Основа идей партии — возрождение исламского образа жизни путем установления исламского халифата сначала в арабских странах, а потом и в других исламских краях. Потом предусматривается вести призыв посредством исламской уммы в неисламских странах.
Главным признаком «Хизбут тахрир» является концентрация внимания на культурной сфере жизни общества, а через нее формирование сначала исламской личности, а потом — исламской уммы. Хизб обращает особое внимание на воспитание у своих членов именно таких взглядов.
Хизб стремится восстановить доверие к Исламу, с одной стороны культурным движением, с другой — политическим движением.
1) Культурное движение состоит из «обеспечения воспитанности миллионов людей в духе исламской культуры. А это, в свою очередь, требует от хизба публичных выступлений перед народом, ведения дискуссий, ответов на вопросы, разъяснения вызывающих у людей сомнения вопросов и привития им Ислама посредством оказания им поддержки».[1]
2) Политическое движение состоит из наблюдения за явлениями и событиями, публичного обоснования соответствия этим явлениям и событиям идей и положений Ислама, и тем самым завоевания доверия народных масс.
Относительно пути достижения своей цели хизб выдвигает следующую философию: в каждом обществе люди живут внутри кольца из двух толстых стен. Это стена убеждений и мысли, а также стена устоев, определяющих взаимоотношения и жизненные пути людей. Если предполагается осуществить переворот внутри общества его же членами, атаку следует направить на внешнюю стену (убеждения и мысли). Это приведет к идейной борьбе, что в свою очередь приведет к идейной и политической революции.
Хизб разделяет процесс перемен на следующие три этапа:
Первый этап: идейная борьба. Она ведется с помощью культурных взглядов, преподнесенных хизбом.
Второй этап: идейная революция. Она возникает с проникновением в общество идей хизба через культурные и политические действия.
Третий этап: взятие власти в свои руки. Это произойдет с полным завоеванием власти с помощью уммы.
На третьем этапе «Хизбут тахрир» нуждается в помощи лиц, находящихся у власти, — высших государственных и армейских чинов, руководителей объединений и обществ, послов и подобных им влиятельных лиц.
- Вначале хизб назначил для завоевания власти тринадцатилетний срок с момента своего учреждения. Потом, учитывая разные обстоятельства и преграды, продлил срок до 30 лет. Но, несмотря на истечение обоих сроков, ничего не произошло.
- Хизб пребывает в неведении относительно духовной части. На это он смотрит с точки зрения мысли и говорит: «В человеке не существуют духовных страстей и физических вожделений. В человеке есть лишь потребности и инстинкты, которые нужно удовлетворять. Если эти потребности удовлетворять на основе положений Аллаха, то значит, они управляются через духовное начало. Если их удовлетворять вне положений Аллаха или же на основе других положений, это будет материальным удовлетворением и оно приведет человека к несчастьям».
- Набихани считает, что преградами к созданию исламского государства являются следующие:
1) Существование неисламских идей и их активное проникновение в мир мусульманского сообщества;
2) Существование образовательной системы, введенной колонизаторами (которая пропагандирует неисламские ценности);
3) Целенаправленное постоянное внедрение образовательной системы колонизаторов по их же усмотрению;
4) Чрезмерное выпячивание некоторых культурных понятий и норм, а также придавание им окраса ценности глобального масштаба;
5) Неисламский образ жизни общества, находящегося в мусульманском мире;
6) Отдаление мусульман от исламских положений. В частности, в административной и финансовой политике. Такое отдаление создает у мусульман представление о слабости (несостоятельности) исламского образа жизни;
7) Существование демократических властей в исламских странах и внедрение ими в этих странах капиталистического строя;
8) Существование в сознании общественности идей местничества, национализма и социализма.
- Хизб запретил (объявил харамным) своим членам веровать в существование могильных мучений и в появление Даджжала.[2] По их мнению, тот, кто уверует в истинность этих явлений, станет грешником.
- Руководители хизба утверждают, что не следует затрагивать вопрос об амру бил маъруфи ва нахйи анил мункар, так как на данном этапе это мешает делу. К тому же совершение амру бил маъруфи ва нахйи анил мункар является прерогативой исламского государства.
- У хизба есть программа, состоящая из 187 пунктов. Программа разработана для будущего исламского государства и детально прокомментирована. Эта разработка не что иное, как мысленная утопия, далекая от реальности.
[1] Из книги «Основные понятия», стр. 87.
[2] Даджжала (Масих Джаджжал) — является одним из самых больших признаков близости Судного дня. На самом деле Даджжал — это прозвище. Дано оно этому человеку из-за совершения множества лжедействий (даджжал – дословно «покрывающий правду ложью», то есть это обманщик, шарлатан). Он обладает способностью выдать недействительное за действительное. Имеет иудейское происхождение. Относительно Лучезарной Медины он появится со стороны востока. Среди людей он будет притязать на праведность и богобоязненность. Позднее станет притязать на то, что является «богом». За ним последует очень много людей, особенно иудеи. В его внешности имеются характерные признаки. Он слеп на один глаз. У него нет детей. Он не сможет войти в Мекку и Медину, но в остальные города он войдет. На лбу у него имеется надпись «кафир» (неверующий).