Арабское слово «бидъа» по словарю означает «создать что-либо новое».
Что касается применения слова «бидъа» в шариатской терминологии, то по этому вопросы улемы не пришли к единому мнению. Специалисты, собравшие и проанализировавшие все определения, относят их к двум основным направлениям.
В число улемов, придерживающихся первого направления входят имам Шафиъи, а также такие улемы его мазхаба, как Изз ибн Абдуссалам, Навави, Абу Шама, из маликитов – Курафи и Заркани, из ханафитов – Ибн Абидин, из ханбалитов – Ибн Джавзи и из захиритов – Ибн Хазм.
Улемы этого направления дают бидъе такое определение: будь то в поклонениях, будь то в обычаях, будь то деяние хорошее, будь оно плохое, бидъа отсутствует в Куръане и Сунне и представляет собой новоявленный обряд.
Смыслы многочисленных определений этого направления нашли свое отражение в определении Изза ибн Абдуссалама. В нем говорится:
«Бидъа – это то, чего не было при Посланнике Аллаха саллаллаху алайхи васаллам».
Бидъа первого направления подразделяется на несколько видов:
1. Ваджиб бидъа (долженствующие, обязательные новшества). Изучение науки нахв[1] относится к этому виду бидъы. Ибо не зная этой науки, нельзя познать Куръан и Сунну. Изучение этих двух источников является ваджибом. Все, что служит для выполнения ваджиба, также является ваджибом. Следовательно, изучение нахва для последующего изучения Куръана и Сунны является ваджибом. Этого (изучения нахва) не было во времена Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Первые шаги по изучению науки нахв были сделаны в период халифства почтенного Али радияллаху анху.
2. Харам бидъа (запрещенные новшества). Это мазхабы Кадарийа[2], Джабрийа[3], Мурджиъа[4] и Хаваридж[5]. Всего этого также не было во времена Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Все они появились позднее и взяли себе в лозунги вероубеждения и идеи, противоречащие Исламу. Последователи этих мазхабов считаются вышедшими из религии (веры).
3. Мандуб бидъа (одобряемые новшества). К этому виду относятся такие деяния, как учреждение медресе и намаз таравих. Их в сегодняшнем виде также не было во времена Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Они были внедрены позже и поскольку являлись полезными, были оценены как «мандуб» – заслуживающие одобрения.
4. Макрух бидъа (нежелательные новшества). Действия, подобные украшению мечетей красивыми узорами и орнаментами.
5. Мубах[6] бидъа (допустимые новшества). Такие явления, как приветствие рукопожатием после намаза, желание и выбор в еде, питье и одеянии вкусного и красивого.
Сторонники первого направления даже приводили доказательства в пользу вышеприведенной класификации бидъы.
Первое доказательство:
Передается от Джарира ибн Абдуллаха радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Кто создаст в Исламе красивую сунну и после него будет соблюдена эта сунна, ему будут записываться награды, соизмеримые с наградами соблюдавших ее, не убавляя ничего из их наград. Кто создаст в Исламе скверную сунну и после него будет соблюдена эта сунна, ему будут записываться грехи, соизмеримые с грехами соблюдавших ее, не убавляя ничего из их [соблюдавших] грехов».
Передали Ахмад, Муслим, Тирмизи, Насаи и Ибн Маджа.
Второе доказательство:
Передается от Абдуррахмана ибн Абд ал-Кари радияллаху анху:
«В одну из ночей Рамадана я вышел с Умаром ибн Хаттабом радияллаху анху к мечети. Мы увидели, как люди совершают намаз группами и порознь: кто-то совершает намаз сам по себе, кто-то совершает намаз, а за ним – несколько человек.
Тогда Умар сказал:
– Поистине, я думаю будет лучше, если соберу вон тех к одному кари.
Затем собрал их за Убайй ибн Каъбом. После, когда еще одну ночь я вышел с ним, люди возводили намаз в намазе своего кари. Умар сказал:
– Какая же хорошая эта бидъа! Их бодрствование лучше, чем сон в это время.
Он имел в виду «конец ночи». Ибо люди [раньше] стояли в начале ночи.
Передал Бухари.
Третье доказательство:
Передается от Муджахида радияллаху анху:
«Я и Урва ибн Зубайр вошли в мечеть. Мы увидели, как Абдуллах ибн Умар радияллаху анхума сидел возле худжры[7] Аиши радияллаху анха. А люди совершали [общинно] намаз зуха в мечети. Мы спросили его об их намазе. Он сказал: «[Хорошая] бидъа».
Передали Муслим, Ахмад и другие.
Большинство, опираясь на вышеприведенное определение, разделяют бидъу на две части и говорят: бидъа бывает двух видов: бидъа хасана – хорошая бидъа и бидъа саййиъа – плохая бидъа.
Улемы второго направления – имам Малик, Шатиби, Туртиши, из ханафитов – имам Шумунни и Айни, из шафиъитов – Байхаки, Ибн Хаджар Аскалани и Ибн Хаджар Хайсами, из ханбалитов – Ибн Раджаб и Ибн Таймия. Согласно их мнению, всякая бидъа – как в поклонении, так и в обычаях – является заблуждением.
Наиболее известными и всеобъемлющими из определений второго направления считаются определения имама Шатиби. Он охарактеризовал бидъу в двух определениях:
1. Бидъа есть новоизобретенный путь в религии и посредством его в шариат вводится уподобление. Следованием ей умышляется преувеличение в поклонении Аллаху.
В данной характеристике ясно просматривается, что речь идет о нововведении в суть – основу религии, о создании в поклонениях направления, похожего на указанный шариатом путь.
2. Бидъа есть новоизобретенный путь в религии и посредством его в шариат вводится уподобление. Следованием ей умышляется следование пути шариата.
Второе определение имама Шатиби является более широким, чем первое, и в нем подчеркивается, что новоизобретенные в ибадате и обычаях деяния представляют собой бидъу.
Имам Шатиби является одним из премного дискутировавших вокруг проблемы бидъы и стоящих против нее ученых.
По праву возникает уместный вопрос: почему имам Шатиби дал бидъе два определения? На этот вопрос улемы ответили так: «Имам Шатиби при этом учитывал восприятие бидъы другими в широком или узком смыслах».[1] Нахв – основы грамматики арабского языка по изучению Куръана и хадисов.
[2] Кадарийа (от слова кадар – «предопределение») – прозвище «кадариты» было дано категории людей, которые в противоположность джабритам, выдвигали концепцию, что человек является творцом (халик) своих действий.
[3] Джабрийа, также «джабарийа», «муджбира» от арабск. джабр; в отличие от взглядов кадаритов (кадария), джабриты – последователи учения джабрийа, считают, что Аллах является единственным подлинным действователем и посему создания, в частности человек, принуждаемы (маджбур) к своим действиям, а не выполняют их по своей воле, свободно. К «истинным» джабритам относят джахмитов.
[4] Мурджиъа (от арабс. ирджаъ, досл. «откладывание», «отсрочивание»); мурджиъиты – общее название одной из заблудших в религии категории людей, которые «откладывали» суждение о состоянии человека в этом мире, ставили деяния после иймана (веры). Они сулили людям надежду на то, что Аллах простит, сколько бы у мусульманина не было грехов. То есть они утверждали: «Отложим суждения о согрешивших мусульманах до Судного дня, Аллах поступит с ними так, как Сам посчитает нужным».
[5] Хаваридж (), также хавариджиты – досл. «противники», от арабс. слова хурудж – «против»; так называемые «поборники чистоты» Ислама, приверженцы чрезмерно строгого исполнения предписаний Ислама, а по сути группа необразованных людей, притязавших на достижение вершины религиозности и выступивших против руководителя и общины мусульман; своими требования хавариджиты исказили предписания и нанесли большой вред Исламу. Их также называют харуритами, от названия селения Харуро вблизи города Куфа, где и появились хавариджиты.
[6] Мубах () – действия, выбор совершения или не совершения которых по шариату предоставлен самому человеку. Все действия, имеющие отношение к биологическим потребностям человека (например, питание, питье, сон и т. п.). Все, что не превышает определенных шариатом границ в этих вопросах, считается мубах. Совершающий и не совершающий эти действия одинаково не является грешником и не получает воздаяния (саваб).
[7] Худжра – комната, помещение, келья.
Из книги Разногласия: причины и решения.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.