1446 год 5 Рабиус сани | 2024 год 08 октябрь, вторник
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Куръан

Сура «Бакара» (аяты 30 – 34)

04:08 / 05.01.2017 4769 Режим чтения + -


Истории о пророках являются повествованием, отражающим долгий путь беспрерывной борьбы на пути иймана. Будущему поколению, в назидательном плане, очень важно знать как проходила борьба за веру в жизни предков и к чему это привело. Именно поэтому Всевышний Аллах уделяет особое внимание историям о пророках и приводит в Священном Куръане рассказы о двадцати пяти из них.

Здесь же повествуется история первого человека и первого пророка, нашего праотца Адама алайхиссалам:

30. И вот, сказал Господь твой ангелам: «Поистине, Я устанавливающий на земле наместника». Они сказали: «Разве Ты назначишь на ней того, кто будет там совершать нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и святим Тебя?». Он сказал: «Поистине, Я знаю то, чего вы не знаете!».

Из этого аята мы узнаем, что Всевышний Аллах пожелал сделать Адама Своим наместником — халифом на земле. Следовательно, человеку было оказано великое доверие, его посчитали достойным такой высшей степени, как стать наместником Величайшего Аллаха. Подобная честь несет и соответствуюшую огромную ответственность. Человек должен осознавать это и исполнять наказы Того, Кто назначил его халифом, стараться не запятнать высшую степень, которой его удостоил Создатель.

Из слов ангелов: «Разве Ты назначишь на ней того, кто будет там совершать нечестие и проливать кровь…?» становиться ясным, что они путем, известным лишь Аллаху и им самим, ведали о том, что человек будет производить нечестие на земле, сеять смуту и проливать кровь на ней и, в то же время, они посчитали, что эти творения  люди — создаются с целью совершения того, что они, ангелы, совершают сами по своему ангельскому естеству  ради совершения тасбиха, тахмида и священия Аллаха. Но знание Аллаха иное, ангелы не ведают этого.

«Поистине, Я знаю то, чего вы не знаете!» сказал Всевышний Аллах.

То есть совершение нечестия или пролитие крови некоторыми из людей не могут стать препятствием перед волей сотворить на земле наместника. Также и постоянное возвеличивание Аллаха ангелами, произносящими тасбихи и тахмиды, не может препятствовать созданию других, помимо них, существ.

31. И научил [Он] Адама именам их всех, а потом представил их ангелам и сказал: «Сообщите Мне имена вон тех, если вы правдивы».

Из данного аята явствует, что когда Всевышний Аллах назначал человека Своим наместником на земле, то посвятил его в великое таинство. И это — обучение человека всем именам. То есть человек использует имена, значения в качестве определения всех вещей, окружающих его. Способность использовать речевые символы для разумения вещей, которые можно ощутить или которые имеют материальную оболочку, считается одной из самых великих способностей в жизни человека. В противном случае, если бы потребовалось объяснить кому-то, что такое гора, то не было бы иного выхода, кроме как отвести его к горе и показать, ведя вокруг нее. Если бы Всевышний Аллах не даровал человеку эту способность, то было бы сложно представить жизнь на земле.

Как говорится в преданияхчеловек был обучен названиям всего, что его окружало — «это называется конь»«это называется солнце»«а это звезда»вплоть до названия даже самых маленьких вещей. То есть одной из основных причин назначения человека халифом на земле является его способность обретать знания. И то, что сегодня человек своими знаниями раскрывает секреты мироздания, есть результат дарованной тогда способности.

Всевышний Аллах, после того, как обучил человека всем именам, представил их перед ангелами и сказал, дескать, если ваши притязания по поводу того, разве можно сотворить того, кто станет совершать на земле нечестие и проливать кровь, правдивы, то назовите мне имена этих вещей. Ангелы оказались бессильны дать имена этим вещам и признав свое бессилие, они:

32. Сказали: «Пречист Ты! Нет у нас другого знания, кроме как того, чему научил Ты нас. Поистине, Ты — Знающий, Мудрый!».

Ангелы продемонстрировали здесь пример высокой благовоспитанности. Они без замедления, тотчас же признали свое незнание. Признание в своем незнании, вовремя сказанное «не знаю» считается хорошей манерой, а также большим знанием. Тогда Всевышний Аллах, для того чтобы показать достоинства Своего наместника на земле — человека,

33. Сказал: «О Адам, сообщи им имена их!». И когда он сообщил им имена их, то [Он] сказал: «Разве Я не говорил вам, что знаю сокровенное небес и земли и знаю то, что вы обнаруживаете, и то, что скрываете?».

Таким образом проявилось превосходство Адама над ангелами. И это — знание, познания. Человек может производить нечестие и проливать кровь на земле, но также может использовать божественный дар — знание, в нужном месте и стать выше ангелов. В данной позиции, в частности, после того, как ангелы воочию узрели достоинство человека, Всевышний Аллах дал ангелам следующее повеление:

34. И вот, сказали Мы ангелам: «Совершите саджду Адаму!». И совершили они саджду, кроме Иблиса, отказался [он] и возгордился и стал из неверных.

Приказав ангелам совершить саджду, Аллах даровал Адаму великое положение. Но эта саджда не была совершена в знак поклоненияабыла исполнена для чествования Адама — великого творения Аллаха.

Ангелы незамедлительно пали ниц в саджду, потому как в их фитре  природном естестве нет свойства бунтовства и неповиновенияповелениям Аллаха. И только Иблис не совершил саджду. Исходя из этого выражения в аяте, некоторые утверждают: «Иблис в действительности был из числа ангелов, но по причине неповиновения повелению и отказа совершить саджду человеку, он был выведен из рядов ангелов». На самом же деле это не так. Иблис по происхождению относится джиннам, о чем есть аят. К тому же, как сказано в аяте Священного Куръана, в природе ангелов нет свойства неповиновенияповелениям Аллаха. Из этого можно сделать вывод, что в момент, когда Всевышний Аллах приказал ангелам пасть в саджду перед Адамом, Иблис тоже находился в этом месте. Вражда между Иблисом и человеком начинается именно с этого времени. Эта вражда превратилась в борьбу представителя добра с представителем зла.

Подробности же этого мы узнаем в процессе изучения последующих священных аятов, описывающих продолжение рассказа.


Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Источник
islam.uz
Статьи по теме
Каждый пророк обладал присущим ему личным дарованием и соответствующей своему времени и окружению способностью творить чудеса. Например, род фараонов был сведущ читать полностью

2753 16:00 / 10.10.2019
Сура .ШАРХ,Ниспослана в Мекке. Состоит из 8 аятов. Эту суру называют .Шарх,, .Алам нашрох, и .Инширох,. Все эти названия взяты из фразы первого аята. Арабское слово шарх читать полностью

5127 09:30 / 29.02.2020
Ниспослана в Мекке. Состоит из 40 аятов. Арабское слово набаъ означает .важное сообщение,, .особая весть,. Это слово, содержащееся в начале суры, стало ее названием. читать полностью

2990 09:53 / 17.05.2018
Ниспослана в Мекке. Состоит из 5 аятов. В суре .Слон, речь идет о знаменитом событии, получившем название .Событие со слоном,. Эта история была известна многим. Даже читать полностью

3248 09:30 / 09.11.2019
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью