1446 год 7 Рабиус сани | 2024 год 10 октябрь, четверг
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Акийда

Толкование Сифатов. Часть 1

14:00 / 09.09.2019 2396 Режим чтения + -

Прежде чем подробно говорить о сифатах, следует отметить одну очень важную истину. Всевышний Аллах обладает всеми совершенными качествами. Он пречист от всяких сифатов, содержащих в себе изъян. Ибо, сама Его божественность требует этого. По этой причине нам — рабам Аллаха, следует знать хотя бы некоторые подробности, значения основных сифатов Всевышнего Аллаха, а также следует знать о делах и вероубеждениях, касающихся их.

Как уже было сказано, Всевышний Аллах в Своей книге Сам Себя описал несколькими различными сифатами. При обобщении этих описаний было насчитано двадцать качеств.

Теперь вкратце поясним вышеперечисленные сифаты.

I. Сифат сущности.

Как было отмечено выше, Всевышний Аллах обладает одним качеством сущности, которое заключается в сифате существования — вуджуд.

Здесь следует констатировать, что арабское слово вуджуд на русский язык переводится как «бытие», «существование», и это — существование, которое нельзя отрицать. Все вышеприведенные значения, указанные для подтверждения существования Всевышнего Аллаха, также касаются Его качества сущности — сифата вуджуд. И посему мы не станем повторять их здесь.

II. Отрицающие сифаты:

• Древность

Это качество подразумевает то, что раньше Всевышнего Аллаха ничего не было. При этом под древностью здесь следует понимать извечность, так как нет самого такого понятия «до существования Аллаха», поскольку до Всевышнего Аллаха не было ничего. И Сам Аллах не был несуществующим прежде. Существование Всевышнего Аллаха не имеет начала и не имеет конца. Что же касается творений, то их прежде не было, они появились потом. В толковании к «Акийдатут Тахавийа» («Шарху “Акийдатит Тахавийа”») это излагается следующим образом:

* * *

«Он извечный без начала, навечный без конца».

То есть существование Всевышнего Аллаха не имеет начала и не имеет исхода. В существовании всех творений есть начало и есть конец. Всякое существо есть вновь появившееся и созданное. И это — пояснение к таким именам Всевышнего Аллаха — Аввал и Ахир.

Доказательство:

«Он — Первый [Аввал] и Последний [Ахир]» (сура «Хадид», аят 3).

Также доказательством служит хадис, переданный имамом Муслимом и имамом Абу Давудом, в котором Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«О Аллах, Ты — Первый [Аввал], нет ничего до Тебя, и Ты — Последний [Ахир], после Тебя ничего нет».

То есть это означает «Бытие началось с Тебя и завершится в Тебе».

Древность (извечность) Всевышнего Аллаха востребована еще и разумом. Если бы Всевышний Аллах не был извечным, и если бы Он был тем, кого не было ранее и кто появился потом, то должен был бы существовать Его создатель. А тот, кто нуждается в своем сотворении, не может быть Аллахом. Если даже допустим, что Аллах не был извечным, тогда должно было бы существовать божество, сотворившее Его. В таком случае должна была бы существовать и цепь создателей, которая продолжалась бы до бесконечности. А этого не может быть. Единым и окончательным звеном-создателем является только Всевышний Аллах. Все существа в своем возникновении опираются на это «звено». А Он — Тот, существование Кого само по себе является ваджибом. Аллах сущий — ваджибул вуджуд, Его существование долженствующе-необходимое. Аллах воздействует на появление других, но в Своем существовании не поддается никакому воздействию. Извечность Сущего в таком положении и есть великая истина, которой требует разум.

Это простая, не опровергаемая никем научная истина.

Этот сифат не упоминялся под названием кадим — «древний» ни в Священном Куръане, ни в благородных хадисах. Улемы использовали это слово, опираясь на приведенные доказательства. Если следовать текстам Священного Куръана и благородных хадисов, то вместо слова кадим было бы использовано аввал (первый).

***

• Вечность

Этот сифат отражает вечное существование Всевышнего Аллаха, отсутствие конца этого существования. Каким бы продолжительным и долгим ни было существование творений, все равно однажды они исчезнут. Только существование Всевышнего Аллаха не имеет своего конца.

Этот смысл в «Акийдатут Тахавийа» и в книге комментариев к ней[1] выражается следующим образом:

 

***

«Он неисчезающий и незавершаемый».

Пояснение: Это — констатация нескончаемости существования Всевышнего Аллаха. Значения слов «исчезновение» и «завершение» близки друг к другу. Использование этих двух слов в одной фразе служит для подчеркивания смысла. Ибо «исчезновение» обозначает исчезновение чего-либо самого по себе, а «быть завершенным» несет смысл кончины, исчезновения под воздействием посторонней силы.

Доказательство:

 «Каждый, кто на ней [на Земле] — преходящий (исчезающий). И остается лик твоего Господа — Обладателя величия и почести» (сура «Рахман», аят 26-27).

 «Каждая вещь гибнущая, кроме лика Его» (сура «Касас», аят 88).

Рациональное доказательство:

Если бы Всевышний Аллах не обладал качеством вечности, то Он должен был бы быть фани — бренным, исчезающим. Тот, кто исчезнет, не может быть Божеством.

***

• Противоположность вновь появляющимся

Это качество означает абсолютную несхожесть Всевышнего Аллаха со всеми творениями, в том числе и с людьми, джиннами, ангелами и другими. Сифат ни одного творения не может быть сифатом для Всевышнего Аллаха.

В «Шарху “Акийдатит Тахавийа”» этот смысл излагается следующим образом:

***

«Творения не схожи с Ним».

Пояснение: То есть среди творений нет ничего, подобного Всевышнему Аллаху ни в сущности, ни в качестве, ни в деяниях, ни в именах, ни в положениях.

Имам Абу Ханифа в «ал-Фикхул Акбар» сказал следующее:

«Он не схож ни с одним из Своих творений. Ни одно из Его творений не схоже с Ним до такой степени, чтобы при сопоставлении с Ним или сличении с Ним была бы возможность опознать Его путем сопоставления или сличения».

А это является опровержением суждений приверженцев мазхаба Мушаббиха, которые уподобляют Творца творениям. То есть между Всевышним Аллахом и Его творениями нет общих сифатов, по которым можно было бы уподоблять Его творениям.

Доказательства:

«Нет подобного Ему ничего и Он - Всеслышащий, Всевидящий!» (сура «Шууро», аят 1).

 «И не был Ему равным ни один!» (сура «Ихлас», аят 4).

Рациональное доказательство:

Если бы Всевышний Аллах был схож в чем-либо со Своими творениями, то Его божественность потеряла бы весь смысл. Это поставило бы Его в один ряд с творениями.

Качество несхожести с вновь появляющимися существами (созданиями) именно под таким названием не упоминается ни в Священном Куръане, ни в благородных хадисах. Это качество в Священном Куръане выражено аятом «Нет подобного Ему ничего». Безусловно, характеристика Священного Куръана чрезвычайно точна.

Однако множество качеств Всевышнего Аллаха можно найти в людях. Это, например, знание, сила, воля, слух, зрение и другие. Как можно такую действительность гармонично совместить с вышесказанным?

На данный вопрос ученые дают следующий ответ:

«Человек обладает сифатами двух категорий.

Сифаты первой категории — это те сифаты, которые являются результатом появления вновь и сотворенности, такие как ограниченность в пространстве и времени, беспомощность, слабость, физические потребности, в том числе, чувство голода, жажды, потребность во сне и другие.

Сифаты второй категории при поверхностном подходе кажутся сифатами Всевышнего Аллаха. Однако Сам Всевышний Аллах наделил людей такими сифатами в крайне малом объеме. Этот объем настолько мал, что даже свою собственную потребность человек может удовлетворить только с помощью Всевышнего Аллаха и в ограниченных пределах. К тому же схожесть между упоминаемыми сифатами человека и сифатами Всевышнего Аллаха существует лишь в названии, и только. Но в сути и в действительности эти сифаты принадлежат к абсолютно различным мирам.

***

• Существование вне зависимости от чего-либо.

Этот сифат подразумевает, что Всевышний Аллах вне нужды в ком-либо, кто создал бы Его, и вне нужды в пространственном местопребывании. Всевышний Аллах существовал раньше времени и раньше пространства.

Все остальные существа для своего появления и существования нуждаются в Аллахе субханаху ва таъала. Если Всевышний Аллах не осуществит их появление, они так и останутся несуществующими. Но Сам Всевышний Аллах — Тот, Который существуют Сам по Себе, вне зависимости от чего-либо. Он не нуждается в ком-либо для Своем появления.

Доказательства этого сифата следующие:

«Аллах — Сомад» (сура «Ихлас», аят 2) — Тот, Кто не нуждается ни в чем и ни в ком, но все нуждаются в Нем.

«Аллах, нет божества, кроме Него, Живого, Самосущего» (сура «Бакара», аят 255).

«Не родил и не был рожден» (сура «Ихлас», аят 3), и:

«Он — Первый и Последний» (сура «Хадид», аят 3).

Наверное, нет необходимости приводить здесь рациональные доказательства. Разве была бы присуща Аллаху всевышность, будь Он нуждающимся в Своем создателе?

 • Единственность (Вахданият)

Под этим сифатом подразумевается, что Всевышний Аллах Един и в Своей сущности, и в Своих сифатах, и в деяниях, и не может быть у Него сотоварища или того, кто бы мог приравняться к Нему.

Когда мы говорим о единственности сущности Всевышнего Аллаха, мы понимаем, что у Него нет сотоварища, и что Он не состоит из частей.

Когда мы говорим о единственности сифатов Всевышнего Аллаха, подразумевается то, что ни один из сифатов Его созданий не походит на Его сифаты.

Когда мы говорим о единственности деяний Всевышнего Аллаха, подразумевается то, что деяния ни одного существа не могут быть схожи с Его деяниями.

Доказательства единственности Всевышнего Аллаха:

«Если бы были на них [на небесах и на Земле] божества, кроме Аллаха, то непременно разладились бы они. И пречист Аллах, Господь Трона, от того, что [они] описывают!» (сура «Анбийа», аят 22).

Вселенную сотворил Сущий Аллах, Он и правит ею. И вся Вселенная подчиняется Ему. Поэтому, несмотря на несметность тел и вещей во Вселенной, в ней царит изумительный порядок, взаимосвязь и гармония. Если бы сотворивших Вселенную и правящих ею было бы более одного, то несомненно, их волеизъявления столкнулись бы друг с другом. И в результате во Вселенной нарушилась бы пропорциональность, утратилась бы взаимосвязь и нарушился бы порядок.

Раз Вселенная держится в рамках одного порядка, во взаимосвязанном виде и в пропорциональности, значит, сотворивший ее и распоряжающийся ею Един.

«Не брал Аллах Себе ребенка, и не было с Ним никакого божества. Тогда каждый бог унес бы то, что сотворил, и непременно возвысились бы одни над другими. Пречист Аллах от того, что [они] описывают» (сура «Муминун», аят 91).

Убеждения мушриков абсолютно неправильны.

Никогда «Не брал Аллах Себе ребенка…»

Нет у Него ни сына, ни дочери, и не было никогда.

А также:

«Не было с Ним никакого божества».

Не было абсолютно никогда того, кто мог бы быть сотоварищем Всевышнему Аллаху в божественности. Это не согласуется ни с логикой, ни с разумом.

«Тогда каждый бог унес бы то, что сотворил, и непременно возвысились бы одни над другими».

То есть если были бы иные божества, помимо Всевышнего Аллаха, то несомненно, они тоже сотворили бы для себя что-нибудь и, следовательно, они должны были бы распоряжаться созданными ими творениями. В результате каждое божество стало бы распоряжаться миром по-своему и нарушился бы единый мировой порядок. В результате стремлений каждого божества осуществить свое волеизъявление возникли бы конфликты. Одни стали бы довлеть над другими. В итоге разрушилось бы мироустройство.

Неверность вероубеждения о наличии сотоварища у Аллаха можно усмотреть уже хотя бы в этом. Такое вероубеждение есть присвоение порочного описания Всевышнему Аллаху, приписывание Ему недостатка.

«Пречист Аллах от того, что [они] описывают».

Об этом в суре «Исра» говорится следующее:

«Скажи: «Если бы были вместе с ними божества, как они говорят, тогда действительно пожелали бы [они держать] к Обладателю Трона путь. Пречист Он и возвысился над тем, что говорят, Великим Возвышением!» (аяты 42-43).

Эти два аята являются опровержением притязаниям многобожников о том, что наряду с Всевышним Аллахом существуют разные божества, достойные поклонения. Предположим, что наряду с Аллахом существовали бы, как говорят многобожники, иные божества. Тогда эти божества устремились бы к Аллаху — Обладателю Трона, с целью приблизиться к Нему или же овладеть Его властью.

У Аллаха нет никаких сотоварищей. И нет иного, помимо Всевышнего Аллаха, кто был бы достойным поклонения.

Безусловно, не сложно понять, что если бы Всевышний Аллах не обладал единственностью, то устройство этого мира несомненно нарушилось бы.

Из книги Суннитские Вероубеждения.

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф

Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Статьи по теме
Для нас, мусульман, уверование в пророков и посланников, которых упомянул Всевышний Аллах в Своей Книге, является ваджибом. Ваджибом также является уверование в читать полностью

2687 15:00 / 22.06.2020
..В период ниспослания Куръана для людей той местности верблюд был самым обыденным и близким в быту животным, и по этой причине, их внимание притягивается к читать полностью

3918 15:00 / 11.12.2018
Благословленные аяты и хадисы о прекрасных именах mdash Асмаул хусна mdash были удостоены высокого почтения мусульман.Одними из первых прекрасные имена и качества читать полностью

4109 09:33 / 28.12.2016
О различиях между набий пророком и расул посланником было высказано несколько мнений1. Кому Всевышний Аллах ниспошлет весть с небес и повелит донести эту весть до читать полностью

5937 09:30 / 30.04.2020
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью