Аллаха), записана на листах (аль-масахиф), достоверно передана и богослужение проводится с чтением её»[3].

ألكتاب: "هو النظم المعجز المنزل على رسولنا (صلعم) المكتوب في المصاحف المنقول عنه نقلا متواترا المتعبد بتلاوته"

Б. Особенности Книги (Корана)

В описании Священного Куръана присутствуют такие выражения как назм, инзâл, расул, тавâтур, мус хаф, му’джиз, понимание смысла которых полнее раскрывает его особенности.

а) Назм

В языке это слово означает «нанизывание жемчуга». А нечто, расположенное в определенном порядке, сравнивают с нанизанным жемчугом (ад-дурр аль-манзум). Под назмом подразумевается арабское произно шение (словопорядок) Куръана. По своему смыслу и лексике Куръан действительно является чудом, но не только из-за его смыслового содержания. Поэтому комментарий и перевод Куръана не могут заменить сам Куръан, а богослужение не может совершаться на основе комментария к нему и перевода.

б) Инзâл – Расул

Куръан был ниспослан Пророку Мухаммаду, (мир ему и благословение Аллаха), через архангела Джиб рила в течение 22 лет 2 месяцев и 22 дней. Священные (божественные) хадисы Пророка не имеют своим источником Куръан. А также Таурат, Забур и Инджил, ниспосланные прежним пророкам, остаются вне этого определения.

в) Тавâтур (достоверные) и шâзз (неправильные) версии

Достоверные версии (тавâтур): т.е. “известия, последовательно передаваемые общиной, не уличенной в вымысле”.

Неправильные версии (шâзз): по терминологии законоведов, неправильными (шâзз) считаются версии (выражения), не переданные последовательно (тавâтур). Часть неправильных версий (шâзз) являются ши роко известными (машхур), а другая часть (âхâд) дошла до нас от отдельных лиц.

г) Мусхаф[4]

Все суры и аяты Куръана от "Аль-Фатихи" до суры "Ан-Нâс" записаны и заучены от Пророка Мухам мада, (мир ему и благословение Аллаха). Во время правления халифа Абу Бакра аяты Корана были собраны воедино в виде свитка (мусхаф). Этот мусхаф во время халифа Османа был размножен и разослан по одному экземпляру в большие города. Эти экземпляры известны под названием “аль-Масâхиф аль-Осмâнийя”. Ме жду мусхафами, написанными сподвижниками Ибн Мас’удом и ’Убайй бин Ка’бом для личного пользова ния и ставшими официальными экземплярами “аль-Масâхиф аль-Осмâнийя”, имеются некоторые различия в последовательности сур, их названии и отдельных словах.

Имеются так же некоторые различия в чтении Священного Куръана, которые явились причиной появ ления вариантов чтения “кираат ас-саб’а”и “кираат аль-’ашара”. Различия в чтении возникают иногда от написания слов (مالك يوم الدين = ملك يوم الدين), а иногда от произношения (مجريها), но различное прочтение или написа ние не влияют на смысл фраз.

д) Неподражаемость (недосягаемость)[5] Куръана

Куръан является самым великим чудом Пророка Мухаммада, (мир ему и благословение Аллаха). Из вестно, что чудо, являясь областью чувственной и духовной, объясняется двояким образом. Разделение луны (шакку′л-камар), излечение больных, хождение посоха считаются чувственными, основанными на ощуще ниях, чудесами. Тогда, как Куръан является духовным чудом, продолжающимся до Воскресения. Человек не в состоянии произвести подобное ему. Некоторые стороны неподражаемости Куръана можно расположить в такой последовательности:

1) Красноречие Корана

Изложение Куръана отражает высокий уровень красноречия, примера которому на арабском языке не было. Наряду с плавностью речи и превосходным слогом, словопорядок (назм) Куръана также в высшей сте­пени устойчив и силен. Назм Куръана - это не поэтическое произведение со своим размером и рифмой, не рифмованная проза, не вольный стих и не проза. Назм Куръана имеет свойственную лишь ему форму.

2) Известие о событиях прошедших эпох в Куръане

В Куръане упоминаются события относительно племен ’ад, самуд, пророков Лута (Лот), Нуха (Ной), Ибрахима (Авраам). Также даются повествования о Мусе (Моисей), Мариам (Мария), Исе (Иисус) и о Фа­раоне. Интерпретации, данные в Куръане, соответствуют неискаженным толкованиям этих событий в других божественных книгах. Поистине, является чудом то, как неграмотный пророк получил эти сведения через откровение.

3) Известие о событиях будущего в Куръане

В Куръане также имеются известия о грядущих событиях. Например, Куръан возвещает о последующем поражении Персии, одержавшей ранее победу над Византией, что и подтверждено было со временем[6]. Ал лах завещал правоверным победу в великой битве при Бадре до начала ее, и победа осуществилась[7]. Аллах обещал в Куръане то, что мусульмане войдут в Заповедную Мечеть (Масджид аль-Харам) и обещание сбы­лось[8]. Все это причисляется к чудесам Куръана.

4) Известие о научных истинах в Куръане

В Куръане уделено место оригинальным вопросам, имеющим отношение к медицине, астрономии, тех ники и др. наукам. Нет сомнения в том, что научные истины, на которые было указание в Куръане четырна­дцать веков назад, которые ранее не были известны и появились лишь в современной науке, являются чуде сами Куръана. Например, Господь в своем аяте: “И ниспосылаем Мы ветры оплодотворяющие” четырна­дцать веков назад указал людям на истину того, что ветры перенося пыльцу растения, оплодотво ряют его. Истина же размножения растений опылением является одним из научных открытий нового вре мени.

В. Куръан как аргумент (худжжат)

Среди мусульман не существует разногласий в том, что Куръан является основным источником для за конотворчества и каноническим аргументом в отношении всего человечества. Признак того, что Куръан явля ется аргументом, – его Божественное происхождение. Доказательство же Божественного происхождения Куръана – его неподражаемость и отсутствие подобия.

В качестве примера можно привести аяты:

«И держитесь же завета Аллаха все вместе»[9];

«Воистину этот Куръан наставляет к самому праведному»[10];

«Вот ясное утверждение для людей, и руководство, и увещевание тем, кто выполняет свой долг»[11].

А так же и хадисы:

«Верховенство слова Аллаха над другими словами как верховенство Творца над созда ниями»[12],;

«Халâл – это то, что дозволено в книге Аллаха, а харам – то, что запрещено в книге Аллаха»[13];

«Я оставляю вам то, что не даст вам сбиться с пути истинного, когда вы постигните его – это книга Аллаха»[14].

Г. Изложение предписаний Куръана

Предписания Куръана излагаются то открыто и полно, то кратко и по сути, то давая простор общим принципам и основам законотворчества, а то и намеком.

Мы можем пояснить изложение предписаний Куръана, дающееся в двух видах:

1. Подробное изложение (открыто и полно),

2. Обобщающее изложение (кратко и по сути).

1. Предписания, изложенные подробным образом

Некоторые предписания в Куръане разъяснены полностью и в подробностях. Предписаний такого вида мало. Например, в аятах, посвященных наследованию, дается полное разъяснение размера долей, величины некоторых наказаний, полно освещаются вопросы заключения браков и развода.

2. Предписания, изложенные в обобщающем виде

Этот вид содержит в себе три различных типа изложения:

1. Кратко изложенные предписания:

Куръан излагает некоторые предписания кратко и по существу, оставляя подробные разъяснения Сунне. Таков общий принцип изложения в Куръане. Например, Куръан предписывает молитву, пост, закят, не давая широких разъяснений по этим вопросам. Широкое разъяснение этих вопросов предоставлено Посланнику Аллаха.

2. Предписания, изложенные по общему принципу:

В целом Куръан излагает предписания кратко и по существу, подробности оставляя общим правилам и основам законотворчества. Среди правил и основ законотворчества можно упомянуть в качестве примера следующие:

Совет: “... и чьи дела (разрешаются) посредством совета меж ними”[15]

Справедливость: “Воистину Аллах призывает к справедливости”[16]

Личная ответственность: “И никто из несущих ношу не возьмет ноши другого”[17]

Верность обязательству: “Выполняйте обязательства”[18]

3. Предписания по знакам и признакам:

Некоторые предписания в Куръане четко не очерчены, но они присутствуют по своим признакам. На пример, имеется следующее положение относительно наказания рабынь, замеченных в прелюбодеянии:“...если же будут повинны они в неверности, после того, как женились на них, наказание им вдвое меньше, чем женам из числа свободных женщин”[19]. Таким образом, в этом аяте имеется признак того, что рабам положено наказание в половину положенного свободным мужчинам. Точно также из двух аятов явствует, что наименьший срок вынашивания ребенка составляет шесть месяцев[20]. Также указанием на необ ходимость установления опеки над имуществом малолетних является следующий аят: “И испытывайте сирот, пока не достигнут они брачного возраста”[21]

Д. Предписания, содержащиеся в Куръане

В Куръане содержатся предписания на все периоды жизни человека. Эти предписания можно собрать под тремя основными заголовками:

1. Предписания веры (и’тикâд): предмет богословского учения аль-калâм.

2. Нравственные предписания (ахлâк): предмет учения о нравственности.

3. Практические правовые предписания (аль-ахкâм аль-’амалийя аль-Фикхийя): предмет учений аль-Фикх и Усуль аль-Фикх. Число аятов, относящихся к практическим правовым предписаниям, достигает 500. Эти предписания можно разделить на две части:

1. Культовая практика (’ибâдâт).

2. Духовная практика (му’âмалâт).

‘Ибâдâт:

Целью этих предписаний является упорядочение отношений человека с Господом. В Куръане по суще ству и в краткой форме упоминается о молитве, хадже, посте, закяте и прочих пожертвованиях (садака). Формы исполнения культовой практики освещаются в Сунне, согласно тому, как это делал Пророк Мухам мад, (мир ему и благословение Аллаха):«Выполняйте молитву так же, как ее выполняю я»[22]

Му’âмалâт:

Это практические правовые предписания (аль-ахкâм аль-’амалийя аль-Фикхийя), стоящие вне культо вой практики (’ибâдâт), говоря современным юридическим языком, частное право, включающее в себя нормы общего права. Целью этих предписаний является упорядочение отношений между отдельными людьми, человека с обществом или общины с общиной. Отдельно следует упомянуть предписания, касаю щиеся семьи, управления, наказаний.

а) Семейное право:

В Куръане довольно широко освещаются темы брака (никâх), развода (талâк), алиментов (нафака), вы купа за невесту (махр), которым посвящены приблизительно 70 аятов.

б) Гражданское право:

В Куръане освещены также темы касающиеся договоров купли-продажи, залога. Число таких аятов около 70.

в) Административное право:

Куръан устанавливает целый ряд правил, регулирующих отношения между управляющими и управляе мыми. В управлении основой является социальная справедливость, принципом - совет и взаимопомощь. Этим предписаниям посвящено примерно 10 аятов.

г) Наказание (’Укубâт):

Куръан освещает положения, касающиеся вины и наказания, общие принципы наказаний, устанавли ваемых для виновных. Этим положениям посвящено около 30 аятов.

д) Государственное, общее и частное право:

Эта ветвь права регулирует отношения исламского государства с другими государствами в военное и мирное время, права мусульман и христианских подданных, положение людей, находящихся под покрови­тельством. Этой теме посвящено около 25 аятов.

е) Процессуальное право:

В Куръане имеют место положения, относящиеся к сфере интересов судопроизводства. Этой теме по священо примерно 13 аятов.

ж) Наследственное право:

Аяты по наследованию, содержащиеся в суре Ан-Ниса, освещают порядок раздела наследства между наследниками.

з) Финансовое право:

В Куръане содержится около 10 аятов, показывающих источники доходов и расходы государства.

[1] В классических книгах по усул ал-фикх тема Китаба (Книги) подвергалась очень глубокому исследованию. В этом разделе дается объяснение лексических вопросов. Более подробные сведения по лексике будут представлены в третьем разделе.

[2] "Mir’ât", s. 28.

[3] Для сравнения см. "Mir’ât", s. 26-28; "Cem’ül-Cevami’", s.59, Zürkâni, "Menâhilü’l-İrfân", I, 12.

[4] Подробнее об этом см. Süyuti, "Itkân", I, 58 и далее.

[5] Süyuti, "Itkân", II, 116 и далее.

[6] см. "Ар-Рум", 1-5.

[7] "аль-Анфâл", 7.

[8] "аль-Фатх", 27.

[9] "Âли-’Имрâн", 103.

[10] "аль-Исрâ", 9.

[11] "Ал-и Имрâн", 138.

[12] Tirmizi, "Fezâilü'l-Kur´an", 25.

[13] Tirmizi, "Libâs", 6.

[14] Для сравнения см. Ahmed b.Hanbel, I, 51, III, 261, 59; İbn Mâce, "Menâsik", 84; "Muvattâ", Kader, 3; Ebu Dâvud, "Menâsik", 56.

[15] "Аш-Шурâ", 38.

[16] "Ан-Нахьл", 90.

[17] "Аль-Ан’âм", 164.

[18] "Аль-Мâида", 1.

[19] "Ан-Нисâ", 25.

[20] "Лукмâн", 14; "Аль-Ахкâф", 15.

[21] "Ан-Нисâ", 6.

[22] Buhâri, Ezân, 18.

Автор
islam.uz
Источник
islam.uz
Статьи по теме
Сабит ибн адДаххак радияллаху анху передаёт, что он приносил Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васалламу присягу под деревом и что Посланник Аллаха саллаллаху читать полностью

1906 09:30 / 07.09.2019
Этот важный столп Ислама должен быть заново исследован, систематизирован и представлен согласно сегодняшним реалиям. Авторы былых веков писали о закaacuteте для их читать полностью

3225 09:03 / 04.01.2017
..Арабское слово .завадж, означает .соединение, .присоединение, .объединение,.В Куръане сказано .И сказали Мы .О Адам Поселись в раю вместе с женой своей и ешьте из читать полностью

2780 12:15 / 23.01.2019
..О женщинах, с которыми запрещается вступать в брак по причине молочного родства, упоминается в том же айате, где сказано ....и ваши молочные матери, и ваши молочные читать полностью

2244 11:00 / 12.04.2019
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью