1445 год 14 Зулкаъда | 2024 год 22 май, среда
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Счастливая семья

Обряд никаха

11:30 / 19.07.2019 6497 Режим чтения + -
..

Как уже было сказано, слово «никах» по словарю означает «соединение», «совокупление», «объединение».

По шариату же, «никах — это связь, посредством которой возникает возможность обладания удовольствием».

Согласно описанию других мазхабов фикха, «никах — это соглашение, которое выражает дозволенность (халалность) наслаждения между мужем и женой шариатским путем и которое делает это наслаждение мубахом».

Шейх Мухаммад Абу Захра предпочел следующее определение:

«Никах — это соглашение, которое выражает дозволенную близость между мужчиной и женщиной, их взаимное сотрудничество, а также разграничивает их права и обязанности».

Мудрости включения никаха в шариат:

1. Оберегание человека, состоящего в никахе, и его халалной пары от харама.

2. Защита человеческого рода от вымирания и исчезновения.

3. Обеспечение продолжения человеческого рода и его защиты.

4. Создание семьи, являющейся основой построения общества.

5. Установление и развитие взаимоотношений между членами семьи и общества.

Всевышний Аллах сотворил человека по природе склонным жить коллективно, в общине. Существуя в этом мире, у человека возникает потребность в отношениях с подобными себе людьми. Именно поэтому существуют различные человеческие отношения и связи, без которых жизнь в этом мире процветать не может.

Однако самая священная связь среди людей — супружеский союз посредством никаха. Несмотря на то, что все человеческие отношения устанавливаются и существуют сами по себе, связь по никаху заслуживает особого внимания. Именно поэтому Ислам — последняя и совершенная религия Всевышнего Аллаха, религия, которая останется неизменной до самого Судного дня, религия, которая во всех временах и пространствах укажет человечеству путь достижения счастья в обоих мирах, превратила связь никаха в самую значимую и священную между людьми. Согласно учению Ислама cвязь по никаху строится по велению Всевышнего Аллаха, на основе сунны Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и при свидетельстве праведных мусульман. О связи по никаху приводятся аяты в Священном Куръане, множество поучений в хадисах Пророка саллаллаху алайхи васаллам, а также ряд положений в исламском фикхе.

Сущность, фундамент и основу вышеуказанной священной связи составляет упоминаемый в этой главе «обряд никаха», в нашем обществе именуемый «сочетанием никахом». К сожалению, вследствие невежества и равнодушия некоторых людей возникла ситуация, когда при создании семьи молодые люди забывают об основе, драгоценной части создания семьи — обряде никах.

Несколько лет назад ко мне домой пришли три человека с тем, как отметили они сами, чтобы получить ответы на важные вопросы. Войдя в дом, они рассказали, что один близкий им человек женит своего сына. Когда все уже было готово, юноша стал настаивать на своем: «Без обряда никаха я не согласен на женитьбу», а родители сказали: «Зачем никах? Это же устаревший обряд!», и в результате возник разлад. Пришедшие спрашивали о том, кто из них прав.

Позже, когда мы начали издавать наши книги и люди старались изучать нашу религию, несколько пришедших ко мне посетителей сообщили, что при создании семьи они не «заключали никаха», а теперь пребывают в растерянности, и не знают, что делать. 

К величайшему сожалению, до сих пор среди мусульман есть такие, кто не придает особого значения акдун никаху — заключению супружеского союза посредством никаха, и относится к нему как к «устаревшему обряду», который, будучи основой супружества и фундаментом семьи, делает дозволенным недозволенное[1], является основным фактором, возвышающим супружеские связи до уровня ибадата, тогда как супружеский союз для других является некими заурядными, обычными отношениями.

 Мы должны положить конец столь нездоровому положению дел, осознать, что именно никах по шариату является источником счастья. Нам необходимо научиться ценить такой супружеский союз и основательно изучить данное положение шариата, являющееся фардом для каждого мусульманина.

Давайте внимательно изучим шариатские положения — хукмы об акдун никахе, что в народе обычно называется «чтением никаха». 

Для правильности шариатского никаха необходимы следующие условия:

1. Иджаб и кабул.

Узел никаха завязывается посредством иджаба и кабула. То есть супружеская связь появляется с изъявлением желания заключить никах одной стороной и согласием на него другой. 

«Иджаб» (прошение, желание, склонность) в данном вопросе обозначает желание одной стороны, участвующей в акдун никахе, а «кабул» (принятие) извещает о принятии второй стороной данного желания. 

В нашем случае слова «Да» или «Согласна», сказанные невестой в ответ на вопрос заключающего никах дамуллы (имама-богослова): «Согласны ли Вы выйти замуж за такого-то?», означают иджаб. Слова же жениха: «Я принял», на вопрос дамуллы: «Приняли ли Вы такую-то себе как супругу?», означают кабул (принятие).

Также вопрос мужчины женщине: «Согласна ли ты стать моей женой?» считается иджабом. А ответ женщины на это: «Согласна» считается кабулом (принятием). Но может быть и наоборот.

В некоторых случаях «иджаб-кабул» может быть осуществлен через валийев или уполномоченных представителей.

По ханафитскому мазхабу столпами никаха считаются только иджаб и кабул.

В иджабе и кабуле, то есть во внедрении обряда спроса о согласии на супружество в обособленном и публичном порядке, есть также смысл выражения свободы воли молодых в вопросе создании семьи. Например, если в узком кругу, где решается вопрос о согласии на супружество, без ведома собравшихся людей оказывается давление, то для юноши и девушки тем самым создается еще одна возможность, удобный случай заявить о своем решении открыто.

2. Фразы, используемые в иджабе и кабуле, обязательно должны подразумевать вечность отношений.

 Если эти фразы будут выражать или подразумевать непостоянство, связь по никаху не состоится. Когда при заключении никаха устанавливается время и стороны говорят: «Мы сочлись союзом никаха на столько-то месяцев, или на столько-то лет», такой никах считается батилом — недействительным. Именно поэтому временный никах и мутъа-никах
[2] по шариату считаются харамными.  


 Иджаб и кабул выражаются глаголами в форме прошедшего времени, такими, как «Я согласилась на никах и сочлась никахом», либо повелением «Сочетайся со мной никахом» и ответом «Я сочлась никахом», выраженными посредством глаголов в форме прошедшего времени.

Или, когда одна сторона выражает желание на никах, а вторая сторона отвечает: «Я принял(а)», иджаб и кабул также состоятся. 

В связи с тем, что значения «никах» и «женитьба» озвучены в Священном Куръане, предпочтительно использовать эти два слова. Всем известно, что обычно используются выражения «никах» и «женитьба».

3. Жених с невестой должны услышать друг от друга слова иджаба и кабула. 

Потому что если человека не слышно, это равносильно его отсутствию.

Также слова жениха и невесты об иджабе и кабуле должны услышать присутствующие свидетели.

Передается от Аиши радияллаху анха:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Нет никаха без валийа и двух справедливых свидетелей».

Передали Ахмад и Байхаки. 

4. Присутствие валийа.

Хотя ханафитский мазхаб утверждает, что наличие валийа это «одно из условий никаха», другие мазхабы отмечают это как «один из столпов никаха». Согласно этому, правильность никаха зависит от наличия валийа.

Обычно валийем выступает отец или замещающий его человек. При отсутствии отца порядок валийев таков: дед, родные братья, братья от одного отца, братья от одной матери, дядя по отцу и так далее.

В ханафитском мазхабе сказано: «Валийем не может выступать человек, который не разбирается в людях, кто легко поддается обману».

Допускается, когда валий назначает вместо себя представителя в никахе. 

5. Два справедливых свидетеля.

Как не бывает состоявшегося никаха без иджаба и кабула, так и нет никаха без свидетелей — минимум двое мужчин либо один мужчина и две женщины должны присутствовать в качестве свидетелей во время сочетания никахом.

Новосозданная семья становится новым членом общества. Именно поэтому свидетели, будучи представителями общества, становятся очевидцами того, что те создают халалную, непорочную семью.

Никах не состоятелен без свидетелей. Именно свидетели становятся очевидцами того, что двое людей начали супружескую жизнь халалным, чистым путем, расскажут об этом другим людям. Также, если между мужем и женой возникнут претензии в вопросе никаха, свидетели будут свидетельствовать перед кадийем. Учитывая это, никах без свидетелей недопустим.

В никахе свидетелями должны быть двое мужчин. В ханафитском мазхабе вместо двух мужчин допускается свидетельство одного мужчины и двух женщин. Однако свидетельство только женщин недостаточно.

Свидетели должны отвечать следующим требованиям:

1. Разумность. Безумец не считается свидетелем.

2. Достижение совершеннолетия. Малолетний ребенок не может считаться свидетелем. 

3. Свободный. Раб не может быть свидетелем.

4. Мусульманство. Немусульманин не может быть свидетелем.

5. Оба свидетеля должны услышать слова обоих сочетающихся никахом людей.

6. Хорошо, если свидетель является справедливым (ответственным и знающим религиозные предписания) человеком. Если такого нет, то подойдет другой, чья справедливость не выяснялась, но и он не был обличен во лжи и нечестии. В ханафитском мазхабе этот вопрос принят несколько нестесненно, нежели в других мазхабах.

Никах является состоявщимся и в присутствии (при свидетельстве) двух нечестивых (фасик) людей. Однако при возможных последующих претензиях их свидетельство не имеет силы.

Фасик — человек, совершающий деяния вопреки шариату. В других мазхабах свидетельские показания фасика не принимаются. Однако в ханафитском мазхабе при вышеизложенном условии его свидетельство относительно никаха принимается.

Никах считается также правильным в присутствии двух сыновей обеих сторон либо двух сыновей одной из сторон. К примеру, разведенные супруги могут заново помириться в присутствии своих двух сыновей, либо в присутствии двух сыновей одного из них.

Их свидетельство не принимается в пользу близкой им стороны. К примеру, никах был совершен при свидетельстве двух сыновей мужа. Позже между супругами возник конфликт, и они обратились к кадийу. Свидетельство двух сыновей в пользу отца приниматься не может. Однако свидетельство этих же сыновей мужа в пользу жены принимаются. Потому что между ними и женщиной нет близкого родства. 

Никах является правильным (состоявшимся) при свидетельстве двух зиммийев, но их свидетельские показания против мусульманина не принимаются. 

Зимми(й) — иноверец, проживающий под покровительством исламского государства. Если мусульманин женится на женщине-зиммийке, то никах при свидетельстве двух зиммийев является состоявшимся. Но если впоследствии между этими супругами возникнет конфликт и их дело будет рассматриваться в суде, свидетельские показания зиммийев против мусульманина не будут приниматься.

Если сам назначающий представителя присутствует, то его представитель может стать свидетелем. Также, если присутствует достигшая совершеннолетия девушка, от которой назначен представитель, то он может стать свидетелем.

Однако если назначающий представителя и валийа отсутствует, то ни представитель, ни валий не могут быть свидетелями. Потому что в этом случае каждый из них будет представлять одну из сторон акдун никаха. Если же сам сочетающийся никахом, как одна из сторон акдун никаха, присутствует на обряде, то он становится непосредственным распорядителем акда (сочетания), а у его представителя и валийа появляется возможность стать свидетелями.

Целесообразно, чтобы именно во время такого акдун никаха в присутствии свидетелей рассматривался один из основополагающих и важных столпов никаха — вопрос о махре. Этого требуют условия наших дней. Потому что среди мусульман есть и такие, кто не знает, что такое махр. Если сочетающий никахом алим-богослов не разъяснит и не посодействует осуществлению этой части никаха, то другим ничего не стоит, как забыть о крайне важной составляющей священного союза. Отказ от выполнения одного из положений шариата делает грешными обе стороны.

Когда мы по разному поводу начали излагать сведения, касающиеся никаха, в том числе вопросы о махре, были и те, которые говорили: «Когда мы создавали семью, таких разговоров не было», или: «Оказывается, мы создавали семью, не зная, что такое махр, что же теперь будет?». Принимая во внимание данные обстоятельства, было бы очень хорошо, если бы наши уважаемые улемы поднимали этот вопрос, разъясняли и решали его во время сочетания никахом.

Из книги «Счастливая семья»


[1] Здесь подразумевается половая близость двух чужих друг для друга мужчины и женщины, близость которых являлась бы харамным деянием, а посредством акдун никаха их совместное проживание и близость становятся халалными.

[2] Если муж при заключении никаха вознамерился иметь супружеские отношения лишь на определенный срок, не объявляя об этом абсолютно никому, то это становится временным (муваккат) никахом. Если же во время сочетания никахом будет объявлено о сроках действия временного никаха, то это становится никахом мутъа (временным никахом). Дословно мутьа означает «наслаждение» и по терминологии подразумевает временную женитьбу только с целью получения полового наслаждения.

  

 

 

..
Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Источник
islom.uz
Статьи по теме
15. Проявление милосердия к ребенку mdash обязанность родителей и право ребенка. Человечество всегда нуждается в любви, заботе и милосердии. Особенно в этом нуждаются читать полностью

3200 12:00 / 07.11.2020
Соблюдение справедливости между детьми также является обязанностью родителей и правом детей. Ислам mdash религия справедливости во всем, всюду и для всех. В читать полностью

4368 11:00 / 27.11.2020
Всевышний Аллах в суре .Ниса, смилостивился сказать.И не давайте несмышленым ваши имущества, которые Аллах сделал для вас средством существования. И кормите их из читать полностью

2778 10:00 / 30.09.2020
Изложенная в Священном Куръане характеристика семейной жизни и взаимоотношений супругов является подлинным чудом. Думаю, будет достаточно изучить пару аятов на читать полностью

2604 09:30 / 02.01.2020
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью